В программе государственных образовательных стандартов второго поколения четко обозначены задачи современной образовательной системы. Это развитие у учащихся общей культуры, обучение школьников коммуникативной культуре и сотрудничеству.
В настоящее время существует много определений понятия «культура».
В «Словаре русского языка», изданном под редакцией Д.Н. Ушакова, культура определяется как «совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе».
Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова следует, что «культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
Согласно точке зрения представителей современной социальной философии, культура – это «вся создаваемая человечеством предметная действительность, воплощающая в себе наши собственные силы и отношения» (В.М. Межуев, 1977, 1982). Иными словами, – это весь мир, в котором человек обнаруживает и проявляет себя как общественное существо.
В русской речи слово «культура» употребляется для оценки достижений в художественном творчестве и в других видах человеческой деятельности. Известны выражения: «высокий уровень культуры», «высококультурный человек», или напротив: «бескультурье», «некультурный», «низкий культурный уровень».
Умение человека правильно говорить называют культурой речи. Навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе — культурой поведения.
Разумеется, успех развития культуры школьника определяется тем, насколько сформирована культурная среда, окружающая подростка. Упоминание о культурной среде можно встретить в трудах О.С. Газмана как условии самоопределения личности; И.Е. Видт, Н.Б. Крыловой — как совокупности условий для саморазвития личности. Е.В. Бондаревская, Н.Н. Гладченкова и другие ученые ростовской научной школы разработали понятия «культуросообразная», «национально-культурная», «культурно-информационная среда» как условие поиска индивидуальной траектории развития личности.
Понятие «культурная среда конкретного образовательного учреждения» Н.Б. Крылова понимает как пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее такие основные параметры среды как отношения, ценности, символы, вещи, предметы.
Д.А. Шевченко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, Член Совета Гильдии маркетологов предлагает следующую характеристику понятию культурная среда: «Набор социальных факторов, таких как: социальные институты, идеи, ценности, другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов, правил и норм потребительского поведения различных групп общества».
Безусловно, важнейшей задачей школьных уроков является формирование общей культуры, культуры речи, ибо слово – это инструмент не только на уроках словесников, оно открывает мир математики, истории, географии и многих других наук. «Одно из самых главных проявлений культуры – язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове», – писал Д. С. Лихачев.
Общеизвестно, что на каждом уроке мы стремимся развивать речь учащихся. Но всегда ли нам удается делать это эффективно? К сожалению, нет, т. к. на уроке не хватает времени, чтобы целенаправленно вести работу в этом направлении. Как показывает опыт, большую помощь может оказать экскурсионная поездка, позволяющая расширить информационное поле урока.
Важным направлением в деле воспитания и образования подрастающего поколения является приобщение к общечеловеческим ценностям через изучение памятников архитектуры искусства, полотна художников. Всего этого можно достичь путем интеграции как в урочной, так и внеурочной деятельности учителя и его воспитанников. Экскурсии могут являться весьма эффективной формой организации учебной работы и могут проводиться во время вступительных занятий, например, при изучении биографии поэтов и писателей, исторической эпохи, в которой они жили и творили.
В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний.
Многие учёные-дидакты обращались к экскурсии как к одной из форм учебной работы. П.И. Пидкасистый относит экскурсии к сопутствующим формам учебного процесса. Автор учебника по дидактике Б.П. Есипов выделяет экскурсию как отдельную форму организации учебной работы. Е.А. Голанд писал: «Экскурсия является одним из наглядных методов обучения».
Главное назначение наглядности по литературе - помочь правильному восприятию образов художественного произведения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той деятельности, которая отражена писателем. А. Н. Щукин, описывая методику использования художественно - изобразительной наглядности, отнес к ней «вещи; портреты, фотографии писателя, членов его семьи и наиболее известных современников; картины на литературные темы; иллюстрации к произведениям писателя». В классно урочной обстановке знакомство с такими пособиями организовать очень сложно. (Следует отметить разнообразие существующих музеев. Это и музеи-заповедники, и мемориальные музеи, и музеи-усадьбы, и музеи-квартиры).
В методической литературе экскурсионная тематика затрагивается в работах различных авторов. В частности, можно назвать следующие имена: Ж.-Ж Руссо, Б.Е. Райков, Г.Н. Боча, И.П. Подласый, В.П. Голубков, С.А. Смирнов, О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В. Ф. Чертов, М.А. Рыбникова, В.Г. Маранцман.
Следует заметить, главный критерий оценки любой деятельности - её эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цель или нет, а если да, то в какой степени. Как проходит традиционная экскурсия? Обычно экскурсовод излагает информацию в готовом виде. Учащиеся слушают, следя за его мыслью. Таким образом, экскурсовод работает монологически, а дети осуществляют рекпродуктивную учебную деятельность, то есть пассивно воспринимают материал. Словом, только такая подача материала мало способствует возникновению познавательного интереса учащихся. Нужно ли говорить, что при таком положении дел мышление и речь практически не развиваются, а значит, не развиваются и творческие способности учащихся, а личность складывается инертная, зависимая. Поиск новых форм и методов, которые отвечают современному образованию, привёл к созданию новой формы проведения экскурсии.
Многие вопросы организации экскурсии разрешены методикой; разработаны различные классификации, определены этапы работы. Несмотря на кажущуюся простоту проведения экскурсии, учитель может столкнуться с рядом проблем. Опыт деятельности показывает, что дети утомляются во время поездок, и тому причиной нередко является известная проблема мегаполиса – «пробки».
Перечисленные противоречия могут быть в определенной степени устранены внедрением ряда методов: коммуникативного, креативного, поискового (эвристического).
Коммуникативный метод основан на умении общаться друг с другом, выслушивать позицию и мнение другого.
Креативный метод основан на закреплении знаний на основе выполнения заданий творческого характера.
Поисковый (эвристический) метод предполагает выявление закономерностей определенного процесса. Например, учащиеся делают вывод, который затем сравнивают с предложенным экскурсоводом музея.
Итак, мы предлагаем технологию организации экскурсионной поездки на основе литературной поисковой деятельности, специфика которой естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество учителя и ученика, обмен информацией, обсуждение различных точек зрения. Успешное общение и установление адекватных отношений с окружающими является важным фактором социальной адаптации учащихся.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Назовем некоторые варианты определения технологии из научной и методической литературы:
технический метод достижения практических целей;
совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;
набор процедур и методов организации человеческой деятельности;
средства, используемые для моделирования поведения человека.
В самом общем виде технология— это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Ее структурой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
С помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества. Интересен описанный и сгруппированный анализ педагогических технологий, проведенный выдающимся педагогом Г.К. Селевко.
Поисковое обучение опирается на особенности функционирования мышления человека. Процесс получения знания построен так, чтобы облегчить человеку процесс его осмысления, запоминания и практического использования. Он нашел свое отражение в психологических принципах исследовательского обучения, сформулированных в 60-е годы известным психологом Дж. Бруннером.
Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных».
Процесс поискового обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются общеучебные компетентности:
обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;
формирование культуры рефлексивного мышления;
формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;
обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;
эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;
эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование;
поиска знания.
Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания? Для поискового обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:
1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
3. максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
4. поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;
5. обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывает основные отличия поискового обучения от традиционного.
Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя в новом знании (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность.
Во-вторых, активность и самостоятельность детей гораздо выше.. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь только тогда, когда она нужна.
Активность учителя зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса. В поисковом обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;
давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;
давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.
На основе общей последовательности шагов в поисковом обучении разработаны конкретные алгоритмы. Приведенные ниже три модели базируются на различном уровне сложности заданий. Первый из них рассчитан на уровень знания и понимания, второй включает и уровень применения, третий включает все шесть уровней из таксономии Б. Блума.
Таблица № 1
Модель занятия поискового обучения
№
|
Название модели |
Этапы |
1 |
Формирование понятий |
1. Перечисление объектов. |
|
|
2. Группировка перечисленных объектов. |
|
|
3. Обозначение или категоризация групп |
2 |
Интерпретация данных |
1. Выявление основных черт. |
|
|
2. Объяснение выявленных данных. |
|
|
3. Построение гипотезы. |
3 |
Применение правил и принципов |
1. Выдвижение гипотез, предсказание последствий. |
|
|
2. Объяснение или обоснование предсказаний или гипотез. |
|
|
3. Проверка предположений. |
В методическом письме о преподавании учебного предмета «Русский язык (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования сказано: «Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности». В содержание стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно - ориентированный и деятельностный подход к обучению.
Учитывая тот факт, что становление личности - это путь образования целостного мировоззрения при посредстве речевого общения. Для осуществления этой цели мы разработали методику, главное назначение которой - создание определенного культурного речевого пространства, позволяющего совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, расширяющего мировоззренческий потенциал и создающий атмосферу, влияющую, несомненно, на нравственную культуру учащихся.
Данная технология предполагает организацию активной речевой деятельности учеников. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей и их наставников. Использование игровых приемов, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.
Разработанная последовательность деятельностных шагов называется технологией деятельностного метода. Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов, поэтапное движение к цели. Заметим важность каждого из этапов. Назовем возможные пути реализации этих направлений. Указанные этапы сформулированы автором в процессе проведения экскурсии. Их реализация позволяет повысить эффективность учебной деятельности и может рассматриваться как занятие, дополняющее и развивающее классно - урочную деятельность учащихся.
1 Этап
На первоначальном этапе важным вопросом является определение цели и задач. В соответствии с этим, разрабатывая методику проведения экскурсионной поездки, мы стремились решить четыре задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательного интереса;
- помочь в выборе профессии;
- сформировать у учащихся культуру речи;
- включить учащихся в активную работу.
Успех любой экскурсии зависит от тщательной её подготовки. Чтобы экскурсия реализовала все возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по разработке детального плана, мер безопасности и охраны здоровья школьников и т. д.
2 Этап
Необходимым аспектом этапа является развитие познавательного интереса, развитие поисковой мыслительной деятельности в самостоятельном отыскивании и систематизировании материала по подготовке сообщений, которые предстоит сделать учащимся в автобусе. Стоит заметить, что самыми прочными являются не те знания, что получены в готовом виде и зазубрены, а те, что открыли дети сами и выразили по – своему.
За несколько дней до поездки школьники получают задание для самостоятельной работы по теме предстоящей экскурсии, которое в течение определенного времени готовят в библиотеке. В ходе подготовки перед обучаемыми ставится ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний.
В начале разговора по теме и проблематике занятия школьники собираются в классе, чтобы начать обсуждение как самостоятельно осмысленных материалов, так и качества ответов.
Организация работы по самопознанию и самовоспитанию позволяет продуктивно стимулировать потребности учащихся в нравственно – волевом самосовершенствовании. Самостоятельно составляя монологические ответы, учащиеся приобретают опыт в организации речевой деятельности, пополняют фактические знания по предмету, развивают логику и словарный запас.
Учитывая специфику такого занятия, как особой формы обучения, следует помнить о том, что успех задуманного дела будет зависеть прежде всего от готовности самих учащихся, персональной ответственности за свой участок работы. На наш взгляд, преодолеть трудности позволяет переход к развитию поисковой мыслительной деятельности, рефлексии ученика. Такой способ меняет позицию не только ученика, но и позицию учителя на организацию самостоятельного открытия детьми нового знания и коррекцию ими собственных ошибок, то есть учитель становится руководителем и помощником.
3 Этап
Выступление учащихся с сообщением по теме проводимой экскурсии в автобусе.
Учитывая тот факт, что у современных детей, по мнению антропологов, преобладает клиповое сознание, каждое сообщение, подготовленное учащимися не должно занимать более 3 до 5 минут. Следовательно, часто меняющийся вид деятельности удерживает внимание учеников на протяжении всего маршрута.
Во время такого занятия учащиеся практикуются в изложении своих мыслей при передаче информации.
Одной из актуальных проблем в деятельности педагога является организация воспитательной работы с детьми, связанная с формированием функционально - грамотной личности. Функционально грамотная личность – это человек, обладающий коммуникативными навыками, воспитанный и культурный. Формирование коммуникативной компетенции невозможно без реализации специально разработанной системы, ориентированной на общающегося человека, языковую и речевую личность, мыслящую с помощью языка и реализующую себя в жизни благодаря речи и успеху в разных сферах общения. Следовательно, необходимо делать акцент на коммуникативно-речевой стороне деятельности человека, что является одной из главных целей образования.
Мы предлагаем следующий элемент системы:
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической речью;
- умение слушать и вступать в полилог, владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной личности - основная задача современной школы. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком. Большую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки. Заметим, что человеку необходимо не только приобретать знания из различных областей наук, но и уметь работать с этой информацией, использовать знания на практике, в определенной деятельности, поэтому в качестве экскурсоводов по маршруту следования мы предлагаем выступить с подготовленными самостоятельно, но под руководством учителя, всем учащиеся, находящимся в автобусе. Такая форма занятия создает условия для активизации учащегося, формирует мотивацию в изучении предмета. «При использовании игровых приемов основная масса в своем поведении начинает ориентироваться на других. Возникает эффект самонаучения. В итоге у учеников складывается личностное видение трудностей, возникает самостоятельная ориентация в содержании материала. А личностное видение тянет за собой личностную решимость ее преодолеть» [3].
Уроки - экскурсии - это время живого общения, ученик раскрепощается, чувствует себя свободной и творческой личностью. Доброжелательный тон располагает к доверительному диалогу учителя и школьников, преодолевается традиционный барьер в отношении учащихся к предмету. Важным развивающим фактором становится непринужденное знакомство с новым материалом.
Как показала практика, следует начинать со вступительной беседы с учащимися, определить цели и задачи экскурсии, раздать оценочные листы.
4 Этап
Следующим этап позволяет каждому ученику включиться в процесс оценивания. Учащиеся, отмечают наиболее удачные выступления. Результаты заносятся в таблицу.
Таблица № 2
Оценочный лист
(по 5 балльной системе)
№ п. п. |
Ф.И. выступавшего |
Критерии оценки работы экскурсовода
|
Итоговая оценка |
|||
Выступающим подготовлен материал, из которого я узнал много интересного |
Текст произносился громко. Мне все было понятно |
Подготовленный материал рассказывался наизусть |
Для особых отметок |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Такая форма работы позволяют ученикам быть активными слушателями и аргументировать свое мнение.
5 Этап
Рассмотрим следующий этап с использованием приёмов, стимулирующих познавательный поиск и играющий огромную роль в активизации деятельности учащихся во время экскурсии. Предложим ученикам не просто знакомиться с материалом экспозиции, но и заняться активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, делать пометки, чтобы потом сформулировать выводы о том, что услышали, и выполнить творческую работу.
В ходе эксперимента мы убедились, что именно технология, основанная на поисковом обучении, способствует активному усвоению новой информации, развитию внимания, восприятия памяти, способности к развитию мышления и речи и формированию творческих способностей личности.
6 Этап
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, которая проводится в автобусе. В ходе беседы учитель
- совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное,
- выделяет самое существенное,
- выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся,
- рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом ,
- намечает творческие задания : написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Подводя итоги, оцениваются знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делаются обобщающие выводы.
Обратим внимание на то, что такая форма проведения работы очень нравится учащимся. Очевидно, она привлекает своей необычностью в усвоении новых знаний, дает возможность быть активными на протяжении поездки всем учащимся. Как показывает опыт, результат- получение многими высоких оценок поитогом занятия. Кроме того, урок- экскурсия становится «инструментом» активизации познавательной деятельности учащихся, включает учащихся в активное участие, а это эффективное упражнение в развитии устной речи.
7 Этап
Особенностью этого этапа является самостоятельное созданные в автобусе, возвращаясь с экскурсии, речевые произведения , т.е. творческая переработка полученных знаний. За создание оригинальных текстов учащиеся поощряются.
8 Этап
На завершающем этапе мы предлагаем через школьную телепередачу «В эфите мы!» трансляцию собранного материала и творчески представленного в работах учащихся.
Выводы:
Несмотря на все трудности, которые приходится преодолевать в процессе подготовки, радует конечный результат. Этот процесс развивает коммуникативные способности детей, формирует их грамотную речь и речевое поведение, умение воспринимать и понимать речь говорящего.
Таким образом, из этого можно сделать вывод, технология деятельностного метода обеспечивает возможность формирования у учащихся способности к самоопределению.
Итак, в статье представлены технологии проведения экскурсий. Первая из низ традиционная, другая, основанная на методе поисковой деятельности учащихся. Одна и та же цель – «знание»- достигалась учениками по- разному: на традиционной экскурсии - репродуктивно, на поисковой- творчески. Как выяснилось, в конечном счете, экскурсия, организованная на поисковом методе, обеспечила тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.
Воспитательный потенциал таких занятий огромен, прежде всего , они способствуют развитию у детей уникального человеческого дара- дара слова.
Создавая данную технологию, мы ставили перед собой следующие цели:
Образовательные:
- получение новых знаний по литературе;
- расширение круга чтения учащихся и привитие им литературного вкуса.
Воспитательные:
- способствовать выражению внутренних переживаний;
- воспитать взаимоуважения учеников друг к другу, умения слушать и слышать.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие способности выражать собственное мнение, рассуждать делать выводы;
- снижение тревожности учеников при выступлении перед большой аудиторией;
- повышение мотивации учащихся.
Как показал опыт , данный вид работы решает следующие задачи:
- оказывает существенное позитивное влияние на коммуникативную и общую культуру личности;
- способствует успешной самореализации в социуме, активной жизненной позиции человека;
- стимулирует потребности к саморазвитию и самосовершенствованию личности и развивает ответственное отношение к слову сказанному или написанному;
- формирует коммуникативные умения, связанные с владением различными речевыми жанрами;
- имеет практическую направленность и обеспечивает систему непрерывного образования, что так же отражает задачи, обозначенные в Концепции развития образования.
Таким образом, мы предполагаем не только усвоение учащимися определенной информации, но и развитие его личности, его познавательных способностей, что соответствует «Концепции модернизации российского образования».
Литература:
Александровна Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы// Литература в школе 2010. № 10. С. 22- 24.
Богданова О. Ю. Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов/ Под ред. О. Ю. Богдановой.- М. 1999. – 239 с.
Бутаков В. П. , Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя.- М.: «Первое сентября», 2000.- 224 с.
2-е Московские чтения- 2009. Сборник научно- методических материалов. М.: Русская школа, 2010. – 184 С.
ГолантЕ. Я. Методы обучения в советской школе.- М: Учпедгиз, 1957.- 152 с.
Голубков В. В. Методика преподавания литературы.- М. Учпедгиз, 1962. - 495 с.
Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу.- М.,1976. - 211с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: В 3 ч.- М: ЦРИБ «Турист», 1992.- 121 с.
Евсипов Б. П. Основы дидактики.- М.: Просвещение, 1967. - 415 с.
Методика преподавания литературы/ Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч.- М., 1995.- С. 204- 206.
Методы и практика экскурсионного дела: Сб. статей/ Предисловие Н. А. Гейнике.- М. 1925.
Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: РПА, 1996. - 630с.
Подласый И. П. Педагогика. Новый кус: Учебник для студентов пед . вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С538- 539.
Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий.- 4-е изд.- М.; Л., 1930.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя.-4-е издание, испр.- М.: Просвещение, 1985.- 58с.
Титов В. А. Экзамен по методике преподавания литературы: учебное пособие для вузов.- М.:-«Приор-издат», 2005.- С145, 174.
Шевцова Д. М. Методические рекомендации к проведению практических занятий по курсу « Теория и методика обучения литературе». Часть 2. Этапы и пути изучения литературного произведения в школе: методическое пособие.- Нижний Новгород: Из-во НГПУ, 2008. – 155 с.
Щукин А. Н. Наглядные пособия на уроках литературы.- М.: Учпедгиз, 1961.-19 с.