Системно-деятельностный подход в практике работы специалистов с обучающимися с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 1158 раз

Библиографическое описание:

Шкатова, Н. Ю. Системно-деятельностный подход в практике работы специалистов с обучающимися с ОВЗ / Н. Ю. Шкатова, И. Д. Челпанова, Ю. В. Пятак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 260-265. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57272/ (дата обращения: 24.12.2024).



Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

Л. С. Выготский

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко прослеживается линия поддержки разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Как отмечает Яковлева Г. В., ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода, корнями уходящего в концепцию культурно-исторической школы Л. С. Выготского и его последователей.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что реализация системно-деятельностного подхода предполагает умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций. Первая позиция — это воспитательная система всего дошкольного образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив и каждый педагог стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур внутри-дошкольного сообщества на процесс развития воспитанников с ОВЗ. Согласно второй позиции — это воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия с воспитанником. Третья позиция предполагает обеспечение индивидуальной траектории развития обучающегося с ОВЗ. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Именно совместный поиск технологий, методов и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу коррекционно-педагогического процесса с воспитанниками с ОВЗ.

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников. Этот базовый материал позволяет специалисту частично, хотя и целенаправленно, педагогическими приемами воздействовать на становление такого важного психического познавательного процесса, как зрительное восприятие.

Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.

Анализ и обобщение тифлопедагогической литературы позволил выделить некоторые характерные трудности, свойственные зрительному восприятию детей с нарушением зрения: узость обзора, низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах, низкий уровень развития зрительно-моторной координации, формирование нечетких, неполных зрительных образов. Данные трудности негативно влияют на успешность детей с нарушениями зрения в последующей учебно-познавательной и практической деятельности. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в поддержке специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу по развитию зрительного восприятия данной категории детей.

В тифлопедагогической литературе коррекционно-педагогическая работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляться в тесной связи с лечебно- восстановительной, что способствует повышению различительной способности зрения, стабилизации или восстановлению зрительных функций. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в МКДОУ д/с № 451 выступают: сенсорное развитие обучающихся, коррекция вторичных отклонений, компенсация нарушенных зрительных функций, всестороннее развитие и подготовка к обучению в школе.

В практике работы придерживаемся позиции Фомичевой Л. В., которой были определены направления и разделы коррекционно-педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия у воспитанников с ОВЗ:

− развитие поисково-ориентировочной функции

− развитие информационно-познавательной функции

− развитие регулирующей и контролирующей функции

Развитие поисково-ориентировочной функции зрительной системы осуществляется за счет развития у обучающихся с ОВЗ пространственного восприятия, формирования навыков пространственной ориентации. Коррекционно-педагогическая деятельность в рамках этого направления осуществляется и способствует развитию центрального, периферического, бинокулярного зрения, поля зрения, что в свою очередь способствует повышению контрастной чувствительности.

Развитие информационно-познавательной функции включает такие разделы как: формирование предметных представлений, формирование сенсорных эталонов, развитие восприятия сюжетных изображений. Коррекционная работа в рамках данного направления способствует обогащению зрительного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающей среды, способам получения и переработки информации, построению целостного зрительного образа, развитию цветоощущения, центрального зрения, остроты зрения, повышению различительной способности глаз, повышению и совершенствованию контрастной чувствительности.

Развитие регулирующей и контролирующей функции оказывает положительное влияние на совершенствование и развитие аккомодационных механизмов, конвергенцию глаз, поле взора.

Для успешной реализации данных направлений коррекционно-педагогической работы обеспечиваем индивидуальный и дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия у воспитанников с ОВЗ.

Такой подход осуществляется с учетом степени и характера нарушения зрения, особенностей зрения воспитанника, уровня развитости зрительного восприятия, возраста и индивидуальных особенностей психофизического развития.

Каждое из направлений коррекционно-педагогической работы реализуется с помощью разнообразных организационных форм и применения современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий, применяемых в ДОУ, в процессе коррекционно-педагогической деятельности, можно отнести:

− здоровьесберегающие технологии;

− технологии проектной деятельности;

− технология исследовательской деятельности;

− информационно-коммуникационные технологии;

− личностно-ориентированные технологии;

− игровые технологии;

Усилия специалистов ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанника с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Использование здоровье-сберегающих технологий является перспективным инструментом в коррекционно-педагогической деятельности воспитанников с ОВЗ. Широко специалистами ДОУ используются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

Здоровьесберегающие технологии академикаВ.Ф.Базарного

Коррекционно-педагогическая деятельность предполагает режимы смены динамических поз. Часть образовательной деятельности воспитанники проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, а остальное время проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3–5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается.

Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры.

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, способствует профилактики близорукости.

Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает воспитанникам отдохнуть. Этот метод используем после зрительных нагрузок.

Развитию общей моторики способствуют применяемые комплексы физминуток, подобранные согласно лексической теме недели.

Применение Су Джок терапии способствует стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.

Движение составляет основу любой детской деятельности в ДОУ. Для детей с ОВЗ дефицит движения возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями. В связи с данным обстоятельством, специалистами широко применяются упражнения, способствующие формированию зрительно-двигательных взаимосвязей. Ведь повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений у воспитанников с ОВЗ является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.

Изучая новинки коррекционно-методической литературы, обратили внимание и применяем на практике методикуМ.А.Мишина, Е.В.Козловой “Упражнения скарточками” с использованием сетки и прищепок в сочетании с двигательной активностью воспитанников.

Заслуживает внимания технология проектной деятельности в воспитании и развитии воспитанников с ОВЗ. Данная технология позволяет учитывать индивидуальные возможности воспитанников, оказать помощь, научить ребенка находить и извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний. В практике специалистов ДОУ используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие; ролево-игровые; информационно-практикоориентированные. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов гибкая, т. е. специалист ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1–2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

В условиях детского сада информационно-коммуникационные технологии используется в различных видах коррекционно-педагогической деятельности. Образовательная деятельность с воспитанниками с ОВЗ имеет свою специфику, поэтому эмоционально насыщена, ярка, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых, световых, тактильных элементов и видеозаписей. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы к лечению воспитанников с ОВЗ, способствующие повышению эффективности лечения зрительных нарушений. С этой целью, в ДОУ с оборудован ортоптический кабинет компьютером, оснащенным игровыми компьютерными программами Плеоптика — 2, Relax — 2, “Тир”, “Льдинка”, “Крестики,” которые направлены на диагностику, лечение и профилактику глазных болезней, тренировку аккомодации, в комплексном лечении миопии и амблиопии, упражнения, повышающие остроту зрения, восстанавливающие правильную зрительную фиксацию, а так же позволяющие развивать и тренировать глазодвигательные мышцы.

Особое значение имеет использование на занятии компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность дошкольников, способствуют повышению мотивации к обучению. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогу создавать для слабовидящих детей мультимедийные презентации для ознакомления их с окружающей действительностью.

С помощью пособий, изготовленных в программе Microsoft Office PowerPoint, решаем коррекционные задачи по формированию предметных представлений; формированию сенсорных эталонов; развитию навыков ориентировки в пространстве; развитию восприятия сюжетного изображения; развитию восприятия глубины пространства; развитие зрительно-моторной координации.

Преимущества заданий, разработанных в данной программе, в возможности изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности и в возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач. Задания в программе Microsoft Office PowerPoint легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроектора, учитываем и зрительную нагрузку воспитанников, и изменять расстояние от глаз до монитора, экрана. Поскольку детям со сходящимся косоглазием требуется вертикальное полотно, поэтому при работе рационально используем задания, разработанные в Power Point. Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т. д.)

Личностно ориентированная технология.

Применение личностно-ориентированных технологий является приоритетным элементом в системе коррекционно-педагогической работы в ДОУ. Лично-ориентированная технология призывает педагога создавать оптимальные условия для развития личности воспитанника с ОВЗ. Так как правило воспитанники, имеющие нарушения зрения разной этиологии, имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы, либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Поэтому специально организованный коррекционно-педагогический процесс в сочетании с личностно-ориентированной технологией в ДОУ подразумевает дифференцированный подход, субъектно-личностный.

Личностно-ориентированная технология реализуется и в развивающейся предметно — пространственной среде, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Активно педагогами и специалистами ДОУ используется игровые технологии. Коррекционно-развивающая работа создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. При использовании игровых технологий учитываем соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития, структуру дефекта, подбор игрового материала с постепенным усложнением, связь содержания игры с системой знаний ребенка, учета принципа смены видов деятельности, использование ярких, озвученных игрушек и пособий и соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и безопасности.

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса, передовыми идеями в области развития и воспитания воспитанников с ОВЗ, используем одной из общепризнанных технологии развивающего обучения.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Импонирует тот факт, что технология развивающего обучения рассматривает ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

В настоящее время изучаем и занимаемся разработкой «Образовательных веб-квестов», предполагающих проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в коррекционно-развивающей работе по теме недели. В своей коррекционно-педагогической деятельности адаптируем веб-квест как учебного задание Берни Доджа, профессора образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и созданием условий для участия родителей в коррекционно-педагогической деятельности, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья своих детей.

С этой целью в МКДОУ д/с № 451 с 2013года функционирует Родительский клуб «Любопытный совенок».

Таким образом, в процессе реализации системно-деятельностного подхода в практике работы специалистов, убеждены, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И в этом помогаем ему мы — участники коррекционно-педагогической деятельности (педагоги врачи родители).

Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/519655/ Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№ 4.-С.18–22.
  2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л. А. Дружинина — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 159с.
  3. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). — М.: Классик Стиль, 2006. — 256с.
  4. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие — СПб.: КАРО, 2007. — 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-педагогическая деятельность, коррекционно-педагогическая работа, зрительное восприятие, развитие, ребенок, дошкольное образование, коррекционно-развивающая работа, нарушение зрения, образовательная деятельность, развивающее обучение.


Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности

Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Современные формы работы педагогов с воспитанниками дефектологической группы с использованием интеграции разнообразных видов деятельности

Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Задать вопрос