Формирование личности человека происходит во взаимодействии с социальным окружением через общение и социальную деятельность. Известно, что направленность процессу развития личности задают определенные потенциалы, которые играют роль динамических доминант: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический [1, с.190]. Из многообразия потребностей личности выделяются две фундаментальные, имеющие взаимосвязь между собой: персонализация (потребность быть личностью) и самореализация. Важным регулятором поведения личности является Я-концепция, представление человека о себе, взаимосвязанная с собственной самооценкой. Из присущих личности компонент только темперамент является данностью и остается неизменным. Все остальное имеет тенденцию к изменению, развитию и приобретению устойчивых черт. Характер меняется под воздействием воспитания, развиваются способности, самосознание, растут познания об окружающем мире. Кроме того, потенциалы, играющие роль динамических доминант, изменяются, поскольку активно формируются через общение и социальную деятельность.
На формирование личности влияет в первую очередь семья, а затем общественные социальные институты: детский сад, школа, институт, работа. Одним из наиболее важных периодов развития личности является подростковый период, который называют «вторым рождением личности». Этот период характерен социальным созреванием, когда взрослеющий человек, отрываясь от семьи, вступает в новые формы взаимосвязей, а зачастую, и в новые виды отношений с окружающим миром, например, производственные. Подросток пытается осознать их характер, самоопределиться, обрести новый круг общения. Это период переоценки ценностей и формирования социальных установок. Время поиска ответа на извечные философские вопросы. Подростковый период – это активное познание и исследование себя, попытка понять и осознать природу своих действий и поступков, найти свое место в обществе. Этот период связан со школой, которая является социокультурным пространством многоуровнего общения. Являясь естественной микросредой, школа организует образовательный и воспитательный процесс, влияет на развитие индивидуальных и социальных особенностей личности, формирует такие ценностные ориентации, отношения и мотивы, которые могли бы обеспечить оценку и регулирование поведения личности в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социокультурной среде. Приоритетной сферой деятельности подростка является общение и досуговая деятельность. Выбор занятий по собственному интересу в сообществе с людьми, которые разделяют его мысли, чувства, делают досуг духовно наполненным, является важным и ценным и с точки зрения воспитательного процесса. На мой взгляд, одним из таких видов досуговой деятельности является школьный театр, который имеет все предпосылки для того, чтобы повлиять на формирование личности подростка.
Ф. Шиллер писал: «Все, что чувствует наша душа в виде смутных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». В разные времена театральное искусство было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать словом – играть социальную и политическую роль. И с этими задачами театр справлялся всегда, потому что сила его воздействия велика, а возможности многообразны. Данное утверждения справедливо не только для зрителя, на которого происходит непосредственное воздействие театра, но и для участников театрального процесса, будь то профессиональный или самодеятельный школьный театр. Расширяя диапазон знаний в области литературы, музыки, танца, живописи, школьный театр приобщает подростка к мировой культуре, учит его посредством этих искусств познавать, ощущать мир. «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в процессе» [2, с. 66-67]. Школьный театр является яркой, заразительной, эмоционально-насыщенной средой, в которой весь процесс построения спектакля влияет на развитие ума, характера и воли, на формирование мировоззрения подростка, во многом определяет его систему убеждений, обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности учащихся, подчеркивая индивидуальность каждого. Такие предпосылки и условия объективно являются прекрасной почвой для многостороннего формирования личности подростка. Давайте рассмотрим, какие конкретно процессы влияют на формирование личности во время занятий в школьном театре.
Все начинается с создания атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, которые являются залогом успеха всей последующей работы коллектива. На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать. В процессе этих занятий они внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Следующий этап – освоение драматургического материала, являющего основным инструментом театра. Любая пьеса - это всегда конфликт и пути его разрешения. «Моделирование борьбы на сцене становится инструментом постижения законов и качеств взаимодействия между людьми» [3, с.142]. Через такие ситуации участники ищут ответы на все волнующие вопросы, учатся законам общения, поведения, формируют нравственно-этические ценности, развивают культуру чувств, учатся осознавать природу собственных действий. «Спектакль, представляющий собой яркое эмоциональное зрелище с вереницей проблемных ситуаций, является эффективным комплексом воспитательных воздействий» [4, с.155]. Поэтому так важно определить репертуар школьного театра, который бы соответствовал возрастным особенностям участников, позволил бы сформировать их художественный вкус, познакомил с лучшими образцами драматургии и художественной литературы. Первым важным шагом в постановке спектакля является выбор пьесы, которая по-настоящему должна стать актуальной и интересной для всех участников школьного театра. Правильный выбор пьесы гарантирует большую активизацию познавательных, морально-нравственных, творческих, коммуникативных и эстетических потенциалов, задающих направление развития личности.
Следующим важным моментом является распределение ролей. «Вовлекая в работу самые разнообразные специальности и дарования, театр требует от каждого участника уменья делать в большой общей работе свое маленькое дело, жертвовать своими эгоистическими интересами во имя всем дорогого общего дела». [5, с. 20] В процессе подготовки спектакля участвуют: актеры, сценаристы, помощники режиссера, художники, декораторы, бутафоры, звукорежиссеры, осветители, костюмеры, гримеры и т.д. Учащиеся определяются в своих желаниях и амбициях. Большинство выбирают роль артиста, но кто-то хочет быть сценаристом, звукооператором, аккомпаниатором, кинооператором. Некоторые хотят быть одновременно актером и костюмером, звукорежиссером и художником. Главное, что с момента выбора своей «роли» каждый подросток самостоятельно отвечает за свою работу. В процессе создания спектакля ребята начинают понимать, что успех зависит буквально от всех. И только благодаря сотворчеству всего коллектива может получиться гармоничный целостный спектакль. На этом этапе работы происходит процесс персонализации и самореализации, приходит осознание подростком своих способностей и своего места в общем деле, проявляется умение доводить работу до конца, приходит осознание ценности любого вида труда, ценности труда другого человека.
Следующий важный шаг репетиционной работы - совместный анализ пьесы, когда определяется тема, идея и главная мысль автора. Во время поиска и размышлений подростки учатся анализировать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Обсуждение пьесы выявляет мировоззрение всех участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам, выясняется и отношение к проблемным ситуациям, происходит столкновение мнений и суждений, пересмотр и формирование новых убеждений. Такие процессы болезненны, но очень важны для становления подрастающей личности. Определив идею и сквозную линию спектакля, начинается работа над ролью.
Почувствовать своего героя, сродниться с ним - задача не из легких. Чаще всего ребята играют себя на сцене и роли распределяются из расчета того, что учащийся сможет осилить материал, почувствовать своего героя, слиться с ним на том психофизическом уровне, который ему доступен. Период работы над ролью учит понимать и принимать своего героя. Зная его прошлое, характер, взгляды и убеждения, подросток начинает понимать логику действий своего героя, логику его поступков и мыслей. Подросток учится давать нравственную оценку поступкам персонажа, исходя из содержания мотивов, которыми герой руководствовался, а не из внешней формы поступка. В процессе такой работы подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей. Активно включается механизм рефлексии.
«Драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, ... Это является синтезом того сложного процесса, который можно назвать приятием жизни. В этом процессе заложен глубокий воспитательный момент: чтобы понять людей, необходимо сопереживание с разными типами, а это вхождение в жизнь другого, понимание этого другого – есть путь к созданию из наших детей, часто эгоцентрических и замкнутых – широких, общественных и любовно принимающих мир» [6, с.5].
На репетиционном этапе работы накопленная информация о роли переходит в плоскость сценического действия, когда подросток становится творцом, субъектом своей деятельности. В этот период активно включается эмоционально-волевая сфера, когда участники спектакля учатся управлять своим настроением, поведением, реакциями, начинают ценить и уважать труд своих сверстников-партнеров, учатся сопереживать друг другу. Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех. Развитие эмпатийности - способности эмоционально отзываться на переживание другого, на этом отрезке театральной работы, является одной из важнейших наработок личности.
Итогом постановочного процесса становится спектакль, где каждый нашел свое место и будет оценен по достоинству. Главный результат – это общая радость творчества, когда актер отдает себя зрителю, заражая его своей энергией, эмоциями, игрой. Умение отдавать себя людям является высшим проявлением личности. К.С. Станиславский писал: «Из театра зрители выходят с разбуженными чувствами и мыслями, обогащенными познанием красивой жизни духа» [7, с.50], а юные актеры становятся чуточку мудрее.
Заключительный этап является одним из главных, так как в нем подводится итог совместной деятельности. Ребята обмениваются впечатлениями о работе всех участников спектакля, партнеров по сцене и о своей собственной. Ум подростка критичен и задача режиссера состоит, прежде всего, в умении научить их раскрывать лучшие стороны друг друга и уметь о них рассказать. Затем ребята получают оценку руководителя школьного театра. Назвать все положительные моменты, удачные находки в роли и работе каждого, проговорить о позитивных изменениях и личностном росте участников, о перспективах их дальнейшего развития – вот главная цель руководителя на заключительном этапе. Такая оценка необходима для развития и укрепления формирующейся Я-концепции подростка, которая прежде всего помогает соотнести внутреннюю оценку самого себя с мнением окружающих людей и выстраивать свое дальнейшее взаимодействие с социумом.
Последовательно рассмотрев структуру занятий школьного театра, мы увидели, что благодаря театральной педагогике, построенной на принципах сотрудничества между всеми участниками театрального процесса и субъект-субъектных отношений, руководитель так выстраивает занятия, что подросток естественно и без принуждения вбирает в себя самое ценное и лучшее, заложенное в творческом процессе, становится активным исследователем, творцом, субъектом своей деятельности. Влияние той или иной стадии (подготовительного, постановочного и заключительного) рабочего процесса направлено на когнитивно-познавательную и эмоционально-волевую сферы, на развитие эмпатийности, на раскрытие и развитие способностей, что приводит в конечном счете к успешному формированию Я-концепции. Таким образом, занятия в школьном театре действительно активно влияют на многосторонний процесс формирования личности, а процесс социализации подростка проходит более естественно и полноценно.
Литература:
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1991.
Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. – М., 1972.
Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! - М., 1997.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства М., 2005.
Игра – драматизация в средней школе // под ред. Е.Соловьевой.- М., 1925.
Станиславский К.С. Об искусстве театра. – М., 1982.