Ключевые слова: транспорт, железнодорожный, ж/д транспорт.
Термин «транспорт» произошел от латинского слова «transporto», что означает: перевозить; переносить; перемещать. Появление транспорта имеет отношение к древнейшим временам. В Древнем Китае, Римской империи, Персии использовались колесные повозки. С увеличением товарообмена сформировалось морское и речное судоходство. Данный период отличителен тем, что в области обмена транспорт был связан с торговлей, и они выступали как единое целое.
Дальше, с увеличением обмена, накопления капитала, торговли и углублением общественного разделения труда формировался подходящий климат для выделения транспорта в самостоятельную сферу производства. В 15–16 столетиях большая часть владельцев судов стала специализироваться лишь на перевозках. В большинстве государств возникает почта, нуждающаяся в доставке транспортом, плюс ко всему — перевозка большого количества людей, требующих их частых перемещений по наземным дорогам, способствовало тому, что в 17 столетии в Германии, Франции, позднее в Британии, начали строиться усовершенствованные дороги.
Образование общественного транспорта и его укрепление в самостоятельной отрасли производства, случается в Западной Европе в период индустриального переворота (60-е года 18 столетия). Формирование мощной промышленности требовало сокращение издержек при транспортировке не малого объема грузов. Подъем внешней торговли между государствами инициировал активный рост морского судоходства. Торговый морской флот в конце 19 столетия имел большое количество пароходов. В конце 19 века, начале 20-х годов 20 века начал появляться автотранспорт, благодаря которому облегчилась перевозка грузов на короткие расстояния. В начале 20 столетия появился гражданский воздушный флот.
Одним из главнейших видов современного транспорта считается жд транспорт. На сегодняшний день железнодорожный транспорт впитал в себя плоды длительного процесса формирования сети железных дорог и постоянного улучшения отдельных частей: станционных построек; рельсовых путей; вагонов; средств тяги; сигнализации и безопасности, средств связи. Также, как и формирование транспорта в целом, возникновение и развитие жд транспорта непосредственно связано с ростом мощной промышленности, в особенности металлургической и горнодобывающей.
Прототипом железной дороги считаются рельсовые колеи (каменные либо древесные), с помощью которых в древние времена транспортировали грузы. В 15 веке в шахтах Ирландии, Англии, а позднее России и Франции стали применяться чугунные рельсы для перегона с канатной и конной тягой. Паровая тяга в первый раз удачно была использована в 1825 году на железной дороге в Англии: Дарлингтон-Стоктон длиной 21 километр, созданной Дж. Стефенсоном. В 1830 году была открыта большая железная дорога из Манчестера в Ливерпуль, в эти же года было начато использование первой железная дорога в США. В 30-е годы возникли железные дороги в Германии, Австрии, Франции, Бельгии и других государствах.
В Российской империи в 1834 году построили заводскую железную дорогу в г. Нижний Новгород, на которой ходили паровозы Е. А. и М. Е. Черепановых. Первая общественная железная дорога в Российской империи была введена в эксплуатацию в 1837 году по маршруту Петербург-Павловск-Царское Село. В 1861 году завершили строительство одной из крупнейших в то время двухпутной магистрали Петербург-Москва. На этой дороге было построено 272 довольно значительных сооружений, также — 184 моста.
В конце 19 века в России были сооружены такие жд пути: Москва-Брест (1871 г.); Москва-Курск (1868 г.) Курск-Киев (1870 г.); Ташкент-Красноводск (1899 г.). В 1891–1901 гг. был построен Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока. К концу 19 века в России начали создаваться железнодорожные узлы и сортировочные станции.
В 1850–1870 годах стартовало строительство железных дорог и на других континентах — в Африке, Азии, Австралии, в Южной Америке. Жд строительство проводилось в последующие года в больших масштабах. В первой половине 20 века сеть железнодорожных путей по всему миру перевалила за один миллион километров. Стремительный рост железных линий в 19 веке был обусловлен, их серьезным экономическим превосходством по сравнению с иными типами транспорта. Таким образом, цена грузоперевозок уже по первым железным дорогам была в 3–6 раз меньше, нежели гужевым транспортом, и в том числе меньше цены транспортировки по мелководным каналам и рекам. При этом необходимо выделить, что улучшение железнодорожной техники и повышение объема грузоперевозок содействовали последующему понижению стоимости перевозок.
В начале 20 века сеть мировых железных дорог составляла 1114 тысяч километров, а сеть судоходных каналов и рек — 318 тысяч километров, в тоже время оборот железных дорог составлял 753 миллиарда тонно-километров, а речного и морского транспорта — 1545 миллиона тонно-километров. Таким образом оборот ж/д транспорта превосходил оборот речного и морского транспорта уже в то время в 487 раз. При этом необходимо заметить, что скорость доставки грузов по железной дороге приблизительно вдвое быстрее, чем речным транспортом. К этому можно добавить то, что железнодорожный транспорт имеет большую провозную способность — от миллиона тонн грузов в год из расчета однопутной линии, до сотен миллионов тонн по двухпутной линии.
Рассматривая развитие мирового железнодорожного транспорта, стоит отметить, что стремительному развитию сети железных дорог в конце 19 века — начале 20 века поспособствовала их военно-стратегическая ценность. Этим и объясняется государственная поддержка процессу строительства железных дорог во всех странах — безвозмездная передача частным железнодорожным компаниям государственных земель, содействие финансированию строительства, государственные гарантии по выплатам дивидендов в соответствии железнодорожным акциям.
В начале 70-х годов 20 века из цивилизованных стран только в Соединенных Штатах Америки железные дороги были частными. В других странах с развитой экономикой, в среднем около 85 % сети железных дорог — государственные, в том числе в Италии — 77 %, Германии — около 85 % в Бельгии -88 %, в Японии — выше 80 %. В дореволюционной России 70 % сети железных дорог были государственными, а остальные 30 % — частными.
Используемая длина железных дорог России к 1917 году составляла 70.3 тысячи км. Грузоперевозки выполняли в двухосных вагонах с ручными тормозами. Использовались не экономные для этого времени паровозы, а для управления процессом движением поездов использовались в основном жезловая система и телеграф. В 1924 году впервые был построен тепловоз мощностью 1000 лошадиных сил. В 1926 году стартовала электрификация железных дорог, в 30-е годы ведется активное техническое перевооружение. Рост железных дорог в послевоенные года связано с их реконструкцией — глобальное внедрение тепловозной и электрической тяги, постройка большегрузных вагонов, оснащенных автотормозами и автосцепкой, внедрение приборов механизации, автоматики и идеальных средств связи.
Нынешний железнодорожный транспорт является одной из главных сфер народного хозяйства, дающий, наряду с иными видами транспорта, изготовление и оборот продукта промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяющий потребности жителей в перевозках.
Необходимо отметить, то что нередко процедура транспортировки грузов содержит в себе, помимо непосредственно транспортировки, вдобавок действия по погрузке, выгрузке, приемке и выдаче грузов повагонными, небольшими отправками и контейнерами. Как правило, загрузка и разгрузка грузов выполняется равно как на станционных складах и терминалах, находящихся в распоряжении железных дорог, таким образом и на прирельсовых складах, площадках и иных пунктах, находящихся в распоряжении предприятий, учреждений и органов. При исполнении существенного объема погрузочно-разгрузочных работ применяются специализированные устройства, машины, приспособления и инструменты. С целью приема, погрузки, выгрузки и выдачи навалочных и тяжелых грузов в терминалах организуются специальные пункты-эстакады, платформы, механизированные склады, контейнерные площадки.
К главным показателям, определяющим техническую сторону железных путей, её техническое обеспечение, относятся такие как: количество основных линий; тип тяги; конструкция верхнего строения дороги — вид рельсов, количество шпал на один километр, материал и толщина балластного слоя; тип устройств автоматики и телемеханики. На железных путях нашего государства используются тепловозы, электровозы, дизель-поезда, электропоезда, газотурбовозы, мотовозы и паровозы.
С целью того, чтобы в определенной степени дать оценку мощности и состоянию жд транспорта России, в первую очередь необходимо привести некоторые характеристики железнодорожных путей, а далее уже грузового потока. Крайние статистические данные демонстрируют, что:
- Эксплуатационная протяженность железнодорожной сети общего пользования на начало 2018 года составляет 85,5 тысяч км., в том числе; электрифицированных — 43,7 тысяч км; с тепловой тягой, соответственно, — 41,8 тысяч км;
- Плотность общих транспортных путей сообщения в РФ, включая автомобильный, железнодорожный и внутренний речной транспорт, на конец 2018 года составляет 947 тысяч км;
- Плотность общественных железнодорожных путей по регионам России составляет на конец 2018 года 54 километра путей на 10000 кв. км. территории;
- Эксплуатация железнодорожного грузового подвижного состава на окончание 2018 года имеет следующий показатели: электровозной -75,3 %; тепловозной — 24,7 %;
- Средний вес (брутто) грузового поезда на начало 2019 года равен 4064 тонн.
При оценке специалистами ж/д транспорта в прогнозе на будущее — в 21 веке всё большую роль будет иметь экологический фактор. По сравнению с авиационным и автотранспортом на железных дорогах значительно ниже удельные энерго затраты и выбросы вредоносных веществ в атмосферу. Это, в первую очередь, является одной из основных факторов увеличения протяженности скоростных железных дорог в мире. Европейские эксперты-экологи установили, что в расчете на один пассажиро-километр затраты энергии на железных дорогах ниже, нежели на авиационном и автотранспорте, в соответствии с этим, в 4,5–5,5 раз и в 3,5–4,5 раза, а выбросы вредоносных элементов (с учетом выработки электроэнергии на электростанциях), соответственно, в 7,5–8,5 раз и в 4,5–6,5 раза.
Еще одно достоинство ж/д транспорта перед остальными типами — территориальное. Дело в том, что площади земли, отводимые под железные дороги, в 2,0–2,5 раза меньше, нежели площади, требующие отвода территории под автотрассы, при одинаковой пропускной способности железнодорожного и автотранспорта. К этому необходимо прибавить, то что площади земли, отводимые под аэропорты, также несколько превосходят площади, отводимые для скоростных железных путей при перевозке того же числа пассажиров. При этом необходимо принимать во внимание, что на электрифицированных железных путях могут применяться такие перспективные энергоносители 21 столетия, которые при работе электростанций никак не требуют сжигания продуктов нефтепереработки, газа или угля. Непосредственно по этой причине железнодорожный транспорт всё чаще называют экологически чистым типом транспорта.
Заключая указанное выше, как с позиций формирования ж/д транспорта его развития и созревания, так и с позиций объемов перевозки грузов, экологии и иных причин, специфичных для нашего государства, нужно полагать что в условиях РФ в наше время и в обозримом будущем 21 столетия железнодорожный транспорт представляет собой основной вариант магистрального транспорта, как пассажиропотоков, так и грузоперевозок.
Литература:
- Лисицын Л. И. Железнодорожный транспорт России в XXI веке. –М. 2011.
- Сайт РЖД [Электронный ресурс] URL: http://www.rzd.ru/static/public/ru/accessible?STRUCTURE_ID=5232 (Дата обращения: 01.03.2019).
- Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_система_России (Дата обращения: 01.03.2019).