Вопрос гендерного равенства неоднократно поднимался в мировом сообществе, начиная с принятия таких документов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный договор по гражданским и политическим правам (1976 г). В них содержатся идеи, что все люди равны и имеют одинаковые права, в том числе и на политическую сферу.
Организация Объединенных Наций не раз поднимала этот вопрос, и до сих пор она считает его актуальным, так как представительницы женского пола являются «половиной потенциала человечества» [4]. Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», принятую ООН в 1979 году, часто называют «международным билем о правах женщин».
В политической сфере, на данный момент, мы не можем говорить об абсолютном равенстве относительно представленности обоих полов. Политика все еще считается «сферой мужских решений». Исходя из этого, многие страны внедряют в стратегии развития государства практики по привлечению женщин в политическую сферу и упрощению их пути в нее. Одним из инструментов достижения гендерного равенства в данной сфере считается гендерное квотирование.
В целом идея гендерных квот предполагает корректировку представительства мужчин и женщин в политической сфере. Они призваны защищать интересы обоих полов. Но в период актуализации вопроса представленности женщин в структурах власти, данный термин скорее употребляется, как инструмент защиты прав женщин. В этом смысле главная идея гендерных квот состоит в привлечении женщин на уровень принятия политических решений и общей стимуляции политической активности женщин» [2, с. 255].
Гендерные квоты предполагают, что женщины должны составлять определенное число или процент от числа членов какого-либо органа, кандидатского списка, парламента, комитета или правительства.
Существуют два основных типа квот: «квоты, установленные государством на конституционном и законодательном уровнях, а также добровольные квоты, свободно выбираемые и принимаемые политическими партиями» [1, с. 67].
В первом случае государство выбирает себе тот тип квот, который наилучшим образом подходит для его институтов с целью достижения гендерного паритета в данных условиях. Преимущества этой разновидности квотирования в том, что она обязательна к исполнению и может показать быстрые результаты.
В отличие от первого типа, добровольные гендерные квоты не являются обязательными и не применяются повсеместно. Они принимаются отдельными политическими партиями, которые официально прописывают критерии квотирования в своих уставах, стратегиях и правилах работы. При этом они могут иметь различные причины внедрения этого инструмента в свою организацию.
Система гендерного квотирования применяется во многих странах. Скандинавские страны начали использовать ее в числе первых, а затем метод распространился и на страны Запада. В настоящее время «примерно 50 стран приняли законы о кандидатских квотах для женщин», в некоторых странах такие квоты применяются с начала 1990-х гг. [1, с. 68] Что касается России, то у нас нет законодательно закрепленных гендерных квот в политической сфере. При этом данный вопрос не раз поднимался в нашей стране. Еще в 2011 году об этом говорил В. В. Путин. И предостерегал, что здесь тоже есть свои противоречия: «Если ввести такие квоты, то кто-то скажет, что во власти будет сегрегация женщин. И туда будут тогда попадать, может быть, не самые лучшие» [5]. И отчасти он прав, мнения по поводу целесообразности квотирования разделились.
С одной стороны, квоты служат для привлечения женщин к принятию государственных решений. А с другой — ущемляют права профессиональных политиков мужского пола и могут привести к образованию «пустых», неэффективных кадров.
К примеру, И. Ясина рассматривает гендерное квотирование как негативную практику: «квоты — это дискриминация, точно такая же, как расовая и половая... Они унизительны, как и квоты для чернокожих, для китайцев [3, с. 157]. Противоречие также скрывается и в том, что данный вид квотирования многими расценивается как процедура, ведущая к развитию демократии в стране, однако это может расцениваться как ущемление мужских прав и являться элементом сексистских практик.
Однако стоит сказать, что продвижение женщин-политиков во власть, на сегодняшний день, рассматривается как инструмент устойчивого развития общества, поскольку действительное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики. Считается, что женщина во власти — гарант большей стабильности и равновесия политики. Женщины смягчают мужскую жесткость в принятии решений, делая политику более гуманной. Решения женщин-политиков часто являются более обдуманными и детальными.
Таким образом, вопрос гендерного квотирования остается дискуссионным и требует внимательного всестороннего рассмотрения. Квоты могут одновременно выступать как положительной практикой привлечения женщин в политическую сферу, так и отрицательной, приводящей к внедрению в государственную сферу женщин, не обладающих необходимыми компетенциями. При этом опыт стран с применением квотирования демонстрирует эффективность данного инструмента. Но все же стоит учитывать индивидуальные факторы общества и системы управления каждой страны. И важно понимать, что в данном вопросе речь не идет о том, что необходимо вводить строгие квоты на политических лидеров в соотношении 50/50. Первоочередную роль должен играть профессионализм. И как правильно отметила И. Хакамада: «надо понимать, что и среди женщин могут быть профессионалы и дилетанты. Впрочем, как и среди мужчин есть и недальновидные политики, принимающие неправильные решения. Поэтому проблема не в том, что «если женщин-политиков станет больше, то всем станет лучше». Проблема в создании условий для того, чтобы женщины могли прийти в политику» [c.241]
Литература:
- Новикова Е. А. Методы увеличения женского представительства в политическом процессе // Власть. 2012. № 12. С. 66–68.
- Хилобок Ю. В. Политические аспекты гендерной статистики государственной службы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 251–256.
- Шепелева Ю. Л. Политическое лидерство в современном российском обществе: гендерное измерение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 240–245.
- ООН. Гендерное равенство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/gender-equality/index.html (дата обращения: 05.03. 2019)
- РБК. В.Путин: Введение гендерных квот в органах госвласти должно стать результатом общественной дискуссии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110923143339.shtml (дата обращения: 12. 03. 2019).