Земельный налог регулируется не только на федеральном уровне, большая часть важных вопросов решается на местном уровне, так как этот налог является местным. Именно поэтому существует на сегодняшний день достаточно вопросов с применением льгот по земельному налогу, так как в каждом муниципальном образовании правила свои. На территории Свердловской области 64 муниципальные образования, актами представительных органов этих муниципальных образований и регулируется земельный налог и льготы, применяемые по нему.
Ключевые слова: земельный налог, льгота по земельному налогу, налогоплательщик, кадастровая стоимость, акты представительных органов муниципального образования.
В научной литературе ведется дискуссия относительно величины льгот по земельному налогу, о категориях налогоплательщиков, которые могут претендовать на льготные условия по земельному налогу. Вербина О. Л. в своей статье предлагает «расширить и уточнить перечень физических лиц в Налоговом кодексе РФ, которые могут претендовать на льготы по земельному налогу, так как есть вероятность того, что в актах органов местного самоуправления, касающихся земельного налога на территории определённого муниципального образования, они будут не учтены» [1].
Земля как одно из главных богатств на протяжении всей истории обработки земли людьми и владения ими людьми подлежали учету, а затем и обложению различного рода налога. На сегодняшний день налогообложение земельных участков регулируется Налоговым кодексом РФ [2], а именно гл. 31 НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, так как он является местным. Земельный налог подлежит обязательной уплате на территории муниципального образования, что закреплено в ст. 387 НК РФ.
В данной статье хотелось бы раскрыть тему применения льгот по земельному налогу на территории муниципальных образований Свердловской области. Статьей 56 Налогового кодекса РФ указаны положения, касающиеся установления и использования льгот по всем налогам и сборам, которые предусмотрены в НК РФ, следовательно, применима и к земельному налогу. Льготами признаются преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, которые предусматривают возможность не уплачивать налог или сбор, или уплачивать их в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не носят индивидуального характера.
Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет и уплачивается плательщиками на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиками земельного налога, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ [2], признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В решениях представительных органов местного самоуправления не в полной мере отражены все аспекты, касающиеся применения льгот по земельному налогу. Например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу № 33а-11161/2016 [3], отсутствует полный перечень документов, которые необходимы для возможности оформления льгот по земельному налогу, не прописана процедура получения льгот по земельному налогу. Проблемными являются вопросы, связанные с применением льгот для определенных категорий земель, например, в Определении судьи Свердловского областного суда от 16.02.2018 года, дело № 4га-851/2018 [4], было отказано в применении льготы, так как земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, то есть для осуществления предпринимательской деятельности, а льготы распространяются лишь на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности.
В 41 муниципальном образовании из 64, которые расположены на территории Свердловской области, в актах представительных органов местного самоуправления отсутствует перечень документов, необходимых для получения льготы по земельному налогу, например, в Арамильском городском округе [5], городском округе Дегтярск [6], Кушвинском городском округе [7], Рефтинском городском округе [8]. В нормативно — правовых актах вышеперечисленных муниципальных образований перечень документов, необходимых для подтверждения права на льготу налогоплательщиков, отсутствует, либо прописано как «документы, необходимые для подтверждения права на льготу». В связи с отсутствием конкретного перечня документов, возникает правовая неопределенность в реализации права на применение льготы в отношении конкретного земельного участка. Для получения льготы необходимо предоставить налоговому органу запрашиваемые документы, в определенных ситуациях с этим возникают трудности. Получение справок от администрации муниципального образования, исполнительных органов власти, уполномоченных на предоставление необходимых справок, осуществляется посредством подачи заявления на изготовление данной справки, ее получение. Для оперативности и упрощения жизни граждан данные справки можно выдавать посредством сети «Интернет» в виде электронного документа, который будет являться аналогом справки на бумажном носителе. Это упростит процесс для налогоплательщика, при обращении с пакетом документов для предоставления льгот в налоговые органы. Так как на сайте Федеральной налоговой службы прописаны три способа подачи указанных документов: через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика); почтовым сообщением в налоговую инспекцию; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги. При получении справок в электронном виде их можно сразу загрузить в «Личный кабинет налогоплательщика». Что значительно быстрее, менее затратно и удобно.
В некоторых решениях представительных органов муниципальных образований есть положение о применении льготы только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства в данных муниципальных образованиях, например на территории муниципального образования поселок Атиг [9].Таким образом, идет привязка к регистрации гражданина, в тоже время как в ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [10]указано, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. В Решении от 23 марта 2017 г. № 74 Думы городского округа Верхнее Дуброво [11], а также в п.5.2 Решения городского поселения Дружинино [12] есть положение о применении льготы по земельному налогу независимо от регистрации по месту жительства. В решении Думы Новолялинского городского округа [13] положение об обязательной регистрации по месту жительства для применения льготы по земельному налогу в данном муниципальном образовании отсутствует. Целесообразно исключить пункты, касающиеся условия регистрации по месту жительства для применения льготы по земельному налогу.
В ряде муниципальных образований льгота привязана к кадастровой стоимости земельного участка [14]. В Свердловской области уплата земельного налога осуществляется на основании сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр РФ) [15]. В Свердловской области введен переходный период для уплаты налогов и для подсчета его по кадастровой стоимости. На сегодняшний день данные не по всем участкам содержатся в реестре. Также часть кадастровой оценки участков подлежит пересмотру по заявлениям самих владельцев в связи с высокой ценой на них. Выгрузка данных из Росреестра проводится налоговыми органами. Для получения сведений налоговыми органами необходимо обеспечить работу Росреестра по внесению актуальных сведений в реестр, внесение сведений по всем земельным участкам, а также оперативно вносить изменения в кадастровую стоимость в связи с решением судебных органов.
Согласно пп.8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации [2] пенсионерам, получающим пенсии, которые регулируются пенсионным законодательством, а также лицам, достигшим пенсионного возраста 60 мужчины и 55 лет, соответственно, женщины, которым ежемесячно выплачивается пожизненное содержание, таким лицам предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. В большинстве муниципальных образований Свердловской области на местном уровне данные льготы предоставляются пенсионерам, но, например, в городском округе Красноуфимск [16] льготы предоставляются только неработающим пенсионерам по старости, пенсионерам, имеющие звание «Ветерана труда» в соответствии с ФЗ «О ветеранах», пенсионерам, имеющим звание «Труженик тыла», на территории Кушвинского городского округа [7] 50 % платят только получатели трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Учитывая невысокий уровень пенсий в Российской Федерации было бы правильным предоставить льготу 100 % для всех категорий пенсионеров.
Ввиду того, что чаще всего льготы предоставляются лицам, которые являются наиболее уязвимыми, то забота государства — обеспечить соблюдение прав граждан со стороны государственных органов. Для этого необходимо оптимизировать деятельность исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, обеспечить взаимодействие между органами. Обеспечить получение справок и необходимых документов для реализации права на льготы по земельному налогу. Внести актуальные сведения в Росреестр. Это наиболее актуальные и значимые проблемы, которые возникают при применении льгот по земельному налогу.
Литература:
- Вербина О. Л. Отдельные проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации // Муниципальная служба: отдельные вопросы. — 2017. — № 3. — С. 19–22$
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// «Российская газета», N 148–149, 06.08.1998;
- Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25.08.2018);
- Бюллетень судебной практики по административным делам Свердловского областного суда (первый квартал 2018 г.)"//СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.08.2018);
- Решение Арамильской муниципальной Думы от 27.10.2005 N 20/2 «Об утверждении Положения «Об установлении земельного налога на территории Арамильского городского округа»//СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы городского округа Дегтярск от 27.11.2014 N 441«Об установлении земельного налога на территории городского округа Дегтярск»// СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы Кушвинского городского округа от 24.11.2014 N 306 «Об установлении и введении на территории Кушвинского городского округа земельного налога с 1 января 2015 года»// СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы городского округа Рефтинский от 22.07.2014 N 170 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа Рефтинский в новой редакции»// СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы МО р. п. Атиг от 19.11.2008 N 146 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования рабочий поселок Атиг»// СПС КонсультантПлюс;
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242–1(ред. от 27.12.2018)«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»// КонсультантПлюс(дата обращения
- Решение Думы городского округа Верхнее Дуброво от 23.03.2017 N 74 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Верхнее Дуброво»// СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы Дружининского городского поселения от 23.11.2017 N 25 «Об установлении и введении в действие на территории Дружининского городского поселения земельного налога, обязательного к уплате в 2018 году»// СПС КонсультантПлюс;
- Решение Думы Новолялинского городского округа от 31.10.2013 N 130 «Об установлении земельного налога на территории Новолялинского городского округа»// СПС КонсультантПлюс;
- Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 N 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» из информационного банка «Свердловская область» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=157822#05732785679435541 (дата обращения: 3.02.2019);
- Сайт Управления Росреестра по Свердловской области// URL: https://rosreestr.ru/site/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-sverdlovskoy-oblasti/;
- Решение Думы городского округа Красноуфимск от 25.10.2018 N 33/2 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Красноуфимск» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих право на применение льготы по земельному налогу»)// СПС КонсультантПлюс.