Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и мыслительной деятельности. В данной работе представлена характеристика некоторых видов активных методов, пример использования одного из них на уроке и их эффективность. Появление активных методов способствует обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Ключевые слова: активные методы, анализ, метод, самообучение, активная деятельность, обучение.
При изучении Основ безопасности жизнедеятельности одним из важных структурных элементов процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих компетенций, которые всегда находится в зоне пристального внимания. [1, 24 с.] Для формирования ключевых компетенций на занятиях можно применить следующие методы:
анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, игровое производственное проектирование — активный метод обучения, семинар-дискуссия — процесс диалогического общения участников, «Круглый стол» — форма познавательной деятельности обучающихся, а дискуссия — часть «круглого стола» по любой тематике.
Педагогические игровые упражнения — разновидность развлекательных игр: викторины, конкурсы, состязания, кроссворды. Многие виды активных методов применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. [3, 21 с.] Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с задачами и целями урока.
Цели |
Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала |
Групповая дискуссия, мозговой штурм, семинар-дискуссия |
Эффективное предъявление теоретического материала |
мозговой штурм, деловая игра |
Самообучение |
деловая игра, семинар-дискуссия |
Применение знаний, умений |
Групповая дискуссия |
Развития навыков активного слушания |
Групповая дискуссия |
Рекомендации по использованию активных методов обучения из опыта работы в политехническом отделении ГБПОУ ЮЭТ.
УРОК ИГРА «Береженного Бог бережет». Использование игровых ситуаций, мультимедийных средств и практических навыков способствует повышению интереса к рабочей профессии, повышению самооценки студентов и стремлению расширить свой кругозор в профессиональной сфере. [5, 33 с.].
Помимо теоретических вопросов организован практический конкурс по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Форма: интеллектуально — игровая (викторина).
Цель: Познакомить учащихся с основными причинами поражения электрическим током. Действием электрического тока на организм человека. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током
формирование знаний и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций с электрооборудованием, по характерным признакам анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи: Образовательная: знать правила электробезопасности, дать возможность студентам в разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные раннее знания.
Воспитательная: способствовать воспитанию у студентов неукоснительного выполнения правил электробезопасности
Развивающая: активизировать развитие памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, связанных с использованием электроприборов.
Оборудование: АРМ, огнетушители, плакаты, презентация, фильм
Участники игры: студенты групп первого курса.
План урока:
Мотивация темы урока. Демонстрация видеоролика с нарушениями правил электробезопасности.
Вопрос: как вы думаете, как называется тема нашего урока?
Электробезопасность в быту и на производстве.
Изложение нового материала:
- Основные причины поражения электрическим током
- Действие электрического тока на организм человека и виды электротравм
І этап. Викторина “ Электробезопасность”.
Итак — первый тур разминочный. Вопросы по электробезопасности. Для ответа необходимо поднять руку с места.
ІІ этап. “Найдите нарушения». Каждой команде предоставляются фото с нарушениями требований охраны труда. Найти 3 нарушения. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
III.Тур И завершающий этап — практический проводит каждая группа самостоятельно. Разработка проекта каждой командой самостоятельно «Электричество наш друг или враг?» Придумать ситуационную задачу о нарушениях правил электробезопасности.
Предлагаются ситуации с ранениями студентов; аптечка первой медицинской помощи. Необходимо как можно быстрее и правильнее оказать первую помощь при ожогах, переломах, травмах, реанимационных мероприятиях и как провести освобождение пострадавшего от воздействия электрического тока.
Заключение: Видеофильм. «Памятка по электробезопасности». Подведение итогов игры. Слово почетному жюри. Награждение победителей.
В заключение раскрывается, что активные методы позволяют так же эффективно в процессе урока осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры, отвечающие современным потребностям общества. Активные методы обучения помогают на более легком уровне усвоить изучаемый материал и повысить качество обучения. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения.
Литература:
- Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения [Текст] / М. М. Анцибор.- Тула: Искусство, 2001. — 254 с.
- Беспалько, В. П. Программированное обучение [Текст] /В. П. Беспалько — М.: Искусство, 2002. — 132 с.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] /В. П. Беспалько — М.:Академия, 2001. — 234 с.
- Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская — М.: Искусство, 2001. — 234 с.
- Брушменский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А. В. Брушменский — М.: Академия, 2003.- 321 с.