Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 6622 раза

Библиографическое описание:

Шкрылева, Ю. С. Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации / Ю. С. Шкрылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2658/ (дата обращения: 17.10.2024).

В настоящее время возрастает частота нарушений развития школьников по типу сверхподвижности, именующемуся в научной литературе синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”[1]. В большинстве случаев синдрому дефицита внимания с гиперактивностью сопутствуют поведенческие расстройства, эмоциональная лабильность, а также языковые и коммуникативные нарушения.

Большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в подростковом периоде. И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова отмечают всплеск симптомов заболевания в 14-летнем возрасте, что совпадает с периодом полового созревания. Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности” [2]. Этот период считается «кризисным», так как обусловлен многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Важнейшей психологической особенностью подростка является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний ребенка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной дезадаптации. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди одноклассников. В связи с этим в коммуникативной сфере также имеется тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Неудачи в установлении контактов с ними могут быть обусловлены гиперактивностью подростка. Школьники с синдромом плохо приспосабливаются к новой незнакомой обстановке, новому коллективу. Неусидчивость, повышенная болтливость, частая отвлекаемость создают таким детям репутацию нарушителей поведения. Деятельность гиперактивных подростков зачастую нецеленаправленна и немотивированна, чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины, поэтому можно говорить о бессодержательности их общения. Непредсказуемость и непоследовательность в поведении и общении делает их нежелательными членами школьного коллектива. При разговоре со сверстниками подростки с СДВГ1 часто меняют тему, перебивают, не слушают, что им говорят, в силу своей отвлекаемости. Как правило, дети с СДВГ навязывают своё общение окружающим, а также вмешиваются в разговоры других, отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца. Из-за своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми. Из-за неприязни со стороны одноклассников они вынуждены общаться с самыми покладистыми или младшими школьниками. Из-за постоянного недостатка человеческого общения и непонимания со стороны сверстников, гиперактивный подросток готов привязаться к любому, кто проявит заботу по отношению к нему. И зачастую последним оказывается сверстник или старшеклассник из «плохой» компании, склонной к деликвентному поведению (алкоголизм, наркомания, правонарушения), в которую и он оказывается вовлечен. Школьная дезадаптация, асоциальное поведение, личностные расстройства, продиктованные гиперактивностью, могут даже стать причиной отказа от обучения. Статистика показывает, что лишь 15% против 50% в контроле оканчивает школу.

Другой полюс проблем гиперактивного подростка – академические трудности. Специалисты отмечают у них нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. Эти отклонения проявляются, прежде всего, на занятиях в школе. Подросток на уроке часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, из-за невнимательности делает много ошибок. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности задания. Характерная черта умственной деятельности подростка с СДВГ – цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7минут) мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» школьник занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Кроме того, у гиперактивного подростка проблемы с самоорганизованностью, и на уроках он требует к себе достаточно много внимания. Такие особенности умственной деятельности в сочетании с нарушениями восприятия, речевого развития способствуют возникновению у школьников с синдромом трудностей в освоении учебного материала.

В оказании помощи подросткам с СДВГ неоценима роль педагогической поддержки, целенаправленной, прежде всего, на коррекцию поведения школьника, устранение академических трудностей и имеющихся коммуникативных нарушений.

Работу с гиперактивными подростками следует строить индивидуально. Расписание занятий должно быть постоянным, так как школьники с синдромом часто забывают его. Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски или недалеко от стола учителя. У учащегося должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. В классе необходимо иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Целесообразно изменять режим урока – устраивать минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями или релаксацией. В моменты «отключения» лишнюю энергию гиперактивных детей нужно направлять в полезное русло – во время урока попросить что-то принести или подать учителю, вымыть доску или собрать тетради. Это будет незаметно для одноклассников и поможет ребенку высидеть урок без нарушения дисциплины. Гиперактивного учащегося следует чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность «разрядиться» имеющейся гиперактивности.

Задания, предлагаемые гиперактивному учащемуся, должны соответствовать рабочему темпу и способностями ученика, чтобы вероятность отхода от их выполнения свести к минимуму. Необходимо избегать предъявления завышенных или, наоборот, заниженных требований к ученику с СДВГ. Если подростку с синдромом предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учителю рекомендуется периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Задания, предлагаемые на уроке, следует писать на доске, и учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Проверку знаний целесообразно выполнять в начале урока. Чтобы удержать внимание гиперактивных учащихся, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ученик отвлекается и выключается из работы. Рекомендуется вводить знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждать, подчеркивать достоинства учащихся, повышать мотивацию учеников, самооценку, создавать ситуации успеха, в которых подросток имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Рекомендуется вводить проблемное обучение, использовать в процессе занятий элементы игры, соревнований, эстафет; давать больше творческих, развивающих заданий, и, наоборот, избегать монотонной деятельности.

Целесообразно в начале урока записать на доске основные моменты или план урока, чтобы гиперактивный подросток был заранее готов к смене рода занятий, так как ему особенно тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Необходимо давать немногословные, четкие и конкретные инструкции к заданиям. Чтобы подросток ясно их усвоил, педагог может попросить именно гиперактивного подростка озвучить правило выполнения нового задания, а затем рассказать сверстникам, как и что надо делать. Рекомендуется снижать объем рукописных текстов, отказываться от практики переписывания неаккуратных работ, от выполнения заданий на черновиках.

Учителям следует по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение подростка. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут необходимо учитывать особенности гиперактивного подростка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальных характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Психологи отмечают, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного подростка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения учителя меняет психологический настрой школьника, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Таким образом, разработка системы педагогической поддержки подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью позволяет привести работу с ними в систему и каче­ственно повлиять на развитие школьников – повысить учебную мотивацию, скорректировать поведение, а также искоренить сопутствующие коммуникативные трудности подростков, продиктованные гиперактивностью.


Литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М .:УРАО,1997.

  3. Кузенко С.С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями: Дис. канд. психол.наук. – Ростов-на-Дону, 2008.

  4. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. Ростов н/Д, 2006.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография.- СПб.: Речь, 2007.

  6. Токарь О.В., Зимаревой Т.Т., Липай Н.Е. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников : учеб.-метод. пособие. — М. : Флинта : МПСИ, 2009.

  7. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. Самара , 1997.


1 СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ребенок, синдром дефицита внимания, возможность, задание, начало урока, поведение, сверстник, учитель, школьник.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами физической культуры

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом

Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами физической культуры

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом

Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа

Задать вопрос