За всю историю своего развития человечество не смогло создать такого общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и все многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей, закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм поведения.
Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений, реализацию в них внимания друг к другу, уважительного отношения к окружающим выдвигают в число актуальных проблемы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, создания максимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, оказания своевременной и психологически обоснованной помощи детям, отстающим в развитии.
Во все предыдущие годы в общественном сознании главенствовала мысль, что именно школа несет ответственность за воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Долгие годы семья выступала как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи воспитания, причем семье отводилась скорее пассивная роль - не мешать другим государственно-общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Поэтому сегодня мы имеем семью исключительно как понятие, а не как мощный традиционный институт воспитания.
Недавно психологи и социологи предложили родителям анкеты, в которых выразилось их видение условий счастья, тех средств, использование которых дало бы детям надежду на счастье. Кратчайший путь к счастью, по мнению большинства родителей, пролегает через образование и труд (более 60%), а семье отведено всего 1,1%. Корни всех этих рассуждений в изменении роли семьи как социального института. Труд имеет свою значимость не только как средство заработка, и, следовательно, как средство выживания в конечном счете, но и как пропагандируемое благо, традиционная ценность. А все остальные жизненные ценности, с помощью которых человек может быть счастлив, а также может реализовать себя (дружба, любовь, семья), находятся на последних местах. Тогда как именно любовь ребенка к матери и отцу является простейшим элементом нравственного воспитания, именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка осуществляется в школе, его социальные связи все более расширяются, он осознает себя частью общества и распространяет свою любовь на все человечество, но основы этого закладываются только в семье. Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное воспитание ребенка в семье и на формирование его личности.
1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям.
2. Внесемейная деятельность (совместный труд – большое значение имеет в сельской местности).
3. Собственно семейное воспитание как некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Первые две группы факторов представлены педагогикой семейных отношений, о которой писал А.С. Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, – отмечал он, – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы и хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»
Но совершенно особое место занимает семья в процессе воспитания и формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. В силу определенных особенностей у детей с отклонениями в развитии замедлены темпы формирования системы социальных ориентировок, отношений, представлений и знаний о них. Если рассматривать общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков, то первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей. Все это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими. Более глубокое изучение детей с нарушением интеллекта, необходимое для оказания им адекватной помощи, требует исследования ближайшего круга общения ребенка, т.е. его семьи. Основная задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы принимать активное участие вместе с семьей ребенка в его воспитании и обучении, а также научить родителей общаться с собственным ребенком. Достаточно часто родители ребенка с отклонениями в развитии сами нуждаются в психологической помощи и в соответствующем воспитании, которое пробудило бы у них веру в то, что ребенок с отклонениями в развитии еще не потерян окончательно для общества. В настоящее время представители различных направлений науки (психиатры, педиатры, генетики, биохимики, физиологи, педагоги, психологи), а также лица, занятые организацией жизни и трудоустройством умственно неполноценных людей, наряду с глубоким рассмотрением различных клинико-генетических проблем олигофрении, много внимания уделяют особенностям личной, семейной, школьной и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, а также проблемам отношения к ним в семье и работе с родителями. Особое внимание уделяется педагогическому просвещению родителей, организации для них семинаров, выпуску различных пособий по воспитанию детей. Во всех странах социальная реабилитация выдвигается в качестве конечной цели специального обучения, причем при успешном решении данной проблемы определенное место отводится семье. Только семья может решить те проблемы, и сыграть ту огромную роль в формировании личности ребенка с отклонениями в развитии, которая не под силу ни одному педагогу. От того, какие отношения возникнут между ребенком и семьей, будет в дальнейшем зависеть, в какие отношения с обществом вступит ребенок. Для успешного решения этой проблемы необходимо учить родителей относиться к детям с отклонениями в развитии, т.к. основная трудность - это неправильное отношение родителей к своим детям, придание огромного значения их недостаткам и акцентирование внимания на них, что создаст еще большие трудности в процессе адаптации ребенка в обществе и его готовности к собственной семейной жизни.
Возможно, у кого-то возникнет мысль о том, что подготовка к семейной жизни ребенка является сугубо задачей школы, и о какой подготовке к семейной жизни в семьях может идти речь, когда до 80% детей с отклонениями в развитии воспитываются в неблагополучных семьях? Да, действительно, родители учащихся вспомогательных школ имеют более низкий уровень образования, менее высокую профессиональную квалификацию, часто живут в менее благоприятных жилищных и санитарно-гигиенических условиях, но даже такая семья может оказать свое положительное влияние на ребенка. Ведь, к сожалению, в программе обучения в специальной (коррекционной) школе отводится слишком мало времени (около 5% всего материала, посвященного социальной реабилитации ребенка) вопросам семьи, взаимоотношений в семье и проблемам подготовки детей с отклонениями в развитии к собственной семейной жизни. Следовательно, основное место получения всех необходимых знаний и навыков - это семья. Для выявления положения учеников специальной (коррекционной) школы в семьях и определения влияния различных факторов в семье на процессы обучения и формирования личности детей с отклонениями в развитии были обследованы учащиеся двух девятых классов и их семьи. В ходе исследования получены следующие результаты:
- Успеваемость учащихся из неполных семей ниже, чем из полных (подобное влияние отмечено и среди учащихся массовых школ).
- Увеличение числа детей в семье сказывается на недостатке времени, уделяемом родителями ребенку с отклонениями в развитии, и приводит к его отчужденности.
- Образовательный уровень родителей - важный фактор, обеспечивающий правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии.
- Особое влияние оказывают жилищно-бытовые условия семьи. Особенно это сказывается на успеваемости ребенка.
Но это не все. Особую роль в процессе формирования личности ребенка с отклонениями в развитии играет место ребенка в семье, созданный в семье микроклимат. Среди факторов влияющих на психологический климат в семье стоит отметить отношение родителей к способностям своего ребенка и адекватную их оценку, поведение родителей в семье, согласованность их действий, степень участия отца и матери в воспитании, степень участия ребенка в хозяйственных и культурных мероприятиях внутри семьи, а также вовлечение ребенка в сферу семейной жизни. Анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что в большинстве случаев жизнь в семьях не благоприятствует интеллектуальному и социальному развитию ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае все усилия специальной (коррекционной) школы должны быть направлены на нормализацию положения своего воспитанника в семье.
Семейное воспитание накладывает отпечаток не только на формирование социальных навыков ребенка, но и определяет степень готовности и отношение к созданию собственной семьи, а также отношения внутри этой семьи. Микросоциальные условия оказывают влияние на формирование личности и служит эталоном на начальном этапе осмысления детьми с отклонениями в развитии своего собственного семейного опыта. Все стереотипы семейного поведения формируются через подражание, а если пример для подражания отсутствует, то это приводит к несформированности стереотипов, несформированности собственного «Я». Существующий в программе специальной (коррекционной) предмет социально-бытовой ориентировки недостаточно отражает этот комплекс знаний, который так необходим будущим семьянинам. Тогда как в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться положительных результатов в подготовке к самостоятельной жизни учащихся с отклонениями в развитии.
Решению проблем воспитания, обучения и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии необходимо отводить больше места в системе социальных мероприятий, осуществляемых нашим государством. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом отношении со стороны школы и семьи. Поэтому столь важна специфическая система взаимодействия этих двух воспитательных институтов. Особый подход к аномальным детям требует понимания родителями особенностей психофизического состояния и развития этих детей, их возможностей, методов их воспитания и обучения. Без этих знаний со стороны семьи могут быть такие ошибки и промахи, которые еще больше усугубят недостатки развития этих детей, затруднят формирование социальных качеств личности. Именно семье отведена огромная роль в формировании этих качеств, но это забота не только семьи – школа будет ей помогать.