Психолого-педагогические аспекты проведения эффективной презентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Психолого-педагогические аспекты проведения эффективной презентации / В. Е. Скачок, И. Ю. Кожекина, Л. Ю. Петровская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57229/ (дата обращения: 19.12.2024).



Независимо от ситуации, публичное выступление — дело ответственное и непростое, особенно если впервые предстоит выступать на публику. Презентация — одна из форм публичного выступления. Презентации проводятся как в рамках школьного курса, проводят в университете, проводят презентации рекламы нового шампуня для покупателей и много где ещё. Что же необходимо сделать, чтобы презентация была более эффективной? Разберем, что же она из себя представляет.

Презентация — это своего рода публичное выступление. Оно выражается явным наличием публики. Для примера, разговор двух людей (продавца и покупателя, учителя и ученика, руководителя и подчиненного) представляет диалог, а наличие одного выступающего и десять или слушающих — это уже презентация.

В рамках презентации цели могут быть разные. Целью побудительных речей является некое действие, к которому склоняют аудиторию. Цель ритуальных речей — чувства, эмоции аудитории. Цель же информирующих речей — понимание аудиторией новой информации или изменение мнения об известной. Результатом презентации является действие аудитории по отношению к презентуемому объекту. [1, стр. 5]

К задачам презентации относят:

1.Информирование

2.Убеждение

3.Мотивирование

Презентация обязательно сподвигает к какому-либо действию.

Например, нас информируют, что мобильная связь позволяет быстро и просто связаться с нашими родственниками в соседнем регионе. Для проверки — нам предоставляют аппарат для связи (сотовый телефон), на котором набрав номер телефона родственников мы сможем дозвониться до родственников за считанные секунды. И мотивирование к покупке выражается нашей потребность звонить родственникам как можно чаще, быстро и просто.

В рамках обучения мы также можем провести данные параллели и воспользоваться решением трех задач образования:

1.Информирование

Наше учебное заведение сможет предоставить все необходимые возможности для вашего обучения и овладения знаниями, умениями, навыками для будущей профессии

2.Убеждение

Каждый, кто будет хорошо учиться, получит диплом об окончании учебного заведения

3.Мотивирование

Каждый, кто усвоит полностью материал, будет считаться дипломированным специалистом и получит диплом для дальнейшего трудоустройства.

Подготовка к презентации выстраивается по принципу: «Зачем?», «Кому?», «Что?», «Как?»

Отвечая на эти вопросы для себя, мы быстрее сможем донести информацию до других людей и сформировать у них потребность в чем-либо.

Касательно обучения и в рамках государственного образовательного стандарта, мы приводим презентацию как доступное донесение информации. Обычно при презентациях используются мультимедийные устройства и раздаточный материал для визуального восприятия.

Структура презентации классическая и разделена на три части:

1. Вступление

2. Основная часть

3.Заключение

Рамки тайминга на каждую часть не являются строгими, но лучше придерживаться 15 % процентов времени на вступление, 70 % на основную часть и вопросы аудитории, а также 15 % на заключительную часть для создания общего баланса выступления.

С чего стоит начать? Вступление — это основа для ведения презентации. Если это хорошо знакомая категория людей, которые приходят ежедневно на занятия — один формат вступления. Если же это малознакомая или не знакомая публика, то во время вступительного обращения стоит затронуть вопросы: «Кто вы?», «Зачем вы здесь?», «Каков регламент?»

Во время вступления, для повышения интереса со стороны публики, необходимо подать себя как компетентного специалиста, сделать ссылку на материалы, которыми пользовались при подготовке презентации либо на чье авторитетное мнение ссылаетесь, а также создать интригу, которая будет протекать через все выступления оратора с развязкой в заключении.

На протяжении всей презентации внимание может поддерживаться различными способами.

1. Анонс.

Во время рассказа можно сделать отступление и рассказать о событии, которое связано с темой презентации.

2. Пауза.

Когда внимание публики рассеялось, можно воспользоваться данным методом, чтобы сконцентрировать внимание на себе.

3. Вопрос.

«Быть или не быть?», «А судьи кто?» Риторический вопрос или вопрос выборочным слушателям повысит внимание остальных.

4. Комплимент.

Всем приятно, когда их хвалят. Публика — тоже своего рода «живой организм» и положительно влияет на похвалу.

5. Удивительный факт.

Во время презентации оратор, чтобы не быть монотонным, может сделать акцент на каком-либо факте.

6. История.

Вернутся на пару лет назад, понять какие были ошибки либо какой опыт был получен — интересный и поучительный момент для аудитории.

7. Актуальное событие.

Событие, которое произошло только вчера, сегодня или даже пару часов назад.

8. Интрига.

Создать загадку, которая будет интересна и длится на протяжении всей презентации.

9. Притча.

Схожий пример с историей, но не имеющий под собой документального подтверждения. Обычно подтверждается авторитетом оратора.

10. Юмор.

В рамках дозволенного можно практиковать данный метод, но это зависит от индивидуального мастерства оратора и готовности публики.

11. Благодарность.

Более высокая степень признательности со стороны оратора, чем комплимент.

12. Казус.

Привлечение внимание по средствам нестандартной ситуации, которая не предполагает случайного действия.

Основная часть предполагает большой массив информации. Для лучшего усвоения публикой данной информации лучше разбить её на фрагменты. Несмотря на то, что речь в этой части пойдет о той теме, которую выбрал оратор, сосредоточить внимание необходимо на публике. И вот почему: публике в первую очередь представляет интерес сама публика. Все взгляды, интересы, стремления — направлены на неё саму.

В это же время предполагается информационное поле о предмете презентации. Так как среди публики есть как аудиалы, так и визуалы, то имеет смысл на данном этапе использовать дополнительно мультимедиа оборудование.

В рамках подготовки именно основной части стоит продумать вопросы к аудитории и вопросы от аудитории. Будут риторическими и не требующими ответа или наоборот, заставят задуматься над поставленным вопросом — позиция оратора должна быть четкой. Для формирования определенной позиции требуется аргументация и получение обратной связи, если есть сомнения по каким-то пунктам выступления.

На заключительном этапе, когда произведена информативность публики, поднята проблема и рассмотрены способы её решения происходит резюмирование в виде тезисов.

Тезисы — это краткий пересказ основных моментов презентации, которые имеют структурированную форму и подводят к какому-либо действию.

В заключении необходимо также поблагодарить публику за проведенное время.

Факторы, которые влияют на успех презентации:

  1. Внешний вид и дистанция.
  2. Невербальные сигналы.
  3. Паравербальные сигналы.

Внешний вид — деловой стиль, который лишь под действием публики может несколько меняться в виду религиозных, традиционных, местных или классовых особенностей.

Дистанция — может быть разной и в рамках презентации, если есть возможность её изменять, то лучше менять для большей концентрации внимания на ораторе.

К невербальным сигналам относят мимику — насколько подвижна мимика, настолько и эмоциональна аудитория. Поза оратора тоже играет важный момент — для восприятия как знающего предмет обсуждаемого вопроса должна быть «открытость» позиции и уверенность, ведь в каком статусе не был выступающий — он хозяин положения.

К паравербальным сигналам относят тембр, тон, высоту голоса, скорость речи, громкость, четкость произношения и в отличие от невербальных параметров, некоторые изменить и контролировать куда сложнее.

Что же делать для уменьшения отвлекающих факторов на выступление, таких как страх или волнение?

Для нивелирования данных фактов необходимо больше репетировать, смотреть на примеры лучших ораторов, больше двигаться, производить различные дыхательные упражнения, переключать внимание, визуализировать своё выступление и настроиться на позитивный лад.

Во время презентации могут случаться различные ситуации, и оратору часто приходится импровизировать. Подготовка даже к большому количеству вопросов не сможет оградить от неких уникальных вопросов, которые могут поставить в тупик. Только мастерство и личные качества помогут поддержать данное выступление в нужном русле. И нельзя забывать, что самой важной основой, фундаментом любого общения служат не теории и приемы, а добрые человеческие отношения. [2, стр. 233]

Литература:

  1. К выступлению готов! Презентационный конструктор / Гандапас Р. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. — 102 с.
  2. Убеждай и побеждай: секреты эффективной аргументации / Непряхин Н. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основная часть, презентация, публичное выступление, аудитория, внешний вид, внимание, время презентации, какое-либо действие, оратор, учебное заведение.


Задать вопрос