Мировая торговля представляет собой огромный глобальный рынок, который с каждым годом вовлекает всё больше участников. С каждым годом происходит всё большее увеличение объемов торговли, в 2018 году, по оценкам ВТО, темпы роста объемов глобальной торговли составляют от 2,1 % до 4 %. При таком положительном прогнозе, в тоже время между государствами существует некоторая напряженность, которая приводит к увеличению рисков экономического спада, о которой говорит Кристин Лагард директор Международного валютного фонда на саммите «большой двадцатки» в Аргентине. При увеличении объемов мировой торговли, действенность таможенных служб государств остается неотъемлемой частью поддержания торгового равновесия, который состоит в надёжном и безопасном для страны рынке. В этом ключе, странам необходимо иметь такие действенные инструменты, которые позволят таможенным службам не только защищать внутренний рынок, но и делать его максимально адаптированным к возрастающей нагрузке, что невозможно без современных инструментов взаимодействия, опирающихся на межгосударственные соглашения.
С точки зрения стандартизации таможенного дела особое значение имеет Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (далее — Киотская конвенция). Киотская конвенция оказала существенное влияние на развитие права Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), регулирующего таможенные правоотношения. Это связано с тем, что в рамках присоединения основных государств-членов ЕАЭС к Всемирной торговой организации приоритетным стал вопрос приведения союзного законодательства требованиям международных стандартов в сфере регулирования внешней торговли. Положения Таможенного кодекса ЕАЭС опираются на ключевые принципы Киотской конвенции. Так, при присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Россия приняла Конвенцию в объеме Генерального приложения, Белоруссия и Казахстан — даже в большем объеме, хотя и с некоторыми оговорками. Киотская конвенция оказала существенное воздействие на развитие российского законодательства в области таможенного дела. Это в первую очередь связано с тем, что 70 % внешнеторгового оборота России приходится на страны, чье законодательство построено на принципах Конвенции.
Структурно последняя редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений [1]. Помимо этого, Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присоединения к обновленной Конвенции.
Основной текст содержит преамбулу, определения общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.
Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по таможенной очистке и сферам деятельности таможенных администраций.
Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых «стандартных правил». При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.
Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).
Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства, исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.
Развитие таможенного законодательства, правовых основ в сфере регулирования таможенного дела требует системного представления не только в рамках одной Конвенции, а в пакете программных документов, повлиявших на становление законодательства в вышеуказанной сфере. Среди таких основополагающих документов, на наш взгляд, можно выделить положения Международной Конвенции об Упрощении и Гармонизации таможенных процедур, Международную Конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ), Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE). В сравнении мы выделили необходимые критерии, по которым мы бы хотели показать разницу между документами. Сравнительный анализ основных положений вышеуказанных документов представлен в таблице.
Данные документы должны применяться скоординировано и единообразно, чтобы обеспечить эффективное управление границами и проведение таможенного контроля.
Постоянная трансформация глобальной торговой политики требует координации действий и корректирования курса развития таможенных администраций национальных экономик. В условиях цифровизации и перехода торговли в электронный формат, меняются и условия ее осуществления. Таможенным администрациям в этой связи, нельзя отставать от прогрессивных технологий, необходимо все время действовать согласно актуальным документам и регламентам. Документы, рассмотренные в таблице, представляют собой современные и адаптированные инструменты регулирования торговли. Однако в связи с реализацией положений СУПТ и бурным развитием электронной коммерции, положения Киотской конвенции требуют дополнительного пересмотра, о чем решил Совет ВТамО и подтвердил создание рабочей группы по пересмотру Киотской Конвенции. Первое заседание рабочей группы состоялось уже в сентябре 2018 года [5].
Направления совершенствования, на наш взгляд, будут направлены на выявление узких мест и пробелов, которые в настоящей редакции недостаточно освещены, а также включение последних изменений в отношении инструментов и применения наилучшей практики стран-членов. ВТамО стремится к нахождению правильного применения современных и эффективных таможенных процедур при одновременном поддержании правильного баланса между упрощением процедур торговли и обеспечением безопасности, отражения широкого использования электронного представления данных, а также с привлечением юридической помощи от правовых подразделений таможенных администраций стран для разработки соответствующих предложений.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных положений документов
Характеристики |
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено вКиото 18 мая 1973г.) (в ред. Протокола от 26 июня 1999г.) |
Международная Конвенция осогласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982г.) |
Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ) (Бали,2017г.) |
Рамочные стандарты безопасности иоблегчения мировой торговли (SAFE 2018г.) |
Общая сфера регулирования |
Универсальный кодифицированный международно-правовой акт в области таможенного дела. |
Положения распространяются на все импортируемые, экспортируемые и следующие транзитом товары при пересечении одной или нескольких морских, воздушных или сухопутных границ. |
Многосторонние правила по упрощению процедур торговли, главным образом, связанные с таможенными режимами. |
Набор принципов и стандартов и предлагаются для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО. |
Цели |
Устранение расхождений в таможенных процедурах государств-участников, упрощение и облегчение международной торговли |
Сокращение требований в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля |
Создание возможности для повышения эффективности и ускорения прохождения таможенных процедур |
Гармонизация требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках. |
Способы достижения целей |
Универсальное и гармонизированное законодательство в области таможенного дела |
Сокращение требований к осуществлению формальностей, национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения |
Применение информационно-коммуникационных технологий при упрощении процедур торговли |
Предоставление льгот, для компаний, соблюдающих минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующих эффективные методы работы |
Состав участников |
101 государство-участник по всему миру и одна международная организация |
56 государств-участников по всему миру и одна международная организации. |
Более 110 стран государств по всему миру |
Они были единогласно приняты странами-членами ВТамО в июне 2005 г. |
Применение новых технологий и лучших практик |
Установление принципа применения современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий. |
Выполнение установленных двухсторонними соглашениями нормативов времени на выполнение технологических операций по приёму и передаче поездов на пограничных станциях. |
Сотрудничество в сфере оказания технических рекомендаций или поддержки создания механизмов для целей администрирования мер по соблюдению требований и повышения их эффективности. |
Совершенствование информационно-технологических систем. |
Литература:
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
- Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах(Совершено в Женеве 21 октября 1982 года) // КонсорциумКодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/551160441
- Соглашение об упрощении процедур торговли.ПРОТОКОЛ о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // КонсорциумКодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/542600777
- Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности) // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/wco-safe.htm
- Официальный сайт Всемирной Таможенной Организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2018/september/wco-working-group-on-the-comprehensive-review-of-the-rkc-holds-its-first-meeting.aspx