В данной статье обозначены основные направления работы с одаренными студентами в учреждениях профессионального образования. В настоящее время являются очень актуальными проблемы выявления, диагностики, корректировки обучения и развития одаренных обучающихся. Психологически правильно построенная работа с одаренными студентами позволит им не только наиболее полно проявить свои способности, но и даст возможность к проявлению творческого и научного потенциала в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: одарённые студенты, работа педагога-психолога.
Одним из ключевых направлений политики в интересах настоящего и будущего Российского государства является поддержка талантливой молодёжи. Это является необходимостью, исходя из потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое качество в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно этот потенциал присущ одарённым обучающимся. Инновационное образование связано с повышающимися требованиями к уровню обученности, с усложнением материалов учебных программ, увеличения объема учебного материала, поэтому, как объективный фактор, возрос интерес к проблемам интеллекта и одаренности. Для современного, постоянно меняющегося общества, интеллект и творческая одаренность — основы прогрессивного развития современного общества.
Учреждениям профессионального образования тоже предоставлена возможность работать с талантливыми студентами, важно лишь на первых же ступенях обучения разглядеть одарённость, помочь раскрыться в новой среде. Бытует мнение, что талантливых студентов в СПО очень мало, ведь сюда приходят дети, желающие получить рабочую профессию или специальность и изначально не нацеленные на исследовательскую, научную работу. Однако это не всегда так и среди студентов профессиональной сферы талантливых подростков немало. Такой вывод напрашивается исходя из итогов ежегодных предметных и профессиональных олимпиад, результатов выставок научно-технического творчества, фестивалей, конкурсов и других мероприятий районного, областного, всероссийского уровней.
Поэтому, одним из направлений работы педагога-психолога является работа по отслеживанию талантливых студентов, их поддержка, корректировка направлений работы и помощь педагогам в работе с такими обучающимися.
Задачи работы с одарёнными студентами техникума:
- Стимулирование интеллектуальное развитие обучающихся, начиная с 1 курса.
- Создание условий, обеспечивающих психологический комфорт для одарённых студентов во всех формах её проявления.
- Обеспечение психологической поддержки для участия одаренных студентов в предметных олимпиадах разных уровней, научно-практических конференциях и т. д.
Главной психолого-педагогических проблемой можно назвать проблему выявления творческой одаренности ребенка, ее развития и оптимального использования для получения результата как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Важно проследить динамику развития одарённости обучающихся на протяжении обучения в техникуме и на основании полученных данных выстроить систему работы педагога-психолога с одаренными студентами в техникуме.
Психологическое сопровождение одаренных обучающихся в течение всего периода обучения заключается в помощи педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными студентами, а также проведение консультаций с родителями или лицами, их замещающими по вопросам одаренности данного конкретного студента. Многогранная работа педагогов-психологов с одаренными студентами проводится с самого поступления на первый курс по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно-просветительская, организационно-методическая.
Работа представляет собой сложившуюся систему.
- Изначально проводится диагностика первокурсников, выявления обучающихся с высоким уровнем интеллекта, учитываются сведения, полученные из школы. Это даёт возможность строить и корректировать работу с такими студентами совместно с преподавателями.
- Следующим этапом в работе является развитие мотивации к учебным достижениям. Это создание ситуаций успеха, которые помогают усилить и закрепить познавательный мотив, это проблемные технологии обучения, стимулирование творческого подхода к выполнению учебных заданий и т. д.
Развитие креативности детей, создание благоприятных условий для ее проявления — важная задача, стоящая перед преподавателями и педагогом- психологом на протяжении всего периода обучения.
Важно отметить, что интеллектуальные и творческие способности таких студентов часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы со стороны психолога.
Следует отметить, что работа педагога-психолога с одаренными обучающимися — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от педагога постоянного обновления знаний в области психологии одаренных детей и особенностях работы с ними.
Направлений работы с одарёнными студентами много, каждый опытный педагог-психолог выбрал для себя те методы, которые, по его мнению, дают хороший результат. Одним из таких направлений работы с одаренными обучающимися — это работа со студентами, занимающимися научно-исследовательской деятельностью или участвующих в олимпиадах всероссийского или международного уровня. Такой путь предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся с высоким интеллектуальным уровнем.
Обобщая приведенные выше положения, можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности, что важно для работы психолога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагога-психолога при работе с одаренными студентами, базируется на комплексе знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; который позволяет предоставлять студентам свободу учиться, реализовать его высокую и адекватную самооценку, стремление к личностному росту и т. д.
К сожалению, не всегда в штате учреждений СПО имеется педагог-психолог, а преподавателям и мастерам производственного обучения не всегда хватает психологических и специальных знаний, способных оказать помощь одаренным и талантливым обучающимся, их родителям, обеспечить возможности реального творческого развития таких обучающихся на всех этапах их обучения.
Литература:
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение, 191г. (176с.).
- 2, Бодалев А. А., Малькова З. А., Новикова Л. И., Караковский Е. С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., — М., 1991.
- Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.
- Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности. — М., 2004.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости. Вопросы психологии, 1989, № 6
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru
- Юркевич В. С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми. — http://www.psyparents.ru.
- Юркевич В. С. Одаренность — дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. — http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.
- Электронный ресурс http://psy. lseptember. ru (дата обращения 13.03.2019 г.)
- Электронный ресурс htt://www.genesis.ru (дата обращения 13.03.2019 г.)
- Электронный ресурс www.librany. ru (дата обращения 13.03.2019 г.)
- Электронный ресурс www. psycho.all.ru (дата обращения 14.03.2019 г.)