В данной работе авторами выдвинута гипотеза о существовании линейной зависимости доли рынка, занимаемой компанией Lenovo от показателя импорта ПК и телефонов в России. Дана оценка основных показателей модели. Также, построена многофакторная модель (объем импорта телефонов и персональных компьютеров в России, доля компании Lenovo на рынке, себестоимость продаж Lenovo и доходы населения в РФ). Получены прогнозные значения для модели.
Ключевые слова: экономика, МНК, регрессия, модель, рынок, технологии, Китай, Россия, прогноз
В 2000-х годах в руках большого количества российских потребителей появились первые сотовые телефоны. За 15 лет рынок гаджетов стал весьма многообразен. В настоящее время он представлен смартфонами, планшетами, умными часами, ноутбуками. На российском рынке представлена продукция различных ценовых категорий таких брендов как Apple, Samsung, Lenovo, Xiaomi, Asus, LG и другие.
По данным экспертов, за 2016 год в РФ поступило около 9 млн смартфонов. Среди факторов, обеспечивших позитивную динамику, аналитики назвали востребованность недорогих аппаратов, растущие онлайн-продажи и распространение программ обмена старых аппаратов на новые с доплатой. В последние годы все больше и больше потребителей при выборе нового гаджета отдают свое предпочтение китайским производителям, которые за относительно невысокую цену предлагают хорошего качество товаров среднего класса.
По итогам 2016 года компания Lenovo стала лидером на российском рынке персональных компьютеров (21,1 % импортированных ПК). На рынке смартфонов компания Lenovo уверенно занимает 3 место в России (1 место — Samsung, 2 место — Apple).
Lenovo Group Ltd–это китайская компания, являющаяся крупнейшим производителем персональных компьютеров в мире и одной из лидирующих компаний-производителей мобильных устройств (5 место в мире). Помимо смартфонов и ПК, компания Lenovo также выпускает клавиатуры, блоки питания, мыши и комплекты, серверы, нетбуки, видеопроекторы, видеокарты, модули памяти, оптические приводы, аксессуары, сумки и чехлы для ноутбуков, а также разрабатывает программное обеспечение для своих изделий. Компания имеет более 5500 патентов по всему миру. На российском рынке компания существует с 2006 года. На данный момент Lenovo представляет на российском рынке 23 модели ноутбуков, 16 моделей планшетов, 7 серий моноблоков, 28 моделей смартфонов, а также модель умных часов и очки виртуальной реальности.
Бизнес-стратегия компании Lenovo заключается в периодическом поглощении прямых и косвенных конкурентов. Так в 2004 году Lenovo купила часть подразделений IBM, отвечающих за производство ноутбуков и ПК. В качестве отправной точки была выбрана линейка Thinkpad. Решение оказалось успешным помимо того, что было сохранено качество модели, но еще удалось развить и расширить линейку. В августе 2011 года Lenovo выкупила контрольный пакет акций (79,64 %) компании Medion (Примечание авторов: Medion AG–немецкая компания по производству электроники и бытовой техники, основной рынок сбыта — это Европа, в частности Германия). В январе 2014 года Lenovo и Google заключили договор на предмет кросс-лицензирования, так что частично, но не полностью бренд Motorola перешел к Lenovo. Все указанные выше меры, предпринятые Lenovo, отражают уверенное стремление компании Lenovo закрепиться на международном рынке в тройке лидеров.
Первоначально, исходя из того, что Lenovo занимает 6,7 % российского рынка смартфонов и ПК, авторы статьи выдвинули гипотезу о существовании линейной связи между показателями доли рынка смартфонов, занимаемой компанией Lenovo и импорта ПК и телефонов в России. Коэффициент корреляции данной линейной модели оказался недостаточным для исследования модели, что говорит об отсутствии линейной связи, но не исключает значимость других моделей.
Далее авторы статьи выдвинули предположение о наличии связи между следующими показателями: объем импорта телефонов и персональных компьютеров в России, доля компании Lenovo на рынке, себестоимость продаж Lenovo и доходы населения в РФ. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу была построена модель множественной регрессии. В качестве объясняющих переменных были выбраны себестоимость продаж (млн. руб.), импорт смартфонов и персональных компьютеров в Россию (млн шт.), и среднедушевые доходы населения в России (рублей в год), результирующий фактор — доля компании Lenovo на российском рынке. В результате получили модель множественной регрессии (1), имеющую следующий вид:
Y= -1,724+0,133x1+0,316x2+0,00246x3 (1)
Модель получилась достаточно достоверной, коэффициент детерминации 0,98. Связь между факторами тесная (коэффициент корреляции равен 0,99). Наиболее сильное влияние на долю компании Lenovo в России оказывает фактор себестоимости.
Для того, чтобы рассмотреть возможные позитивный и негативный прогнозные значения доли компании в 2017 году мы рассмотрели ситуации, когда себестоимость изменится на 15 %. Если себестоимость продаж увеличится на 15 %, то доля Lenovo на рынке вырастет на 1,5 % и составит 22,2 %. Если же себестоимость уменьшится на 15 %, то доля Lenovo на рынке снизится на 2,2 % и составит 18,5 %.
Помимо этого, оценивая прирост (в %) по фактору себестоимость продаж, авторы получили значение, равное 11,69. Учитывая планируемые изменения в компании, авторы предполагают, достаточно высокий прирост фактора в 2017 году (15 %). После этого вполне возможно затишье в деятельности компании, что может сократить прирост, но не сделает его отрицательным (около 12 %). Помимо этого, авторы, анализируя общую экономическую ситуацию и основываясь на волновой теории Кондратьева, которая предполагает скорое появление повышательной волны, предполагают, что, в рамках позитивного развития экономики, в ближайшие 10 лет прирост себестоимости продаж компании будет положительным. Примерным интервалом изменения показателя можно считать 8–15 % (8 % ≤ ∆ ≤ 15 %), в зависимости от пути развития, которого будет придерживаться компания.
Очевидно, на импорт цифровой техники в России влияет множество факторов, такие как изменение курса валют, экономические санкции, доходы домохозяйств. Рынок смартфонов и планшетов оценивается перспективным, так как люди, в том числе и россияне, становятся все более зависимы от «умных» гаджетов, отдается предпочтение смартфону или планшету: 51 % владельцев просматривают веб-страницы, 26 % сидят с устройств в социальных сетях, 18 % используют мобильный банкинг; а также совершают онлайн-покупки и совершают мобильные платежи.
Литература:
- http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
- Lenovo Annual Financial Reports
- Учебник и практикум по курсу «Эконометрика», под ред. И. И. Елисеевой
- Смартфоны (мировой рынок) http://www.tadviser.ru/index.php