Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обучения.
Ключевые слова: дистанционное образование, обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, системно-деятельностный подход, творческое мышление, технология создания фанфиков, анализ текста, художественный мир произведения, особенности творческой манеры автора, интерпретация художественного произведения.
Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Дистанционное образование — новая, современная технология, которая основана на учебном взаимодействии удаленных друг от друга ученика и учителя и реализуется при помощи телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное обучение имеет свои сильные стороны: дает возможность подобрать индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику, используя различные средства (компьютеры, телекоммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии, электронные учебники, возможности сети Интернет), что сказывается на результатах обучения, делая это процесс интересным, познавательным и результативным.
На уроках литературы одним из средств контроля является сочинение. Проблемы, связанные с сочинением, возникают от того, что дети не читают произведения. Во-первых, многие дети-инвалиды в силу специфики заболевания имеют низкую концентрацию внимания, устают, отвлекаются, что мешает процессу обучения. Во-вторых, большинство из них не владеет навыками беглого чтения. В-третьих, практически у всех обучающихся отмечается бедный словарный запас, они не понимают прочитанных слов или понимают их неверно (барон — бармен, графиня — художница, пишущая в стиле граффити). Самостоятельную работу дети в силу своего физического состояния могут выполнить не всегда. Сокращенное количество уроков, отведенных на тему, только усугубляет проблему.
Решением этой проблемы может стать реализация принципов системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности деятельностной, не только умеющей что-либо делать, но и понимающей, что она делает, для чего и как. Учитывая, что в основе концепции развивающего подхода на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности учащегося в предметном мире(2), полагаю, что принципы деятельности и творчества наиболее актуальны на уроках литературы. Дистанционное обучение, позволяя выбрать индивидуальный образовательный маршрут, дает свободу учителю в выборе среди множества разнообразных приемов, упражнений, творческих заданий, в то же время ограничивает применение данных приемов индивидуальной формой работы.
Основываясь на известном выражении Конфуция «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю», стараюсь на своих уроках учащимся с ОВЗ давать именно те задания, которые способствуют формированию умений, навыков творческой работы, ведь только в процессе такой деятельности ученик может сделать открытие, почувствовать радость от него, получить мотивацию к дальнейшей деятельности.
Так уж случилось, что фанатская литература существует в жизни моих учеников, поэтому задание написать художественный текст по мотивам текста (т. е. фанфик) некоторыми детьми было встречено на ура. Сразу следует сказать, что фанфики — явление неоднозначное, обсуждаемое литературоведами, но при том массовое, набирающее в связи с развитием интернета обороты. Для меня, учителя, очень важно то, что фанфик отражает, что творится в голове у читателя в то время, когда он читает произведение.
Фанфик — это текст, который представляет собой эмоциональный отклик ученика-фикрайтера на произведение, он реально отражает личность ребенка, его возрастные особенности, уровень образованности, интересы. Такой фанатский текст в отличие от скучного сочинения, невозможно написать неискренне, поверхностно расскрывая тему.
На уроке литературы, на котором мы работаем с таким заданием, мне приходится объяснять, что, во-первых, ничего плохого в этом явлении нет. Во-вторых, обращаясь к текстам классиков, дети самостоятельно приходят к выводам, что явление вторичного творчества имеет древнюю историю, сравнимую, пожалуй, с историей литературы в целом; люди веками переосмысливали канонические тексты. В-третьих, работая над биографией писателей, ученики делают вывод, что писатели в массе своей являются большими фанатами других писателей, подражая которым и переосмысливая творчество предшественников, иногда пишут такие произведения, которые признаются достоянием человечества. В-четвертых, хотя явление это древнее, сам термин «фанфикшен» появился сравнительно недавно: в конце XX — начале XXI веков.
Способов написания фанфика много, они подробно представлены в работе Прасоловой К. А. [1], в своей практике я использую четыре:
- Продолжение. Написать о том, как сложилась дальше судьба героев произведения.
- Перефокусировка. Написать о второстепенном или эпизодическом герое.
- Жанровые трансформации. Переписать сцену в другом жанре, целесообразно использовать нетрадиционные формы сочинения, такие как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.
- Кроссовер. Написать диалог персонажей из двух разных произведений по обозначенным параметрам.
Применение технологии написание фанфиков как метода промежуточного контроля способствует, во-первых, развитию воображения и сопереживания, ведь ученик не должен излагать в своей работе, что «хотел сказать автор», он должен выразить свой взгляд. Во-вторых, учит читать текст внимательно, ведь именно детали делают персонаж живым. В-третьих, заставляет ученика обращать внимание на манеру письма автора, его взгляд на мир, что способствует осмысленному прочтению текста, самостоятельному поиску теоретического материала. И, наконец, в-четвертых, ребенок прислушивается к себе, начинает рефлексировать, вести внутренний диалог с собой, в котором он может проследить, как произведение меняет его взгляд на жизнь.
В заключении приведу работу ученицы (7 класс) по произведению В. Ярошенко «Рассказ бумажного фонарика»
Придя домой, она решила для себя, что никогда не будет любить.
—Ты можешь лететь. Я не держу тебя.-сказала она фонарику. Открыв окно, она смотрела ему в след, а он летел и не оглядывался.
—Как же так? Я любил её, она любила меня. Так нельзя! Жизнь со мной несправедлива! Я хочу быть человеком! — это было его желание.
Гром молнии озарил небо Японии. Пошёл дождь. Опустив голову, он увидел странную картину. У него было тело, руки, ноги. Он чувствовал землю.
—Неужели я человек? — он сделал шаг, потом второй, а потом вовсе пришёл на праздник фонарей.
—Как мило! — воскликнул он и подумал о своей любимой.-Я так хочу быть с ней! Я люблю только её! Мне надо это ей сказать! — Он бежал, летел. Ему хотелось придти к ней и сказать, как он её любит, как хочет быть с ней и видеть её улыбку. Шаг за шагом, и он уже около двери. Он поднёс свою руку к двери, но передумал.
—А может не надо? Может меня она не хочет видеть? Что мне делать?
Осев на пол, он не заметил как уснул. Он проснулся от шороха возле уха.
—Ты кто? -Воскликнула она.
Он проснулся, вскочил, хотел сказать, но испугался. Он испугался смеха в его адрес, он испугался боли, которую он может почувствовать второй раз...но!
—Я твой фонарик, ты зажгла во мне огонь, и он горит во мне всё так же. Я тебя люблю.
Она опять заплакала.
—Но почему? Чем же я её обидел?
Посмотрев в его глаза, она сказала:
—Прости меня. Я не смогу. Прости. Я всё ещё помню его грустный взгляд…
Литература:
- Фанфикшн: литературный феномен конца ХХ — начала ХХI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг): автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.03. — M, 2009.
- Едакина М. Р. Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС. [Электронный ресурс]— Электрон. Дан. — Педпортал.нет, библиотека материалов для работников школы, 2016.- Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/deyatelnostnyy-podhod-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-glavnoe-uslovie-realizacii-fgos-1228903, свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения: 15.03.2019)