Историко-культурное наследие малого города Хилок Забайкальского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 1324 раза

Библиографическое описание:

Балдандоржиев, Ж. Б. Историко-культурное наследие малого города Хилок Забайкальского края / Ж. Б. Балдандоржиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 170-171. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2641/ (дата обращения: 19.12.2024).

Хилок (городской округ), город районного значения Забайкальского края, железнодорожная станция Забайкальской железной дороги, административный центр Хилокского района, расположен по берегам реки Хилок в 264 км. к западу от Читы.

В 1893 году по долине Хилка прошли группы изыскателей железнодорожной трассы, руководимые Г. В. Адриановым. Уже в 1894 году, на плане прокладки Забайкальской железной дороги станция получила название «Хилок» по имени урочища, расположенного в данной местности. Весной 1895 года было начато строительство Забайкальского участка Транссиба. Хилок был заложен в этом же году как будущая станция Забайкальской железной дороги. В конце 90-х годов 19 века академик А. В. Обручев проводил геологические исследования в связи со строительством Транссибирской магистрали, проезжая по намеченной трассе железной дороги, идущей по долине Хилка, в начале лета 1895 года и при этом делал фотоснимки, помещенные затем в фундаментальном труде по геологии Забайкалья. На одном из таких снимков, запечатлевших окрестности станции Хилок. Ясно видны земляные отвалы на краю насыпаемого полотна [1].

В связи с постройкой в Хилке паровозного депо требовалось привлечение большого количества людей. В 1896 году стали отводить участки земли желающим для строительства жилья на собственные средства, оттуда начал расти поселок. Постепенно Хилок становится самым крупным населенным пунктом между Петровским Заводом и Читой. К 1897 году в поселке была заложена церковь. Были построены: паровозное депо, малые ремонтные мастерские, кузница, водоподъемное здание, пакгауз, товарная и пассажирская платформы, более десятка жилых бараков. Летом 1899 года железнодорожная колея подошла к Хилку с востока. Основным предприятием на станции было паровозное депо с плечами обслуживания от Петровского Завода до Могзона. К лету 1900 года в депо работало 200 человек.

Хилок являлся своеобразным очагом цивилизации в регионе. Станционные, жилые здания, перрон освещались керосиновыми лампами, станки, насосы приводились в движение паровыми машинами. Школа, вагон-библиотека, больница на 12 коек, телеграфная связь — все это пришло в Хилок вместе с железной дорогой.

Во время первой русской революции в Хилке сложился крупнейший в Забайкалье очаг забастовочного движения, жесточайшим образом подавленный карательными экспедициями. Об этом свидетельствуют два памятника, находящиеся на месте казни расстрелянных забастовщиков.

К 1907 году население Хилка составляло 1893 человека. Была открыта школа Министерства народного просвещения. В 1916 году Хилок стал центром Хилокской волости, население к тому времени составляло около 3500 человек. Через Хилок проезжали и останавливались в разное время спешивший в Порт-Артур адмирал Макаров, особы царствующих семейств, японские интервенты, знаменитый путешественник Нансен, генеральный секретарь Китайской компартии Мао Цзедун, командующий народно-революционной армией ДВР В. Блюхер и другие [2].

В 1910 году Хилок являлся самым крупным из вновь основанных в Забайкальской области поселков с населением 3238 человек, 50 торговыми заведениями, кожевенным заводом, мелкими мастерскими. Жители были заняты обслуживанием железной дороги ремеслами, торговлей, лесными промыслами. Во время первой русской революции здесь прошли крупнейшие рабочие забастовки, подавленные карательными экспедициями. События революции и гражданской войны задели Хилок краем, но принесли новые трагедии, о чем напоминают городские обелиски.

В начале 20-х годов Хилок — центр Хилокской волости, затем Хилокского района, в 30-е, 60-е годы Хилок был в составе Петровск-Забайкальского района. В эти годы начинается строительство жилых кварталов, предприятий лесной отрасли, открыт Дворец культуры железнодорожников и другое. В 30-х, 50-х годах существовало Хилокское отделение Забайкальской железной дороги. Поселок начинает ускоренно расти вширь и ввысь — здесь возникает микрорайон Ямаровский и возводятся кварталы двухэтажных домов. В годы Великой Отечественной войны в Хилке размещались 2 эвакогоспиталя, более 300 хилокчан отдали жизни в боях за Родину.

В 1951 году наступил переломный момент в истории поселка - согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июля Хилок стал городом районного подчинения [3].

В 70-е годы в Хилке возведены кварталы многоэтажных домов, заасфальтированы дороги. По итогам социалистического соревнования городу трижды вручалось переходящее Красное Знамя Совета министров РСФСР и ВЦСПС. В 90-е годы население работало на железнодорожных предприятиях, лесокомбинате, в зверосовхозе и других организациях. Действовали: 4 общеобразовательные школы, 8 детских садов, школа-интернат, профтехучилище №3, спортивные, музыкальная и художественная школы, Дом культуры. 2 кинотеатра, 4 общественных музея, 7 библиотек, 2 больницы. В 2000-тысячные годы население составляло 11150 человек.

Сейчас Хилок переживает не лучшие времена. Естественный спад в его развитии пришелся на период становления рыночных реформ. Закрылось много предприятий, возникла безработица, зато появилось немалое число частных торговых точек, ООО, АО. Сохранились и действуют 2 средние, 1 основная школы, 2 детских сада, Центр помощи семье и детям, Детская художественная школа, краеведческий музей и 5 общественных музеев, в том числе Музей боевой и трудовой славы подменного пункта, 13 памятников истории. В Хилке работает издательство районной еженедельной газеты «Рабочая трибуна». Основное занятие жителей - обслуживание железной дороги, работа в ООО, АО, сельскохозяйственном производстве, в частных и личных подсобных хозяйствах [4].

В связи со значительными изменениями в структуре железных дорог Российской Федерации Хилокскому узлу, оказавшемуся посередине между Улан-Удэ и Читой, суждено играть важную роль. Поэтому, хотя население города уменьшилось за последнее десятилетие, ему суждено стоять еще много лет.

Город несколько поблек, улицы требуют ремонта, что говорит о недостатке средств. Все это связано с негативными последствиями экономического упадка в стране. Несмотря на это, культурные традиции хилокчан поддерживаются усилиями местных властей, руководителями предприятий и активными гражданами. Работники культурно-просветительных учреждений пытаются сохранить самобытность, индивидуальность города, культурные и исторические традиции Хилка.


Литература:
  1. Лупежов О. Из истории станции Хилок / О. Лупежов // Дорога — это Жизнь: к 100-летию Забайкальской железной дороги. - Чита, 2000. - С. 139 — 141.

  2. Обручев В.А. Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги / В.А. Обручев. - Вып. XXII. Ч.1. - СПб., 1914.

  3. Петров В. Город Хилок. Начало истории: 100-летнему юбилею посвящается / В. Петров. - Чита, 1996. - С. 58.

  4. Петров В. Город Хилок. История продолжается / В. Петров. - Чита, 2002. - С. 98 — 99.

  5. Хилок // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область : в 4 т. Т. IV: С - Я / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. - Новосибирск, 2006. - С . 248.

Основные термины (генерируются автоматически): Хилок, дорога, паровозное депо, время, долина Хилка, Петровский Завод, русская революция, Хилокская волость, Хилокский район, Чита.


Задать вопрос