Среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, ориентированным на широкий диапазон подготовки кадров. За последние годы внутри системы профессионального образования произошли различные изменения: реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов для среднего профессионального образования, доступности среднего профессионального образования, внедрение инновационных форм и методов обучения студентов.
Однако в настоящее время результат профессионального становления будущего социального педагога не всегда удовлетворителен. Опрос преподавателей педагогических колледжей Волгоградской области свидетельствует о том, что они в процессе профессионального становления студентов как будущих специалистов напрямую руководствуются нормативными документами без какого – либо их теоретического или практического осмысления. Большинство педагогов используют формы и средства, которые не всегда оказываются результативными в новых условиях профессионального становления студента.
Проблема подготовки будущих социальных педагогов к социально-педагогической деятельности можно рассматривать с различных позиций. Ряд авторов рассматривают формирование готовности с позиции профильного обучения (О.В. Воронова, Л.Е. Никитина, М.Ф. Черкасова), другие авторы (Н.М. Никитина, В.А. Пятунина) предлагают реализацию идей контекстного обучения. Различные аспекты готовности будущих социальных педагогов к осуществлению профилактики девиантного поведения подростков рассматривают А.В. Гоголева, И.А. Ершова, Е.Н. Фанина.
Таким образом, общественная значимость предупреждения распространения явления девиантного поведения заключается в оказании своевременной и квалифицированной помощи таким подросткам. Признаки девиантного поведения, развиваясь, препятствуют нормальной интеграции ребенка в социум и впоследствии приводят к возникновению дезадаптации.
Мы рассматриваем несколько направлений социально-педагогической работы по профилактики девиантного поведения среди подростков. Во-первых, это – работа по воспитанию моральных, нравственных ценностей и установок, деятельность по ориентации подростков в общественных нормах. Во-вторых, работа по формированию опыта идентификации, способность понимать и адекватно оценивать поступки других людей, свое поведение и последствия собственных поступков. Еще одно направление будущей деятельности социального педагога – это социально-педагогическая работа с педагогами и родителями.
Ряд исследователей рассматривают в структуре готовности будущих социальных педагогов мотивационно-ценностный, когнитивный, креативный компонент (А.Б. Белинская, В.А. Сластенин). Среди основ профессиональной готовности авторы выделяют профессиональную направленность будущих социальных педагогов. Подготовка социальных педагогов включает общеобразовательную, психолого-педагогическую, специальную, практическую подготовку.
Постоянное взаимодействие социального педагога с проблемными детьми, столкновение с многообразием человеческих судеб и характеров ставит его перед необходимостью выходить из различного рода затруднений. Надеяться на то, что начинающий специалист без труда справится с этой задачей в ходе профессиональной деятельности, не следует, так как это достаточно сложный процесс. Безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние преступники представляют собой угрозу не только общественной, но и национальной безопасности России, поскольку именно от них зависит сохранение нормального генофонда нации. Существование этих и других проблем подтверждают статистические данные: в настоящее время в России около 4 млн. беспризорных, около 600 тыс. детей-сирот, по статистике 50% преступлений совершается подростками из неполных семей. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Сокращается число детей, которых берут под опеку.
Девиантное поведение среди детей и подростков – социально-педагогическое явление, обусловленное негативными тенденциями воспитания и социализации подростков в современной социокультурной ситуации. Социальная дезориентация проявляется в искажении ценностных представлений детей; отсутствии или недостатке знаний о социальных нормах; неумении подростка дифференцировать социальные нормы по тяжести последствий их нарушений; низкой приспособляемости к новым социальным условиям; недостаточной сформированности социальных компетенций.
Готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения – целостное интегративное образование личности, представляющее единство взаимосвязанных структурных компонентов. Структуру готовности будущих социальных педагогов составляют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты. Повышению результативности процесса формирования готовности с подростками способствуют: развитие у будущих социальных педагогов личной заинтересованности и осознания важности оказания помощи подросткам с девиантным поведением; сочетание теоретических занятий с практической работой студентов, организация самостоятельной познавательной деятельности будущих социальных педагогов в рамках социально-педагогического практикума; работа студентов с девиантными подростками в ходе социально-педагогической и педагогической практик способствует накоплению практического опыта взаимодействия будущих социальных педагогов с подростками девиантного поведения и их семьями, а также позволяет укрепить, расширить знания, умения будущих специалистов по оказанию социально-педагогической поддержки; в целях обеспечения формирования и развития интереса профессионально важных качеств, практических умений студентов к работе с подростками девиантного поведения в подготовке будущих социальных педагогов целесообразно использовать методы активного обучения.
Студенты отделения «Социальная педагогика» Камышинского педагогического колледжа начинают свою практическую деятельность с первого курса обучения. Они проходят педагогическую, социально-педагогическую и преддипломную практику на базе различных образовательных учреждениях: дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома и приюты. В целом будущим социальным педагогам удается использовать в практической деятельности с подростками девиантного поведения беседы, дискуссии, комплекс упражнений коммуникативной направленности, игры с элементами методики социальных проб. Студенты проводят ряд воспитательных мероприятий, направленных на воспитание ценностей, культуры общения и поведения. Большинство будущих социальных педагогов заявляют о том, что увидели на практике и поняли, насколько сложна, серьезна и актуальна проблема профилактики девиантного поведения среди подростков.
В нашем исследовании социально-педагогическое образование молодого специалиста мы рассматриваем как один из важнейших путей в разрешении общественных противоречий, т.е. оно должно предполагать, с одной стороны, самые современные знания, с другой – развитие тех качеств и способностей молодых специалистов, которые могут сохранить и увеличить степень социальной защищенности личности.
Вследствие этого очевидна необходимость принятия молодыми людьми профессии социального педагога, понимание ими огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой. Нами проанализированы факторы, определяющие выбор профессии социального педагога у 130 выпускников педагогических колледжей Волгоградской области. На первом месте среди них – желание научиться понимать социальные проблемы человека и помочь ему в их преодолении (39% опрошенных). Далее следуют – интерес к предметам социально-педагогического цикла (23%), желание иметь социально-педагогическое образование (20%), осознание своих педагогических способностей (13%), представление о востребованности и престиже профессии (6%) и влияние сложившихся обстоятельств (3%). Эти данные подтверждают положение В.А. Сластенина о том, что процесс формирования личности социального педагога реализуется на основе новейших тенденций и функционирования социума.
Одной из основных проблем современного социально-педагогического образования в условиях педагогического колледжа является формирование базовой системы интегративных качеств личности будущего социального педагога, позволяющих ему осуществить свою профессиональную деятельность на уровне существующего социального заказа. При этом система подготовки должна обеспечивать, на наш взгляд, овладение студентами умениями и навыками творческой деятельности для последующего профессионального обогащения в условиях вуза.
Педагогический колледж как структурная единица региональной системы подготовки социально-педагогических кадров обладает большими возможностями для осуществления профессионального становления будущих социальных педагогов. Использование авторских программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов по обучающим курсам помогает вывести подготовку социальных педагогов на личностно-ориентированный уровень и обеспечивает формирование профессиональной готовности к профилактике девиантного поведения среди подростков.
Анализ педагогической практики показывает, что знания социальных педагогов о профилактике девиантного поведения среди подростков излишне теоретизированы и недостаточны для решения проблем определенного подростка. Все это делает необходимым разработку технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике девиантного поведения, выступающей актуальным направлением междисциплинарных научно-теоретических и организационно-методических исследований.
Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации и ресоциализации личности подростка.
Литература:
- Алмазов Б.Н. и др. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Academia, 2002.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие: Рекомендовано УМО.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-368с.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя. - М., 2000.
Леонова И.В. Особенности социально-педагогической работы с виктимными детьми. Автореферат на соиск. ... канд. пед. н. Владимир, 2003.
Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. - М.: “Социум”, 2000.
Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения // Прикладная психология - 2000 - № 3 - С. 46-55.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Уч. Пособие Рекомендовано УМО/Под.ред.А.В. Мудрика.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-240с., пер. № 7.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. (Допущено УМО)
Социально-психологический диагностико - коррекционный инструментарий./ Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999.
Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 (Рекомендовано УМО).