В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования, и тенденции в решении этих проблем.
Ключевые слова: орфографическая и пунктуационная грамотность, речевая культура, дополнительное образование, единый речевой режим.
Annotation. The article deals with the problems arising in the process of improving the spelling and punctuation literacy and speech culture of teachers of additional education, and trends in solving these problems.
Keywords: spelling and punctuation literacy, speech culture, additional education, a single speech regime.
Состояние орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры россиян в настоящее время вызывает серьезную обеспокоенность. Беспокоит то, что минимальный порог оценки ЕГЭ по русскому языку год от года понижается, что свидетельствует о недостаточной языковой грамотности выпускников школ, то, что в речи молодежи всё чаще употребляются нецензурные слова, иностранная лексика, слова-паразиты, наблюдается ограниченность словарного запаса. И это проблема не только школы, но и всего общества, в котором существует человек как языковая личность.
Важно понимать, что невозможно воспитать грамотно говорящего и пишущего человека в обществе, где большинство людей говорят и пишут с ошибками. Следовательно, ответственность за формирование языковой личности, владеющей в достаточной степени нормами языка, культуры речи должна ложиться не только на учителей русского языка и литературы, но и на всех педагогов, которые взаимодействуют с обучающимся, в том числе и педагогов дополнительного образования.
Другой вопрос состоит в том, владеют ли педагоги дополнительного образования, без сомнения профессионалы в своей сфере деятельности, компетенциями, связанными со знанием норм орфографии и пунктуации русского языка, культуры речи в достаточной степени? Возьмем во внимание и тот факт, что, например, для педагогов общего образования в последние годы проводятся различные методические объединения, мастер-классы, нацеленные на создание единого речевого режима, развитие языковой грамотности педагогов, а в дополнительном образовании такая практика встречается довольно редко. Но просматривая положения о творческих конкурсах, проводимых организациями дополнительного образования, слушая речь педагогов, беседуя с ними о проблемах, связанных со знанием норм языка и культуры речи, можно сделать вывод, что необходимость повышения орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования имеется.
Однако необходимость повышения орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования признается далеко не всеми педагогами. Не каждый готов согласится с тем, что для творческого профессионального роста необходимо совершенствовать свои орфографические и пунктуационные навыки, навыки работы с различными стилями речи, учиться правильно произносить слова, входящие в орфоэпический минимум, изучать основы ораторского искусства, приобретать опыт в выступлениях перед различными типами аудиторий. Кроме того, даже осознающий необходимость такого самосовершенствования педагог не всегда может себе позволить курсы русского языка для взрослых, цена которых варьируется от 3500 рублей до 15000 рублей и более.
Актуальным решением этих проблем может стать создание муниципальными образованиями субъектов РФ бесплатных курсов для взрослого населения, педагогов дополнительного образования по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры. Данные курсы могут быть организованы как долгосрочными с еженедельным посещением в вечернее время, как курсы выходного дня, рассчитанные на 3–4 часа в один из выходных дней или же как ежемесячная выездная форсайт-сессия с обучением, решением кейсов и т. д.
При планировании и организации курсов такого рода важно понимать, что целевой аудиторией является взрослое население, а именно педагоги дополнительного образования, имеющие фундаментальные познания в педагогике, методике преподавания, а это значит, что использование традиционных методов и приёмов работы, хорошо известных и используемых педагогами, будет неэффективно, не будет давать желаемых результатов. Для вовлечения в активную и творческую работу слушателей курсов более целесообразно обратить внимание на некоторые современные тренды, технологии и приемы обучения, в том числе и заимствованные из методики корпоративного обучения.
Одной из самых востребованных новинок современного образования для взрослого населения может стать обучение в неформальной обстановке, или «коворкинг». Пожалуй, именно неформального общения не хватает в педагогических сообществах. Более традиционным считается обсуждение различных профессиональных вопросов на совещаниях, конференциях, круглых столах, где коммуникация строго регламентирована, что в какой-то степени ограничивает профессиональное взаимодействие. Иначе дело обстоит с коворкингом, ведь он предполагает обсуждение всех вопросов, принятие решений по ним в комфортной обстановке, усвоение знаний на диване, в кресле, с чашкой чая или кофе, что стимулирует творческое взаимодействие, отрытый диалог. Неформальная обстановка, с одной стороны, привносит в коммуникацию ощущение спокойствия, творчества, что является большим плюсом для всех работающих в быстром темпе людей, особенно педагогов, а с другой стороны, не позволяет расслабится, заняться второстепенными делами, препятствующими прочному усвоению изучаемого материалы, как это могло бы произойти во время домашнего онлайн обучения.
Ещё один интересный образовательный тренд — это обучение небольшому объему материала за краткий промежуток времени, или «микрообучение». «Микрообучение (англ. microlearning) представляет собой концепцию получения какого-либо знания небольшими единицами за короткий промежуток времени. Чаще всего термин употребляется в контексте электронных форматов обучения» [1]. Материал представляется обучающимся небольшими разделами, продолжительность которых намного меньше тех, которые присутствуют в онлайн-курсах. Формат подачи информации разнообразен — интерактивное видео, игры, мастер-классы, мастерские и др. Длина информационных блоков — ключевой фактор микрообучения. Членение большой темы на несколько коротких блоков, объясняющих какую-то одну из составляющих, способствует лучшему ее усвоению. Такой подход отлично подойдет именно педагогам, которые постоянно вынуждены держать в голове внушительный объем информации, в процессе обучения он позволит не допустить информационной перегрузки, сохранить восприятие материала даже после продолжительного рабочего дня.
Последний тренд, о котором важно упомянуть, говоря об обучении именно взрослого населения, педагогов дополнительного образования, носит название «игрофикация». Как уже было сказано ранее, взрослые люди перенасыщены формальным общением, формализованным обучением. Можно утверждать, что не хватает именно творческих форм работы, игровых приёмов обучения, которые позволили бы педагогам получать новые знания, умения и навыки не в напряженной обстановке, а располагающей к дальнейшему творческому профессиональному общению и саморазвитию. В решении этой задачи на помощь приходят игровые приемы, которые позволяют обучающимся почувствовать себя свободными от условностей и осознать желание творчески расти и самосовершенствоваться.
Таким образом, формирование единого сообщества педагогов дополнительного образования, проходящих обучение по повышению орфографической и пунктуационного грамотности и речевой культуры может способствовать не только созданию единого речевого режима для школ и учреждений дополнительного образования, повышению качества письма и речи как педагогов, так и обучающихся, но и профессиональному творческому росту педагогов, которые во время обучения могут осваивать не только нормы русского языка, но и прогрессивные тренды, технологии и приёмы обучения. На такой подход к обучению педагогов дополнительного образования стоит обратить внимание всем, кто связан с обучением педагогических работников, взрослого населения.
Литература:
- Архарова О. 10 трендов современного обучения [Электронный ресурс]: статья сайта компании Sike Software // Режим доступа: http://e-learn.sike.ru/10-trendov-obucheniya. Дата обращения: 10.03.2019.
- Клентак Л. С. Снижение грамотности населения как проблема подготовки кадров в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2014. — т.16. № 2(3). — С. 562–564.
- Кропачев Н. М. Русский язык: проблемы и тенденции // Русский мир. Ru. — 2015. — Ноябрь. — Режим доступа: https://russkiymir.ru/media/magazines/article/198429/. Дата обращения: 8.03.2019.