Профессиональная ориентация студентов, аспирантов и молодых ученых-специалистов на реализацию инновационных проектов и коммерциализацию НИОКР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедзянов, Д. А. Профессиональная ориентация студентов, аспирантов и молодых ученых-специалистов на реализацию инновационных проектов и коммерциализацию НИОКР / Д. А. Ахмедзянов, С. Н. Поезжалова, С. Г. Селиванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 64-75. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2650/ (дата обращения: 19.12.2024).


ВВЕДЕНИЕ


Из теории инновационной1,2 экономики, например, математической модели инновационной экономики П. Ромера которая исследует экономические законы, закономерности и зависимости механизмов инновационного процесса для обеспечения экономического роста, известно, что важнейшим фактором экономического развития являются технологические изменения3. Учеными, в том числе и нобелевскими лауреатами, например, П.А. Самуэльсоном, Р.М. Солоу многократно доказано, что:

  1. развитие инновационной экономики в системе глобальных экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность любой национальной экономики.

  2. для профилактики кризисных явлений в условиях волновой динамики развития экономики или выхода из кризиса решающую роль играют перманентные, своевременные и высокоэффективные инновации и инвестиции.

Исходным фактором интенсивного развития инновационной экономики являются новые знания, которые затем материализуется в виде новых технологий. По причине сказанного стимулирование и мотивация инновационной деятельности в вузах по развитию новых технологий в условиях формирующейся в нашей стране инновационной экономики является принципиально важным направлением научно-технической деятельности для развития государства.


  1. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ


Выдающиеся теоретики и практики государственного строительства от первого академика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) в античности и пророка Мухаммеда в средние века, до Джона Локка в Новое время и академиков современности рассматривали науку и образование в качестве основных движущих сил преобразований в обществе.

При разработке научных основ педагогики Аристотель для обозначения завершенности какой-либо возможности, а также движущего фактора этого осуществления ввел понятие «энтелехия» (от гр. завершение, осуществленность). Энтелехия по-Аристотелю – это движущая сила, преобразующая возможное в действительное. От этого термина позже в Древнем Риме возникло понятие «интеллигенция» (от лат. мыслящий, понимающий, благоразумный) – это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры (инженеры, врачи, учителя, работники науки и искусства). В Древнем Риме возник также термин «инженерный» (от лат. ingenium – изобре­тательность) и зародились главные предпосылки инновационной деятельности (от лат. innovatio – возобновление, перемена) инженеров, врачей, учителей и ученых.

В Новое время английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704), который создал идейно-политическую доктрину либерализма, дополнительно предложил в педагогике исходить из решающего влияния среды на воспитание. Он поставил в качестве приоритетной задачи многоуровневой подготовки специалистов в Высшей школе Англии воспитание в первую очередь «джентльменов» – людей, относящихся к привилегированной части общества, т.е. на первое место перед наукой и образованием была поставлена задача воспитания элиты общества, способной к его преобразованию.

В наше время, т.е. в ХХI веке, Тадеуш Котарбиньский – польский ученый, президент Польской Академии наук (1957-1962 гг.), в дополнение к сказанному педагогикой и теорией организации, разработал праксеологию4, т.е. учение о логической теории действий. Праксеология дополнила современную теорию систем и теорию организации методологией научно-технической деятельности для повышения ее эффективности. Праксеология в настоящее время все шире используется для решения проблем организационного поведения и дальнейшего развития современной педагогики, которая в настоящее время ориентирована на инновационную деятельность и научно-технической творчество.

Таким образом, в ХХ в. родилась и получила развитие так называемая креативная5 педагогика, которая относится к новым методам дидактики, т.е. теории образования и обучения, ориентированная на созидательный, творческий труд, отличающийся поиском и созданием нового в различных сферах деятельности человека.

В современной России рассмотренные выше достижения креативной педагогики, как важнейшего компонента государственного строительства, также как и в других развитых странах мира, должны быть использованы в приложении к современному политическому курсу на модернизацию государства, основанному на инновационной деятельности и формировании инновационной культуры общества.

Возвращаясь к истории вопроса, важно заметить, что с аналогичной по масштабу задачей в истории ХХ века государству уже приходилось иметь дело при решении проблем индустриализации страны (1929-1940 гг.). В эти годы за счет строительства в СССР более 9 тыс. крупных предприятий, оснащенных передовой техникой, удалось увеличить в 6,5 раз объемы промышленного производства и выйти по объемам промышленного производства на 2 место в мире.

Важное место в названной программе индустриализации занимала политика подготовки инженерных и научных кадров. В 30-е годы были созданы многие вузы и научно-исследовательские институты, ориентированные на научно-техническую деятельность. За счет существенного повышения заработной платы инженеров и научных работников, которая в те годы на порядок превышала заработную плату рабочих, и резкого повышения стипендий на инженерных специальностях вузов удалось мобилизовать талантливую молодежь для решения первоочередных задач создания конкуренто­способной продукции.

В ходе такой мобилизационной подготовки молодежи была создана не только техника и технологии, так называемого четвертого технологического уклада, которые вывели страну на передовые позиции индустриализации и научно-технического прогресса, но и «оружие Победы» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Приведем только несколько ярких примеров результатов такой кадровой политики подготовки молодых специалистов для научно-технической деятельности:

  • Яковлев А.С.(1906 г.рожд.) – авиаконструктор, в последствии академик АН СССР, дважды Герой социалистического труда (1940, 1957), лауреат Государственных премий, создатель лучших самолетов-истребителей Великой Отечественной войны, превосходящих знаменитые самолеты-истребители Германии;

  • Котин Ж.Я. (1908 г.рожд.) – конструктор тяжелых танков КВ и ИС;

  • Королев С.П. (1906 г.рожд.) – конструктор ракетных систем, в 1931 году создал ГИРД (группу изучения реактивного движения), которая после преобразования ее в 1933 г. в Реактивный институт (РНИИ) создала первую в мире реактивно-артиллерийскую систему залпового огня «Катюша»;

  • Лавочкин С.А. (1900 г.рожд.) – авиаконструктор, в последствии академик АН СССР, дважды Герой социалистического труда (1943, 1956), лауреат Государственных премий (1941, 1943, 1946, 1948…), создатель самолетов-истребителей, которые в скорости и маневре превосходили самолеты Германии;

  • Шпитальный Б.Г. (1902 г.рожд.) – конструктор авиационного вооружения, в последствии Герой соц.труда (1940) и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что молодые специалисты являются важнейшим резервом научно-технического развития государства. В ХХI веке Высшая школа страны в ходе политики модернизации России также должна быть ориентирована на решение не менее масштабных инновационных задач подготовки специалистов по созданию и организации производства конкурентоспособной продукции, но уже преимущественно гражданского назначения в условиях ускоренного формирования пятого и зарождающегося шестого технологических укладов.

В плане сказанного большинство высокоразвитых стран также используют специальную инновационную политику для повышения своей конкуренто­способности на мировом рынке. Узким местом российской научно-технической политики данного плана пока еще остается проблема интенсификации разработки нововведений или инноваций в вузах. Российская Высшая школа как в плане стимулирования, так и мотивации талантливой молодежи в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ, несмотря на подписанные в этой области международные соглашения Саммита6 (С-Пе­тер­бург, 2006г.).

Рассмотрим более подробно основные пути преодоления проблем инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для инновационной экономики в современных условиях.


2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Построение системы образования для инновационных обществ в XXI веке в соответствии с решениями названного выше Саммита2 должно исходить из следующей его резолюции: «Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях».

Сопоставления традиционной рыночной и инновационной экономики показывают, что государства, которые не способны обеспечить выполнение условий интенсификации инновационной экономики на основе смены технологических укладов, рискуют превратиться в сырьевые придатки развитых стран, со все большим расширением разрыва в уровне и качестве жизни, уровне образования населения, интеллектуального потенциала, оказаться на ниспадающей спирали «порочного цикла бедности» (рис. 1).

Рис. 1. Схема самоорганизующегося порочного цикла бедности
традиционной ( не инновационной) экономики


Другие элементы «порочного цикла бедности» также являются само­органи­зу­ющимися: бедность сопровождается низким уровнем образования, грамотности и квалификации, это, в свою очередь, мешает разработке и адаптации новых, перспективных технологий.

Для выхода из «плоского штопора» такого порочного цикла бедности необходимо концентрированное использование закономерностей инноватики, начиная от зако­номерностей формирования новых технологических укладов в масштабах государства и международного разделения труда до фор­ми­рования прогрессивных технологий на каждом рабочем месте, рис.2.

При смене схемы управления для ухода от «порочного цикла бедности» и ускоренного перехода к развитию инновационной экономики можно получить прямо противоположные и более интересные для благосостояния граждан результаты. Если воспользоваться так называемым «счето­водством экономического роста»7, то на основании анализа производ­ственной функции линейного вида (1) можно получить зависимость (рис.2) :

, (1)

где прирост выпуска;

– увеличение рабочей силы;

– прирост капитала;

НТПэффект научно-технического прогресса, или общий прирост производительности факторов.



















Врезка1




Научно-технический прогресс имеет следствием сдвиг производственной функции вверх (рис.2) с соответствующим ростом производительности труда и реальной заработной платы. Рассмотрим более подробно анализируемый социальный фактор для условий развития пятого технологического уклада в странах с инновационной экономикой.

Известно, что в настоящее время развитие пятого технологического уклада является доминирующим. Он активно гене­рирует создание и непрерывное совершенствование не только микроэлектроники, компьютеров и информационных технологий на их основе, но также:

  • новых машин и оборудования на базе встроенных ЭВМ (мехатронного оборудования, ЧПУ, роботов, обра­баты­вающих центров, различного рода автоматов);

  • информационных систем (баз данных, локальных и интегральных вычислительных систем, информационных языков и программных средств переработки информации), содержащих описание продуктов и алгоритмов реализации многочисленных техноло­гических процессов;

  • сотовой связи и инфокоммуникационных технологий, цифрового телевидения, систем космической связи, Интернет;

  • интеллектуальных автоматизированных систем управления.

Шестой технологический уклад согласно прогнозам начнет интенсивно развиваться в 30-х гг. ХХI в. Наиболее вероятными ключевыми факторами такого технологического уклада станут:

  • биотехнологии, в том числе и биоинформатика;

  • космические технологии;

  • тонкие химические технологии.

Рождение шестого технологического уклада будет сопро­вождаться завершением перехода от неоклассической рыночной экономики к инновационной экономике в подавляющем большинстве отраслей.

Всю совокупность технологий и пятого, и шестого технологического укладов можно описать с помощью производствен­ной функции8, которая одновременно учитывает и инвестиции в основные производственные фонды, и инвестиции в «человеческий капитал», что характерно для современного этапа развития инновационной экономики передовых стран:

, (2)

где К – объем основных фондов;

A(t) – функция, отражающая влияние научно-технического про­гресса на эффективность трудовых ресурсов, она определяется как

; (3)

А – константа по объекту анализа (коэффициент эффективности производства);

j – вклад научно-технического прогресса (НТП);

t текущее время;

L – число занятых людей ;

H – функция изменения состава высокопрофес­сиональной рабочей силы с учетом вложений в «интеллектуальный капитал» за счет формирования систем профессионального образования, основанных на инновационных образовательных технологиях и креативной педагогике;

α – коэффициент эластичности производства по K;

β – коэффициент эластичности производства по L.

Величины α и β отражают роль названных факторов в приросте конечного продукта.

Функцию изменения «интеллектуального капитала» можно представить в виде:

, (4)

где – эффективность единицы рабочей силы, имеющей t лет профессионального образования по инновационным образо­вательным технологиям (программам), по сравнению с единицей рабочей силы, имеющей общее образование.

Переходный процесс смены техноло­гических укладов (4→5 и 5→6) можно рассматривать с трех точек зрения:
  1. изменений капитала (К) и инвестиций (I);
  2. изменений числа занятых в укладе людей (L);
  3. вложений в изменение «интеллектуального капитала» (Н).

Математическое моделирование процессов смены техно­логических укладов по второму и третьему факторам показало, что увеличение числа занятых9 в общественном производстве людей L0 на начальных этапах развития технологического уклада не ведет к ускоренному завершению переходного этапа формирования инновационной экономики пятого технологического уклада. В этом случае график L0 модели перемещается вверх по эквидистанте (рис. 3).

При интенсификации технологий нового технологического уклада путем увеличения j – вклада инновационной деятельности и/или научно-тех­ни­ческого прогресса, который определяет влияние на производственную функ­цию эффективности трудовых ресурсов (2) с учетом вклада в «чело­веческий капитал», график модели смещается вверх при меньшей чис­лен­ности трудовых ресурсов и сокращается время переходного процесса, рис. 4.

Из анализа полученных математических моделей и зависимостей можно сделать следующее заключение. Конкурентоспособность стран, регионов и предприятий на мировом рынке в настоящее время уже определяется не столько дешевизной продукции, рабочей силы, технологического оборудования или доступностью инвестиций, сколько темпами смены технологических укладов, иннова­ционной привлека­тельностью продукции, техническим уровнем разрабатываемых технологий и качеством труда – уровнем профессионального образования работников и конкуренто­способностью персонала, способного создавать технику и технологии новых поколений и быстро осваивать новые изделия и технологии, конкурентоспособные на любых рынках.

2.1– графическая модель процесса смены технологических укладов для этапа отдачи накоплений;

2.2 – графическая модель процесса смены технологических укладов
для этапа
отдачи накоплений при увеличении первоначальных ресурсов L0


Рис. 3. Графические модели процесса увеличения первоначальных трудовых ресурсов L0 за счет экстенсивного развития i-го уклада.

2.1 – графическая модель процесса смены технологических укладов для этапа отдачи накоплений;

2.2 – графическая модель процесса смены технологических укладов
для этапа
отдачи накоплений при увеличении вклада НТП (j)


Рис.4. Графические модели процесса увеличения

вклада научно-технического прогресса (НТП – j):

3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Для обеспечения перехода к инновацион­ным образовательным программам подготовки специ­алистов, способных создать конкуренто­способную продукцию и поставить на производство технику новых поколений, должна быть реализована новая концепция развития инно­вационных образо­вательных программ. Она предусматривает:

  • разработку программ непрерывной инновационной подготовки специалистов, бакалавров и магистров;

  • преподавание новой дисциплины – «Инноватика»;

  • включение в учебные планы вузов дисциплин по изучению студентами новейших (высоких и критических) технологий, обеспечивающих прорывы в развитии техники и технологий.

Главной задачей «Инноватики10» как новой научной дисциплины является формирование теоретического фундамента прикладной инновационной деятельности в различных отраслях производства.

Важным результатом разработки и внедрения инновационных образовательных технологий на основе сказанного должно стать не только повышение конкурентоспособности персонала, но и более активное формиро­вание инновационного капитала предприятий и учреждений, повышение конкурентоспособности производств за счет использования специалистов, способных создать технику новых поколений, конкуренто­способную на любых рынках.

Вместе с тем, разработка инновационных образовательных программ и инновацион­ных технологий в настоящее время в условиях внедрения ФГОС третьего поколения обременена рядом искусственных проблем:

  • надуманным развитием конкуренции вузов и техникумов (колледжей) в подготовке бакалавров11;

  • невостребованностью бакалавров на рынке труда;

  • сокращением инженерной подготовки в технических университетах, что в условиях перехода к инновационной экономике выглядит более чем странно;

  • некачественной реализацией так называемого «компетентностного подхода», который плохо увязан как с требованиями работодателей, с Европейской системой взаимного признания зачетных единиц12 и не отражает требований государства к развитию инновационной эконо­мики;

  • проникновением в учебный процесс вузов схоластики, которая нередко подменяет научную основу высшего профессионального образования и превращает его в «непрофессиональное»;

  • снижением объемов (трудоемкости) дисциплин инновационного профиля и т.д.

Тем не менее, для развития инновационных образовательных программ и инновационных технологий в вузах все еще есть значимые резервы, которые позволяет раскрыть знание научного закона синергии и использование синергетики в проектировании новых учебных планов технических университетов.

Цели предлагаемых ниже методов и мероприятий определяются решением следующих задач:

  1. подготовки кадров с новыми компетенциями;

  2. формирования мощного источника инновационных идей и технологий;

  3. освоения студентами инновационной деятельности через соответствующие практики и полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура»;

  4. кооперации различных кафедр в инновационной подготовке специалистов;

  5. повышения доли преподавателей и студентов, участвующих в оплачиваемых НИОКР и в инновационной деятельности;

  6. расширения сотрудничества вузов с реальным сектором экономики;

  7. формирования инновационных производств и организации инно­вационных предприятий.


4. СИНЕРГЕТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Синергия – это совместное действие двух и более факторов в одном и том же направлении. Закон синергии в любой организации проявляется через факты того, что сумма свойств организованного целого превышает «простую арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности (см., например, общеизвестный результат взаимодействия «лебедя-рака-щуки», векторы действий которых не были ориентированы на общую цель).
Синергетика, как разновидность общей теории систем изучает сложные, иерархические самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем различной природы. Она исследует взаимодействие таких подсистем при возникновении пространственных, временных и пространственно-временных структур.
Закон синергии в теории организации гласит: «Для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором её потенциал будет существенно больше (либо меньше) простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов». Потенциал (от лат. сила) – это источники, возможности, средства или запасы, которые могут быть использованы для решения той или иной задачи.

Прелагаемая в новой концепции программа непрерывной инновационной подготовки студентов призвана обеспечить в плане вышесказанного следующие общеевропейские компетенции ECTS ( ECTS and Diploma SupplementEuropean Community Course Credit Transfer Systems):

    • фундаментальную техническую компетенцию на основе изучения студентом наиболее общих научных законов развития техники (смены технологических укладов, эволюционного развития нововведений, смены поколений техники и технологий, распространения (диффузии) новых технологий) и закономерностей развития технологий на основе технологического перевооружения производства, которые обеспе­чивают квалифицированную инновационную деятельность;

    • компетенцию предпринимательства на основе изучения студентом методов инновационного проектирования в инновационной экономике, в том числе высоких и критических технологий и методов технического (технологического) перевооружения производства.

Решить эту задачу можно путем разработки программ непрерывной инновационной подготовки специалистов и распределения локальных дидактических единиц инноватики в виде проблемно ориентированных разделов по всем или большинству дисциплин ФГОС третьего поколения при разработке инновационных образовательных программ, например, следующим образом.

В «Математике» при формировании программы непрерывной инновационной подготовки можно предусмотреть дидактическую единицу в виде раздела « Математическое моделирование в инноватике», который позволяет студенту изучить:

  1. Использование статистических методов в инноватике – применение отрицательно-биномиального распределения, распределений Пуассона, Эйлера, Неймана, Пирсона, одномерных распределений в инновационных процессах; критерии Ричардсона и Джеффриса для анализа тенденций нововведений; сигмоидальные регрессии для анализа и прогнозирования инновационной деятельности.

  2. Анализ статистических тенденций образования кластеров инноваций анализ моделей кластеризации; критерий А.М.Колмогорова для оценки значимости темпов появления инноваций; модели П.Ромера для анализа инновационной экономики; значимость пространственной вариации среднего темпа появления инноваций.

  3. Математическое моделирование процессов диффузии новых технологий–дифференциальные уравнения диффузии технологий; логистические и билогистические функции; математические модели замещения технологий; математические модели Гомпертца, Фишера-Прая, Перла, Каменева; пространственные аспекты моделей замещения технологий; оценки параметров моделей процесса замещения технологий во времени; значимость различий в скоростях диффузии новой техники.

  4. Математическое моделирование циклов в инновационной деятельности– колебательная динамика временных рядов инноваций; спектральный и кросс-спектральный анализ; автоковариация рядов нововведений и автоковариационные функции; действительная и мнимая части кросс-спектра; кросс-ковариационные функции Парзена; оценки значений спектральных функций; Фурье-анализ в иннова­ционной деятельности.

В «Физике» при формировании программы непрерывной инновационной подготовки можно предусмотреть дидактическую единицу в виде раздела «Физическое инновационное моделирование», который позволяет студенту изучить:

  1. Физическое моделирование – Исследование физических операций. Совместимые физические эффекты. Физические эффекты, которые могут быть использованы для инновационного проектирования. Использование различных цепочек физических эффектов для проектирования принципиально новой техники или технологий нового поколения. Систематизация физических эффектов в виде модулей, например: оптико-акустический эффект, электрогидравлический удар, акустомагнитоэлектрический эффект, автоэлектронная эмиссия, адиабатическое размагничивание, инверсия магнитного поля и т.п.

  2. Исследование физических операций – воздействия ультразвукового и электрических полей, ультразвуковых технологий, осаждения покрытий в электростатическом поле из газовой фазы, электрофореза, ионно-плазменной обработки (ионно-вакуумного азотирования, ионно-вакуумной цементации, ионной имплантации, ионного легирования). Физика фотонных и ионно-плазменных источников энергии для формирования поверхностного слоя деталей с заранее заданными свойствами. Физика импульсной управляемой закалки с охлаждением в магнитных жидкостях. Физическое моделирование технологий неразрушающего контроля на основе акустической эмиссии и эффекта магнитоупругости.

  3. Физические основы высоких и критических технологийФизика технологий с применением сверхвысоких давлений. Сверхпроводимость и технологии на её основе. Физические основы лазерных технологий. Физические модели электронно-ионно-плазменных технологий. Физические принципы нанотехнологий. Физика плазменно-индукционной плавки. Физические принципы электронно-лучевой плавки. Физические основы технологий низкочастотных акустических воздействий. Физические основы многофункциональных технологий и оборудования с максимальной концентрацией различных физических принципов воздействия на объект обработки.

  4. Физику новых конструкционных материалов Физика синтетических сверхтвердых материалов. Физические основы получения керамических и стекломатериалов. Физика материалов для микро- и наноэлектроники. Физика наноматериалов. Физические основы сверхпластичности материалов. Физика металлов и сплавов со специальными свойствами. Физические основы технологий создания и обработки кристаллических материалов со специальными свойствами. Физические эффекты акустического старения металлов.

  5. Физику композиционных материалов Физика композиционных материалов. Физические основы технологий создания компо­зиционных и керамических материалов. Физика технологий биметаллов, термодиффузионного сращивания деталей, изготовления углерод-углеродных композиционных материалов, композитов на основе стекловолокна и полипропилена.

В «Химии» при формировании программы непрерывной инновационной подготовки можно предусмотреть дидактическую единицу в виде раздела «Химические основы высоких технологий», который позволяет студенту изучить:

  1. Химические процессы высоких технологий.– Значение теории химического строения, химических связей и химической аналитики для создания методов и средств определения и контроля веществ и материалов, высоких и критических технологий.

  2. Физико-химические процессы высоких технологий– физико-химическая механика; поверхностные явления в коллоидно-дисперсных системах; физикохимия твердого тела, расплавов и растворов; химическое сопротивление материалов и обеспечение защиты металлов и других материалов от коррозии и окисления; химия процессов горения; химия и технологии радиоактивных элементов.

  3. Физико-химические основы критических технологий–Создания и обработки полимеров и эластомеров. Основы электро­химической обработки. Химические основы высокоскоростной обработки: скоростного термодеформационного борирования; скоростной химико-термической обработки; скоростной химико-термической обработки отливок в жидкофазовом состоянии; высокоскоростной химико-термической обработки в условиях энергетической поляризации; скоростного нанесения износостойких металлофторуглеродных покрытий; технологии малодеформационной закалки, в т.ч. в водорастворимых неионогенных полимерах высокомо­ле­куляр­ных изокислот.

  4. Химические методы синтеза и изучения новых веществ нано­материалов, полимеров, композитов, сплавов, керамик, продуктов биологического и медицинского назначения, оптических, сверхпроводящих, магнитных материалов и особо чистых веществ...;

  5. Химико-технологические процессы – химической энергетики при разработке путей преобразования и аккумулирования энергии в химических системах; создания энерговыделяющих и энергопоглощающих процессов, новых химических источников тока, топливных элементов; химических генераторов для энергетики больших мощностей и бытовых нужд.

  6. Химические основы создания химико-технологической аппаратуры–совершенствования химико-технологической аппаратуры; разработка экологически чистых и максимально безопасных технологических процессов переработки природного сырья, органического и минерального сырья (включая полиметал­лические руды), облученного ядерного топлива, радиоактивных отходов и материалов; создания катализаторов для синтеза и переработки химического сырья; разработки высокоэффективных химических процессов и новых материалов.

  7. Химические технологии рационального природопользования и экологических систем– Химия окружающей среды для разработки проблем химической защиты человека и биосферы. Обезвреживание техногенных сред. Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов. Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия. Химические основы мониторинга окружающей среды. Снижение риска и уменьшение последствий техногенных катастроф на химических производствах.

В «Информатике» при формировании программы непрерывной инновационной подготовки можно предусмотреть дидактическую единицу в виде раздела «Информационные технологии инноватики», который позволяет студенту изучить:

  1. Критические технологии в информатике. Высокопроизводительные вычислительные системы. Компьютерное моделирование. Искусственный интеллект. Информационно-телекоммуникационные системы. Распознавание образов и анализ изображений. Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (САD-, САМ-, САЕ-, PDM-, CALS-технологии).

  2. Использование ЭВМ новых поколений. Использование многопроцессорных ЭВМ с параллельной структурой; вычислительных систем на базе нейрокомпьютеров, транскомпьютеров и оптических ЭВМ; квантовые компьютеры,,,

  3. Разработка и применение средств искусственного интеллекта. Системы распознавания и синтеза речи, текста изображений; применения искусственного интеллекта в виде искусственных нейронных сетей, генетических алгоритмов, средств эволюционной биокибернетики, экспертных систем, когнитивной графики, нечетких систем в различных видах инновационной деятельности.

  4. Информационные технологии в инновационной деятельности. Современные средства и методы разработки информационных технологий. Разработка автоматизированных систем документооборота инновационных проектов. Информационные системы управления проектами (PMISproject management information system). PERT/CPM/PDM-информационные технологии управления инновационными проектами. Подсистемы информации и контроля технических параметров инновационного проекта; Подсистемы информации и контроля проекта; Подсистема информации и контроля рисков инновационных проектов. Построение модулей и блоков систем управления инновационными проектами (планирования, контроля…).

Аналогичным образом представляется возможным распределить по разным дисциплинам изучение студентами и других вопросов, значимых для инновационной деятельности молодого специалиста, табл.1.

При разработке новых учебных планов рекомендуется предусматривать инновационную практику студентов для системотех­нического анализа проблем реального производства и подготовки исходных данных к инновационному проектированию.

Выявленные в ходе таких инновационных практик наукоемкие проблемы инновационной деятельности рекомендуется решать на уровне магистерских образовательных программ и в рамках комплексных инновационных проектов, тематика которых и название базовой научной дисциплины определяются выпускающей кафедрой.






Таблица.1. Примеры формирования разделов программы непрерывной инно­ва­ционной подготовки по дисциплинам учебных планов


Цикл дисциплин

Инновационные компоненты

цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин


-Национальная инновационная система

-инновационная политика государства;

- развитие национальной инновационной системы;

-инновационная инфраструктура государства;

-приоритеты инновацион­ной политики;

-межгосудар­ствен­ное инвестиционно-инновационное сотрудничество;

-государственные инновационные программы.


-модели инновационной экономики;

- закономерности динамики экономического роста;

-фазы экономического цикла;

-экономические акселераторы и мультипликаторы.


-Патентное право;

-международные заявки на патенты;

-порядок использования изобретений;

-роялти и паушальные платежи;

-организация изобретательской деятельности.

цикл общепрофессиональных дисциплин

-Методы научно-технического творчества;

-ТРИЗ и АРИЗ;

-Закономерности патентной статистики;

-Методы поискового конструирования нововведений;

-Методы анализа конкурентоспособности нововведений.


Теория инноваций;

-Высокие технологии;

-Критические технологии;

-Методы развития технологий

-Методы анализа высоких и критических технологий : форсайт, бенчмаркинг, технологический аудит, технологический мониторинг.

цикл

специальных дисциплин

-Инновационный менеджмент и маркетинг;

-Технологическая подготовка производства новой техники;

-Техническое перевооружение производства;

-Инновационное проектирование;

- НИОКР;

-Управление инновационными проектами;

-АСТПП, АСНИ; САПР;

-Технологии информационно-телеком­муни­кационных систем;

- Средства искусственного интеллекта.


5. ПОВЫШЕНИЕ ДОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАСШИРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕАЛЬНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ

Основой выполнения программ непрерывной инновационной подготовки специалистов должны стать крупные инновационные проекты, выполняемые по схеме комплексного или модульного проектирования в вузах. В этом случае рекомендуется создавать творческие бригады из студентов разных специальностей (направлений подготовки) и преподавателей-консультантов различных кафедр, например,

  • студенты технологи + студент экономист (для разработки бизнес-плана) инновационного проекта технологического перевооружения производства;

  • студенты системотехнического профиля (программисты, математики, специалисты по информационным технологиям) + студент-маркетолог + студент-экономист (для разработки бизнес-плана) инновационного проекта, например, САПР, АСНИ, информационной технологии и т.п.;

  • студент-конструктор + студент-технолог + студент-экономист + студент-менеджер для разработки инновационного проекта новой техники и/или технологии.

В рассматриваемом случае комиссии кафедр по защите инновационных проектов студентов, ГЭК и ГАК вуза должны быть дополнены объединен­ным тендерным комитетом университета + Министерства промышленности и инновационной деятельности + других ведомств для решения задач:

  • финансирования инновационных разработок студентов и преподавателей;

  • проведения маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;

  • выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на создание новой или усовершенст­вованной продукции, реализуемой в эконо­мическом обороте;

  • выполнения научно-исследовательских и опытно-технологических работ, которые направлены на разработку новой или усовершенствованной технологии;

  • создания и развития инновационной инфраструктуры, т.е. организаций, которые предоставляют субъектам инно­вацион­ной деятельности услуги для ее осуществления;

  • подготовки и переподготовки кадров научных работников, инженеров, проект-менеджеров, патентоведов и других специалистов для инновационной деятельности;

  • охраны, передачи и приобретения прав на объекты интеллек­туальной собственности в виде патентов, «ноу-хау», единых технологий, других новаций и конфиден­циальной научной и технологической информации;

  • трансферта технологий;

  • управления высокотехнологичными проектами, в том числе осуществления технологического перевооружения, технологической подготовки производства новой продукции, инновационной конверсии, реновации, автоматизации или механизации;

  • проведения работ по управлению качеством новой продукции, ее испытаниям, сертификации и стандартизации на всех этапах постановки новой продукции на производство, от первоначального периода производства до завершения работ в обеспечение быстрой окупаемости инновационного проекта;

  • финансирования инновационной деятельности предприятий, включая осуще­ствление инвестиций в инновационные программы и проекты, разработку проектной, проектно-сметной документации и другой документации.

А. Проблемно-ориентированных инновационных организаций:
  • временных творческих коллективов предприятий (учреждений) – это работающие по договору творческие бригады, обеспе­чивающие выпол­нение той или иной работы инновационного проекта, требующей новаторской деятельности;

  • рисковых (венчурных) подразделений предприятий или венчурных компаний – это автономно управляемые производства с собствен­ным бюджетом рискового финансирования для создания новых изделий, разработки и трансферта новых технологий;

  • инкубаторов бизнеса – это организации, создаваемые в целях выра­щивания новых компаний.


Б. Инновационных учреждений при университетах:

  • технопарков – это объединение научно-исследовательских центров университетов, которые стремятся коммерциализировать результаты собственных научных разработок путем создания малых предприятий, покидающих свою организацию, чтобы открыть собственное дело;

  • инженерных (инновационно-технологических) центров при универ­ситетах, которые при финансовой поддержке правительства разрабатывают новые технологии;

  • центров нововведений – эти организации проводят совместные исследования с предприятиями и осуществляют подготовку для них студентов (специалистов), владеющих новыми технологиями, такие центры наряду с научно-технической помощью могут финансировать создание новых компаний на базе успешно работающих творческих коллективов;

  • университетско-промышленных центров – это финансируемые исследо­вательские подразделения, которые проводят фундаментальные научные исследования в тех областях, в которых заинтересованы организации-участницы.

В плане сказанного университеты получают реальную возможность партнерского сотрудничества с реальным сектором экономики путем участия в создании или учреждении крупных инновационных организаций.


В.Региональных и общегосударственных центров новых технологий:

  • центров промышленных технологий – это организации, содей­ствующие внедрению нововведений в серийное производство; соединение нескольких таких центров может называться «Промышленный двор», который их объединяет в одном здании;

  • технополисов – это города по созданию новой техники и технологий, в которых работают несколько предприятий самых передовых отраслей промышленности.


Г. Объединений предприятий для инновационного сотрудничества:

  • финансово-промышленных групп – это объединение предприятий и финансовых учреждений, которые могут создавать в своей связанной многоуровневой системе управления (организационной структуре) и/или производственной структуре научно-исследо­вательские, опытно-конструкторские и проектно-технологические учреждения для продвижения их разработок на рынок;

  • совместных предприятий – это объединение предприятий различ­ных стран, действующее с целью трансферта технологий (совместные исследования, обмен испытанными технологиями, совместная разработка новых изделий и т.п.);

  • консорциумов – это добровольное объединение предприятий для осуществления крупных проектов, после достижения целей проекта консорциум может быть распущен;

  • альянсов (ассоциаций) – это устойчивое объединение нескольких организаций, в том числе университетов, государственных исследо­вательских центров на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации про­дукции.

Для названных и других организаций инновационного профиля университеты смогут готовить не только менеджеров инновационных проектов, научных сотрудников и специалистов (инженеров). По целевой ориентации и выявленным талантам вузы смогли бы в процессе нововведений специализировать своих выпускников на новые, характерные именно для предприятий инновационной инфраструктуры должности:
  • антрепренеров – энергичных руководителей, которые поддерживают и продвигают новые идеи, способны к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей;

  • интрапренеров – специалистов, ориентированных на внутренние инновационные проблемы и внутреннее инновационное предпри­нимательство;

  • генераторов идей – это новаторский персонал, способный выра­батывать большое число оригинальных предложений;

  • деловых ангелов – это инвесторы рисковых проектов;

  • лидеров проектов («золотые воротнички») – это высоко­квали­фици­рован­ные ученые и специалисты, обладающие предприни­мательским подходом к использованию профессиональных знаний.

Из приведенного перечня видна множественность органи­зационных форм профессиональной ориентации для инновационной деятельности в условиях разработки и внедрения вузами инновационных образовательных программ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общественном сознании инноватика все больше утверждается как новая наука о форми­ровании и распространении новшеств на основе целе­напра­вленной организации инновационной деятельности. Инноватика – это не только особая отрасль науки, но и ее главный инструмент, который обеспечивает превращение всех фундаментальных и приклад­ных наук в действенную производительную силу общества. С помощью инноватики наука оказывает прямое воздействие на все сферы человеческой деятельности в единой цепочке преобразования научных знаний в конкретные ценности. Эта цепочка преобразований проходит красной нитью от фунда­ментальных исследований и поисковых научных работ к прикладным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, которые позволяют создать новые и принципиально новые технологии, производства и обеспечить, в конечном счете, рыночную реализацию создаваемых в ходе этого процесса конкурентоспособных продуктов, технологий и услуг.

Инноватика как течение человеческой мысли возникла не вдруг и не сразу. Ее возраст можно отсчитывать от восклицания Архимеда «эврика» – я нашел, который открыл в этот момент не только научный закон гидростатики, но и пути его практического исполь­зования, например, для определения состава сплавов взвешиванием их в воде. За две тысячи лет своего развития эта отрасль научных знаний обогатила человечество множеством своих достижений. Современный изобретатель, новатор – это личность не только творчески активная, но и всесторонне образо­ванная в различных областях научного знания, это особый тип специалиста, ученого, доводящего результаты своего исследо­вательского труда до практической пользы.

На этом нелегком пути предстоит еще многое сделать не только в сфере материального производства, но и других областях развития национальной инновационной системы. Первое в перечне работ по становлению такой системы – это воспитание способности общества, его социально-эконо­мической среды к восприятию инноваций. Это направление относится к развитию инновационной культуры и креативной педагогики, развитию профес­сионального образования на основе использования инновационных образовательных технологий и инновационных программ.


Литература:

  1. Romer P.M. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy.1990. Vol. 98. N.5

  2. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2006. С.114

  3. Kotarbinski T. Praxiology. An Introduction to the Sciences of Efficient Action. Oxford, 1965

  4. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: И-во Бином- КноРус. 1997. 800 с.

  5. Селиванов С.Г., Паньшина О.Ю. Математическое моделирование процесса смены технологических укладов в инноватике // Инновации. №4 (91), 2006.С.46...49.

  6. Инноватика: учебник для вузов / С.Г.Селиванов, М.Б.Гузаиров, А.А.Кутин.– М.: Машиностроение. 2008.-721 с.


Статья подготовлена в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" Министерства образования и науки РФ.

1 Инновация – это итоговый результат творче­ского труда, получивший реализацию в виде новой или усовер­шенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте для получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Принято считать, что термин «innovatio» является синонимом русского слова “нововведение”, который в буквальном переводе означает “введение новаций” или “введение новшеств”.


2 Romer P.M. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy.1990. Vol. 98. N.5


3 Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2006. С.114

4 Kotarbinski T. Praxiology. An Introduction to the Sciences of Efficient Action. Oxford, 1965

5 англ. creative - творческий; лат. creatio (creationis) – создание.

6Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года.


7 Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: И-во Бином- КноРус. 1997.800 с.


8 Селиванов С.Г., Паньшина О.Ю. Математическое моделирование процесса смены технологических укладов в инноватике // Инновации. №4 (91), 2006.С.46...49.



9 например, за счет сокращения безработицы, уменьшения сроков службы молодых людей в Вооруженных силах, сокращения численности ВУЗов, наращивающих на бирже труда очередь невостребованных рынком труда специалистов, стиму­лирования рождаемости

10 Инноватика: учебник для вузов / С.Г.Селиванов, М.Б.Гузаиров, А.А.Кутин. – М.: Машиностроение. 2008.-721 с.


11 Университет по- Ломоносову – «высшее сословие людей, занимающихся наукой», что полностью не характерно для техникумов

12 ECTS ( ECTS and Diploma Supplement – European Community Course Credit Transfer Systems)Европейская система взаимного признания зачетных единиц.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационная экономика, технологический уклад, непрерывная инновационная подготовка, научно-технический прогресс, система, инновационный проект, дидактическая единица, Инновационное проектирование, искусственный интеллект.


Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Концепция совершенствования НИР и НИРС для развития инновационной направленности проектов

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Государственный заказ на научно-техническую и инновационную продукцию в системе обеспечения общественных потребностей и управления развитием

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования

Проблемы и перспективы коммерциализации инноваций на базе малых предприятий в России

Цель статьи выделить алгоритм оценки инновационной разработки на вариант возможной коммерциализации и рассмотреть критерии оценки инновационного потенциала малого предприятия для целей последующей коммерциализации на ее основе научно-технических разр...

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Концепция совершенствования НИР и НИРС для развития инновационной направленности проектов

Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Государственный заказ на научно-техническую и инновационную продукцию в системе обеспечения общественных потребностей и управления развитием

Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования

Проблемы и перспективы коммерциализации инноваций на базе малых предприятий в России

Цель статьи выделить алгоритм оценки инновационной разработки на вариант возможной коммерциализации и рассмотреть критерии оценки инновационного потенциала малого предприятия для целей последующей коммерциализации на ее основе научно-технических разр...

Потенциал национальной инновационной системы для развития эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике РФ

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Задать вопрос