Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 19.03.2019

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Ю. С. Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях / Ю. С. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57296/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье содержатся рекомендации инструктора по физическому воспитанию по закаливанию дошкольников, помогающие родителям организовать данный процесс в домашних условиях. Перечислены основные принципы, требующие соблюдения при осуществлении закаливающих процедур, а также указаны способы закаливания, наиболее эффективные в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: закаливание, физическое воспитание, работа с детьми дошкольного возраста, педагогические рекомендации для родителей.

В настоящее время отмечается, что дети дошкольного возраста чрезвычайно подвержены заболеванию острыми респираторными заболеваниями, именно эта возрастная группа наиболее уязвима в периоды возрастания числа сезонных заболеваний.

Также вызывает опасения увеличение числа часто болеющих детей среди дошкольников. Под данным термином в отечественной медицине понимается не какой-либо диагноз, а оценка состояния здоровья детей, указывающая на более частое и длительное (по сравнению с другими детьми данной возрастной категории) перенесение заболеваний острой респираторной инфекции. У часто болеющих детей снижены иммунные функции организма, в связи с чем они более подвержены заболеваниям и дольше с ними справляются.

Это указывает на необходимость проведения профилактических мероприятий среди детей дошкольного возраста, направленных на укрепление их здоровья, повышения иммунных функций и общее оздоровление. Одной из наиболее эффективных и приемлемых форм работы в данном направлении является закаливание.

Под закаливанием понимается способ повышения устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды; часть здорового образа жизни. В основе закаливания лежит механизм адаптации (приспособления) организма к определённым условиям за счёт снижения его чувствительности к действию какого-либо фактора [2, с. 68].

Традиционно к наиболее эффективным и доступным способам закаливания относят солнечное, воздушное и водное. Наиболее безвредным влиянием обладает воздух, поэтому воздушные процедуры могут стать первыми в рамках процесса закаливания детей. Наибольшим влиянием на организм ребенка при воздушном закаливании имеет температура воздуха, которую стоит постепенно понижать. Также влияет на закаливание объем воздействия: возможно проводить процедуры на отдельном участке тела (частичная или местная процедура, действующая на определенную часть — руки, ноги, шею, туловище) или на тело в целом (общая процедура). Таким образом, закаливание при помощи воздуха заключается в понижении температуры воздействующего фактора и увеличении открытых участков тела, на которые он оказывает влияние. Воздушные ванны способствуют снятию повышенной возбужденности и напряженности, улучшению сна, настроение, нормализации давления и работы сердца.

После процедур воздушного закаливания можно осуществлять работу по водному закаливанию детей. Помимо действия солей, газов и иных веществ, содержащихся в воде, а также выраженного механического воздействия, закаливание водой осуществляется на основе температурного фактора. При постепенном снижении температуры воды при закаливании целесообразным считается также предварять энергичные водные процедуры (такие как душ и купание) более слабыми (умывание, обтирание и обливание). Закалять организм при помощи воды можно не только снижением воздействующей температуры, но и используя чередование холодной и горячей температур. Водное закаливание помогает выработать стойкость к перепадам температур, способствует терморегуляции организма, благоприятно влияет на обмен веществ, состояние кожи и сосудов.

Важным способом закаливания является солнечное закаливание, несмотря на то, что оно не столь регулярно доступно, как воздушное или водное. Лучеиспускание солнца — это непрерывный фактор внешней среды, который непосредственно влияет на организм человека. Человеку принимать солнечные ванны, т. к. отсутствие влияния света солнца приводит к ухудшению деятельности многих физиологических функций. Световое голодание приводит к снижению иммунитета, работы центральной нервной системы, у детей порождает возникновение рахита, падение работоспособности, увеличение вероятности простудных заболеваний, понижение самочувствия, ухудшение сна. При этом закаливание подразумевает не только то, что организм не лишается влияния солнечных лучей, но то, что он регулярно принимает солнечные ванны. При этом особое внимание следует обратить на недопущение перегревания (температура воздуха не должна превышать +30С, голова должна быть защищена от солнца), своевременность и длительность нахождения на солнце (утром и вечером, не более 30–40 минут за одну процедуру, при этом желательно чередовать нахождение на открытом солнце и нахождение в тени), активность ребенка (нельзя спать, необходимо соблюдать умеренную физическую активность), возраст ребенка и индивидуальную степень подготовленности к закаливанию солнцем.

Влияние солнца на человеческий организм производит значительный оздоровительный эффект: солнечные лучи укрепляют центральную нервную систему, улучшают состояние кожи, способствуют улучшению состава крови и обмена веществ, пагубно влияют на болезнетворные микробы.

Рассмотренные нами способы являются наиболее распространенными и обладают достаточно мягким воздействием, имея незначительный круг противопоказаний. К противопоказаниям относят наличие заболевания в острой фазе (повышенная температура, приступы бронхиальной астмы, травмы, колики, кризы, интоксикации и т. д.), а также возникновение на фоне закаливающих процедур нарушений сна или аппетита.

При этом существуют и более интенсивные методы закаливания, которые отличаются кардинальной сменой температуры, например, хождение по снегу босиком, обтирание снегом, обливание ледяной водой, моржевание. Однако такие методы не рекомендуется использовать для закаливания детей.

Для того, чтобы закаливание дошкольника было эффективным и укрепляло здоровье ребенка, необходимо следовать определенным принципам.

Будьте постоянны! Для привыкания организма важно, чтобы процедуры проводились регулярно, а не время от времени. Любой перерыв уже через несколько дней приведет к значительному снижению достигнутых результатов, а через 2 недели выработанная устойчивость организма к определенному воздействию будет утрачена.

Не торопитесь! Не следует стремиться к быстрому достижению значительных результатов закаливания. Необходимо быть последовательными и постепенно увеличивать нагрузку, даже если она кажется совершенно незначительной (например, 0,5С). Важно Резкое воздействие не только не окажет положительного влияния, но может быть травмирующим для организма. В отношении закаливания детей первоначальное влияние должно быть щадящим для привыкания и создавать тренировочное воздействие для различных систем организма (для дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем).

Играйте! Любая деятельность, в том числе закаливание, для ребенка дошкольного возраста должна быть интересна, в связи с чем целесообразно применять игру как основной вид деятельности детей этого возраста. Заинтересованность игровыми действиями переходит на саму процедуру, благодаря чему она воспринимается положительно, чего может не случиться при восприятии закаливания как обязательный момент распорядка дня.

Учитывайте индивидуальность! Степень и длительность воздействия внешних факторов определяется на основании стандартных рекомендаций, при этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его состояние здоровья. Оптимальным является обращение к врачу, который сможет дать личные рекомендации с учетом имеющихся данных, максимально эффективные и предупреждающие нежелательные последствия.

Вносите разнообразие! Использование разнообразных закаливающих процедур — воздушных, водных и солнечных — как локальных, так и общих, является наиболее эффективным при проведении закаливающих мероприятий. Их чередование и совмещение позволяет комплексно воздействовать на организм и достигать максимальных результатов в рамках осуществления закаливания детей.

Умейте останавливаться! Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля. Не стоит перегружать ребенка процедурами, если ему это в тягость, наблюдается недовольство, нарушение сна, аппетита, настроения и т. д.

При соблюдении указанных правил и верной организации процесса закаливания, данные процедуры, сочетающиеся с физическими упражнениями и правильным образом жизни, приведут к укреплению иммунитета ребенка. Таким образом, организм ребенка будет более стойким к простудным заболеваниям, сможет легче и быстрее с ними справляться.

Литература:

  1. Белоусова З. А., Коржевина Л. С. Средства физической культуры для укрепления здоровья детей в семье // Вестник Брянского государственного университета. — 2011. — № 3. — с. 23–27.
  2. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Гл. ред. Горкин А. П. — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 560 с.
  3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие: Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов: Издательство: Сибирское университетское издательство, 2010 г. — 98 с.
  4. Фадеев О. В., Глушков П. Ю., Маркелов А. А. Закаливание в системе здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 784–788.
  5. Фомкина З. А. Родителям о закаливании детей в семье // Эксперимент и инновации в школе. — 2012. — № 1. — с. 54–61.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, закаливание, процедура, ребенок, центральная нервная система, воздушное закаливание, обмен веществ, организм ребенка, состояние кожи, физическое воспитание.


Ключевые слова

физическое воспитание, закаливание, работа с детьми дошкольного возраста, педагогические рекомендации для родителей

Похожие статьи

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников

В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Похожие статьи

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста и их оздоровление средствами физического воспитания

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной а...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников

В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Задать вопрос