За почти 150-летнюю историю информационные агентства прошли три этапа: от частных узкоспециализированных агентств к государственным, затем снова к частным организациям, однако, уже дифференцированным по тематике. В настоящее время в России наиболее рейтинговыми являются агентства Интерфакс, РИА-Новости, ИТАР-ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), по классификации ЮНЕСКО, является одним из крупнейших мировых агентств. Оно сохранило свой статус центрального государственного агентства, приобретя новые черты, связанные с изменениями в политике доступа к информации и внедрением новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. Информация, которую раньше получал узкий круг привилегированных лиц, сейчас доступна аудитории различных СМИ, многим организациям и частным лицам, как в России, так и за её пределами.
Особое место в истории информагенств занимает Интерфакс, появившийся в 1989 г. и сразу заявивший о себе, как о главном поставщике экономической и политической информации международного уровня. Основатель агентства Михаил Комиссар со своими коллегами с Радио Москвы в сотрудничестве с французско-советским предприятием «Интерквадро» стали выпускать бюллетень новостей на русском и английском языках. Это было одно из первых частных предприятий, которое начало предоставлять объективную информацию о событиях в СССР. Отсутствие поддержки со стороны государства, а также возникшая конкурентная борьба сказалась на трудностях первого периода становления Интерфакса. Тот факт, что в январе Гостелерадио СССР приняло решение отключить линии связи Интерфакса и выселить его из здания, не остановило работу этого агентства, быстро возобновившего передачу новостей подписчикам уже из временно предоставленных помещений здания Верховного Совета России. По воспоминаниям главного редактора Северо-Западного бюро Интерфакса Ирины Грибовой, в связи с таким, более чем удачным расположением, агентство смогло вырваться вперед по скорости подачи информации и уровню цитируемости в СМИ событий августа 1991 г. Более того, во время путча в здании Верховного Совета находился корреспондент Интерфакса Вячеслав Терехов (ныне заместитель генерального директора Интерфакс), который из первых уст сообщал самую оперативную информацию. Как стало известно, за освещение попытки августовского путча 1991 года в Советском Союзе агентство было номинировано на премию Пулитцера [1].
Более того, Интерфакс одним из первых в мире начинал применять для рассылки информационных сообщений новую технологию – телефакс, создав альтернативу доминировавшим в то время дорогостоящим телетайпным и компьютерным сетям, которые применялись всеми информационными агентствами. Информация Интерфакса стала пользоваться популярностью среди иностранных дипломатов и специалистов, которых не устраивала тенденциозная и не очень оперативная, по их мнению, информация ТАСС и АПН. В настоящее время информацию Интерфакса получают более чем в 40 странах мира [2].
РИА «Новости» – государственное информационно-аналитическое агентство, образованное на базе АПН в 1992 г., ежедневно распространяет актуальную общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском, основных европейских и арабском языках. Оно является общенациональным агентством универсального типа. Основной продукт агентства – новостная информационно-аналитическая лента «Горячая линия», которая выходит в двух версиях.
Хотя крупные информационные агентства сохранили свои названия по основному виду их деятельности - сбору и распространению оперативной событийной информации, в действительности они являются настоящими медиа-концернами.
Если сравнить основной информационный продукт – оперативную событийную информацию, распространяемую тремя ведущими агентствами, то легко увидеть, что в содержательном плане у них много общего. Однако заметны и различия. Отличаются форма подачи новостей, способы их передачи, компоновка, «упаковка», адресность, полнота и оперативность. Важно отметить, что в России сегодня действуют сотни других информационных агентств, соперничающих друг с другом и постоянно обновляющих свою продукцию. Среди них столичные агентства, которые специализируются, в основном, по тематическому признаку. Переход к частному предпринимательству породил огромный и все увеличивающийся спрос на информацию финансово-экономического характера. Возникла нужда в специализированных агентствах. К ним относятся АЭН (Агентство экономических новостей), «Скейт-пресс», «Агентство деловой информации», «Мобиле» и др. Внутри этой группы также существует раздел сфер влияния. Их клиентами, помимо СМИ, часто являются и деловые структуры.
Агентств, специализирующихся на сборе и распространении информации культурного и особенно социального характера, заметно меньше. Это связано с тем, что пресса в целом сильно политизирована и информации о состоянии социальной сферы уделяет гораздо меньше внимания. Влияет и сам характер такой информации – она менее оперативна и событийна, это так называемые мягкие новости. Справедливо замечено, что возможности предъявления информации социального характера, в смысле адекватного текстового оформления, невелики. Тем не менее, общество нуждается в информации о самом себе. Поэтому опыт деятельности таких агентств, как АСИ (Агентство социальной информации), РЭФИА (Российское экологическое федеральное информационное агентство), РАСИ (Российское агентство социально-экономической информации), представляет особый интерес [3]. В современной России функционируют и агентства, специализирующиеся на информации о музыке и кино. Это, прежде всего, Турне и Интермедиа. Несколько агентств распространяют телевизионную информацию: Телескоп, Известия-телемир, Телефакс – телепрограммы, оперативную телехронику, аннотации к передачам. Дифференциация агентств объясняется тем, что в основу их деятельности положены не только тематические, но и другие признаки: ареал распространения, источники и способы получения информации, режим и способ доставки печатной продукции и т.д.
Следует отметить, что успешная работа агентств зависит от многих факторов, в частности, от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли. Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы. В настоящее времени в России действуют около тысячи служб, называющих себя информационными агентствами [4]. Конкуренция между ними влияет на основные направления развития и совершенствования их деятельности. А в работе информагенств в настоящее время уже сформировалась определенная система, в которую входят: 1. Крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию. 2.Специализированные агентства. 3.Региональные агентства. 4.Сетевые агентства.
Исходя из этого, одним из главных критериев оценки информационного агентства является оперативность предоставления информации, поэтому временной признак очень важен. Материалы группируются как «Главные события часа», «Хроника дня», «Лента новостей» и др. Территориальный принцип делит информационные сообщения по принадлежности к странам, федеральным округам, областям и районам, городам. В частности: «Москва», «Центр», «Северо-Запад», «Урал», «Поволжье», «Юг», «Сибирь» (Интерфакс); «Новости двух столиц: Москва, Санкт-Петербург» (Росбалт)[5].
Один из важных признаков информационных агентств можно назвать периодичность подачи информации. В настоящее время все ресурсы агентств работают в режиме реального времени. Однако этот режим так же может быть дифференцирован. По нашему мнению, оптимальным критерием оценки оперативности работы информационного агентства является количество выпущенных новостей в единицу времени (час, день, неделя, месяц). Например, ИА «Интерфакс» выпускает информационное сообщение каждые три минуты в закрытом доступе для подписчиков и около 7-10 новостей в час для всех посетителей ресурса www.interfax.ru. Объем всех новостей агентства в открытом доступе колеблется от 100 до 200 сообщений в день. Российское агентство международной информации «РИА Новости» выдает около 20 новостей в час в свободном доступе, а агентство «РБК» всего 3-5 новостей [6].
Важным критерием оценки деятельности агентства сегодня остается так называемая «цитируемость». Именно по этому критерию строятся рейтинги независимых экспертных организаций – «GfK Group», «Media Report», «Public.Ru», «Медиалогия» и др. Как правило, они проводятся ежегодно и показывают, на какие ресурсы журналисты различных СМИ (центральные, региональные, деловые издания, радио, телевидение, Интернет-СМИ) ссылались чаще всего. Безусловно, такие рейтинги не являются статистическими показателями популярности ресурсов, однако, дают представление о весе агентства в информационных кругах.
Литература:
Грибова И. Из истории становления Интерфакса /Интервью главного редактора Северо-Западного бюро Интерфакса.- СПб., 2008
- [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.interfax.ru/r/A/AboutGroup/0.html
См.: Система средств массовой информации России /Под ред. Я.Н.Засурского.-М., 2001; Корконосенко С.Г.Основы журналистики. –М.:Аспект Пресс, 2002.- С.101
Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета //Акценты. – 1999.- № 1-2. - С. 22-27
- Росбалт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/
- «Интерфакс» - информационное агенство [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.interfax.ru/