Особенности деятельности транспортных предприятий Калининградской области в условиях анклава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Гамзаев, Б. А. Особенности деятельности транспортных предприятий Калининградской области в условиях анклава / Б. А. Гамзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57239/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что с точки зрения реализации национальных стратегических задач Калининградская область относится к числу важнейших регионов, обеспечивающих экспорт российских грузов в страны Западной Европы. Анклавное положение Калининградской области представляет собой «коридор развития», играя при этом важную роль в международных отношения между РФ и ЕС.

Ключевые слова: анклав, грузооборот и объем перевозок автомобильного и железнодорожного видов транспорт, особая экономическая зона, валовой региональный продукт, коэффициент естественного прироста населения, экономика.

Несомненно, что одна из важнейших отраслей экономики Калининградской области — это транспорт. Нужно подчеркнуть, что в данном секторе региональной экономики занята значительная часть трудоспособного населения — 9,6 % по данным за 2017 г. Более того, вся «история» научных и стратегических воззрений региональных экономистов за постсоветский период делает из транспорта Калининградского региона некое волшебное окно в мир богатой и успешной экономики. Но все-таки по фактору трудовой популярности в данном регионе это средняя отрасль. Например, в системе недвижимости14 занято примерно столько же трудовых ресурсов, как и на транспорте.

В этом секторе региональной экономики Калининградской области на ведущую роль претендуют, и вполне обоснованно, различные виды транспорта. Например, в соответствии с информацией, опубликованной на ресурсе Калининградской железной дороги, а также прозвучавшей в докладе заместителя начальника железной дороги по Калининградский области о том, что 80 % объема перемещаемых в Калининградской области грузов выполняется железнодорожным транспортом [1].

Действительно, то, что этот вид транспорта Калининградской области является важнейшей составляющей транспортного комплекса региона. Здесь расположено 29 грузовых станций, в том числе 4 пограничных и 3 припортовых. Эксплуатационная длина главных путей составляет 952 км, эксплуатационная длина станционных путей — 499 км. Калининградская железная дорога готовится в «полном объеме» предоставлять свои возможности по использованию международных коридоров из Европы до Владивостока и далее в Китай и Южную Корею компаниям — отправителям и получателям грузов.

По данным Росстата, объем перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом по Калининградской области за 2017 г. составляет, соответственно, 3,7 и 5,3 млн. тонн [3]. Объективная тенденция такова, что удельный вес объема перевозок грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности по Калининградской области в объеме перевозок автомобильным транспортом в целом по РФ постоянно снижается: с 0,195 % в 1995 г. до 0,1 в 2017 г. Но по отправлению грузов железнодорожным транспортом общего пользования аналогичный показатель уменьшился почти в 3 раза/

По мнению региональных экспертов, перевозки на автомобильном транспорте по стоимости превышают железнодорожный тариф на 30 %, а доставку грузов с использованием паромного сообщения Балтийск — Санкт-Петербург — на 20 %. Причина: транзитный разрыв с основной территорией страны. Это системное свойство анклавов, негативно влияющее на конкурентоспособность экономики ввиду высоких финансовых и временных затрат на транспортировку продукции в материнское государство [3]. Однако, в соответствии с приведенными статистическими данными, объемы перевозок «падают» именно на железнодорожном транспорте.

Тем не менее, региональные специалисты отмечают, что федеральное правительство в своих указах не учитывает специфику региона, имея в виду несколько важных вопросов: 1. утилизационный сбор на автомобильном транспорте; 2. временные затраты на таможенное оформление грузов; 3. грузовую изоляцию региона:

  1. Повышение размера утилизационного сбора приводит к тому, что подержанная техника будет стоить дороже новой. Но лишь некоторые международные автоперевозчики могут позволить себе обновление парка новыми автомобилями. В основном, это обновление происходит за счет подержанных автомобилей 3–5 лет.
  2. Представители логистических компаний говорят о том, что доставка грузов на автомобильном транспорте занимает в два раза больше времени, чем доставка груза на такое же расстояние по основной территории России, а затраты на ее осуществление за последние 10 лет увеличились на 40 %.
  3. Периодически проблемы с польскими разрешениями постоянно возникают и, по оценкам региональных экспертов и перевозчиков грузов на автомобильном транспорте, они увеличиваются. На примере одной из компаний таких разрешений было выдано меньше заявленных на 40 % [2].

Прогнозные расчеты по удельному весу грузооборота автомобильного транспорта в процентах позволяют надеяться, что объемы транспортной работы по Калининградской области в тонно-километрах все-таки будут расти.

В Калининградской области расположен единственный незамерзающий порт России на Балтике. Порт Калининград в юго-восточной части Балтийского моря имеет выгодное положение. Расстояние до важнейших иностранных портов на Балтике — от 63 до 1099 морских миль.

За последние пять лет грузооборот порта находится в интервале от 11,7 до 13,8 тыс. т. Количество судозаходов за 2018 г. составило 3704 [3]. В Калининградском регионе активно развивается портовая инфраструктура. Во исполнение поручения Президента РФ от 05.10.2013 № Пр-2368 в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596, реализуется проект «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области, как первый этап реализации мероприятия «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград».

Таким образом, в Калининградской области реализуются различные проекты по улучшению и развитию транспортной инфраструктуры.

Литература:

  1. ОАО «РЖД» «Калининградская железная дорога». «Презентация услуг Калининградской железной дороги»
  2. Поляков Р. К., Дуров А. В. Развитие Калининградской области в аспекте формирования кластерных образований // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 12. С. 1929–1948.
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. М., 2017. С. 1028, 1034.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, Балтика, доставка грузов, Калининград, Калининградский регион, региональная экономика, РФ, утилизационный сбор.


Ключевые слова

экономика, особая экономическая зона, валовой региональный продукт, анклав, грузооборот и объем перевозок автомобильного и железнодорожного видов транспорт, коэффициент естественного прироста населения

Похожие статьи

Свободный порт Владивосток как фактор повышения конкурентоспособности судостроительного производства в Приморском крае

Выступая прибрежной территорией Дальневосточного федерального округа, Приморье оказывает большое влияние на спектр социальных и экономических процессов развития макрорегиона. Наболевшей проблемой Дальневосточного региона уже продолжительный период ос...

Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации

В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...

Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона

Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса в...

Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность российских морских портов

В статье рассмотрены вопросы о роли эффективного управления внешнеэкономической деятельностью российских морских портов — как одно из приоритетных направлений преобразования отечественной морской транспортной системы, обеспечивающей экспорт и импорт ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Влияние глобализации на эффективность грузоперевозок морским транспортом Великобритании

В статье рассмотрены вопросы снижения особой роли морского транспорта в структуре развития экономики и внешней торговли Великобритании как островного государства.

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Дипломатические отношения Пскова с европейскими государствами

Для развития рыночной экономики и инфраструктуры современным городам и агломерациям необходимо взаимодействовать с международным сообществом, учитывая особую историческую обусловленность данного взаимодействия, Пскову требуется куда меньше усилий для...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики

Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдел...

Похожие статьи

Свободный порт Владивосток как фактор повышения конкурентоспособности судостроительного производства в Приморском крае

Выступая прибрежной территорией Дальневосточного федерального округа, Приморье оказывает большое влияние на спектр социальных и экономических процессов развития макрорегиона. Наболевшей проблемой Дальневосточного региона уже продолжительный период ос...

Влияние санкций на структуру внешнеторгового оборота Российской Федерации

В России внешнеторговая деятельность в последние годы сталкивается со значительным санкционным давлением, усиление которого произошло в начале 2022 года. Взаимные межстрановые санкционные ограничения как барьеры в современной международной торговле я...

Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона

Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса в...

Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность российских морских портов

В статье рассмотрены вопросы о роли эффективного управления внешнеэкономической деятельностью российских морских портов — как одно из приоритетных направлений преобразования отечественной морской транспортной системы, обеспечивающей экспорт и импорт ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Влияние глобализации на эффективность грузоперевозок морским транспортом Великобритании

В статье рассмотрены вопросы снижения особой роли морского транспорта в структуре развития экономики и внешней торговли Великобритании как островного государства.

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Дипломатические отношения Пскова с европейскими государствами

Для развития рыночной экономики и инфраструктуры современным городам и агломерациям необходимо взаимодействовать с международным сообществом, учитывая особую историческую обусловленность данного взаимодействия, Пскову требуется куда меньше усилий для...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Исследование ресурсного потенциала региона на примере лесного комплекса Удмуртской Республики

Лесное хозяйство — отрасль, которая играет важнейшую роль в российской экономике, занимает весомую долю в показателе ВВП и влияет на благосостояние страны и ее населения. В настоящей статье рассматриваются критерии развития лесного комплекса на отдел...

Задать вопрос