В данной статье рассматривается вопрос о формировании классного коллектива.
Ключевые слова: формирование классного коллектива, класс, способы формирования, цели и задачи формирования класса.
Традиционно в России школа не является только образовательным институтом. В течение учебного года ребёнок проводит в школе большее количество времени, нежели дома. Исходя из этого, нельзя недооценивать комфорт/дискомфорт подростка, находящегося в своём втором доме.
Школьную жизнь можно условно разделить на четыре периода: первый класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.
Первый класс. В первом классе ребёнок попадает в новую для себя среду, чем-то напоминающую детский сад, однако в то же самое время имеющую ряд значительных отличий. Как и в детском саду, в первом классе есть коллектив, сверстники, которые первые несколько недель-месяцев узнают друг друга, выстраиваются межличностные отношения, как и в садике есть роль безоговорочного лидера — учителя, чьё слово закон, неподлежащий критике или неповиновению. Есть примерное понимание урочной системы, примерное — потому что временной отрезок занятия в школе продолжительнее подобного отрезка в дошкольном учебном заведении. На этом схожие черты заканчиваются, и начинаются различия. Коллектив новый, однако, в отличие от детского сада дети подросли, и их психофизические особенности ещё больше приблизились к взрослому эталону. Помимо уже существующих поведенческих и физических рамок появились новые правила и условия, которые необходимо безоговорочно исполнять и придерживаться. Роль классного руководителя на первом году школьной жизни для детей является ключевой. На этом этапе пока рано говорить о создании классного коллектива, скорее здесь уместно слово «адаптация», комфортное введение маленького человека в школьное пространство. Именно поэтому большинство предметов преподаёт один учитель, и лишь ряд дисциплин, такие как музыка, изобразительное искусство, технология, английский язык, физкультура, объясняют приглашённые «предметники». В конце первого учебного года достижением цели можно считать освоение учеником определённого небольшого количества локаций, таких как класс, школьная парта, коридор, раздевалка, спортивный зал, столовая. Остальные школьные локации являются для первоклассника — terra incognita.
Со второго по четвёртый класс ученик активно получает предметные знания. В отличие от первого класса уже выставляются оценки, а не звёздочки и кружочки. Если в первом классе детей адаптировали к учебному процессу, то во втором и последующий классах учебная нагрузка в таком процессе постоянно возрастает. На этом этапе уже можно говорить о начале формирования классного коллектива. Прибегнем к терминологии. Википедия даёт следующее определение: «Коллектив — это группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами». Другими словами, у группы каких-либо людей должно быть что-то общее, объединяющее: пространство, распорядок дня, проблемы и радости, впечатления, возможно, цели. С этого момента начинается присвоение учеником классного пространства. Поделки из пластилина и глины, рисунки, фотографии, элементы оформления классной комнаты — всё это призвано перевоплотить неизвестное, возможно даже агрессивную зону в безопасное пространство, где каждый ученик чувствует себя в психологической и физической безопасности. Важную роль играют правила, традиции, классные мероприятия, календарные праздники, такие как: день знаний, день матери, новый год, 8 марта, 23 февраля, день победы и т. д. Эти праздники создают ситуацию единства, общности классного коллектива. Однако не стоит забывать и о личностном становлении каждого ученика в отдельности. Для подобного становления взрослый человек заявляет о себе сам, ребёнку же должны помочь классный руководитель или родители. Этого можно достичь с помощью отмечания дня рождений, организацией тематических вечеров, школьными выездами в театр, кино или на природу. В новой обстановке, не поддаваясь классным правилам каждый ученик имеет возможность показать себя с новой стороны, рассказать о себе не как о ученике, но как о человеке. Следствием этого может быть сближение школьников по интересам, особенностям характера, целям и т. п.
Следующим этапом является временной период с пятого по девятый класс. Данный этап не менее важный, чем начальная школа и не менее сложный. Уже сформировавшийся начальный класс, привыкший к определённым правилам, учителям, классной локации, как и четыре года назад погружаются в новую, удивительно-непонятную среду незнакомых классов, различных учителей, их требований, зачастую отличных друг от друга, и, самое главное, смены самого понятного, независимо от отношения близкого, человека — классного руководителя. Условно агрессивная из-за неизвестности внешняя обстановка также играет на руку новому классному руководителю: для учеников неизученным является всё вокруг, кроме собственного класса, поменяли декорации, но герои остались те же, так или иначе, это так же способствует сплочению коллектива. Важно на каком этапе в пятом классе находится развитие чувства коллектива, распределены ли все роли, насколько микрогруппы/малые группы независимы от классного коллектива в целом, велико ли количество индивидуалистов, есть ли изгои, жертвы буллинга. Так или иначе, со всеми этими достоинствами и проблемами предстоит работать новому классному руководителю. План работы в подобной ситуации не является чем-то особенным. Сперва происходит диагностика классного коллектива. В этом может помочь как обыкновенное наблюдение за внутриклассными отношениями, так и специализированные, узконаправленные психологические тесты. Конечно, необходимо работать с бывшим классным руководителем, на протяжении минимум пятого и шестого классов. Такое взаимодействие необходимо вследствие того, что бывший классный руководитель глубоко проинформирован в области учебой и личностной картины класса в целом и каждого ученика в отдельности. Ему известны социально-психологические особенности своих бывших подопечных, у него уже хорошо налажены контакты с родителями учеников, наработаны схемы взаимодействия в той или иной ситуации и, конечно же, не лишним будет налаживание преемственности в сфере внутриклассной жизни, школьных и внешкольных мероприятий.
В средней школе уже можно использовать психологические тренинги, тимбилдинги, в том числе и с участием родителей. Особым способом взаимодействия является формирование коллектива через урочное интегрирование. Другими словами, при изучении различных предметов, помимо основного материала, каждый учитель внедряет какую-либо проблемную ситуацию, которую можно решить на примере класса. Такое возможно при систематизированном взаимодействии учителей-«предметников». Самым перспективным в этом плане является урок литературы, а именно внеклассное чтение. Учитель подбирает современную актуальную литературу с определёнными структурными особенностями: малый объём, простая лексика, актуальная тема. Такие произведения легко даются школьникам и зачастую не воспринимаются даже как задания. При этом задача данной работы многогранна: углубить литературоведческие познания, привить любовь к чтению, осветить актуальные для класса личностные и межличностные проблемы. Если в классе имеет место буллинг, то учитель подбирает литературное произведение со схожей проблемой. Важно разбирать подобный текст очень осторожно, ни в коем случая, не проводя параллелей с реальным классом. Мастерство педагогики заключается не в преподнесении материала или идеи учителем, но в самостоятельном нахождении, присвоении и анализе какой-либо идеи или материала самим учеником. Только в этом случае процесс личностного и профессионального роста будет иметь высокие результаты.
В старших классах процесс формирования коллектива сам по себе не нужен. Дети знакомы друг с другом и даже процесс соединения классов не является таким уж критичным. Возможно, стоит упомянуть о негласном соперничестве между классами «А» и «Б», но чаще всего подобное коллективное соперничество перерастает в соперничество межличностное. В данный школьный период роль классного руководителя направлена скорее на диагностику, выявление и купирование различного рода конфликтов. В десятом-одиннадцатом классах подростковый коллектив отличается наличием саморегуляции, что является естественным в виду взросления. Учитель уже не наставник, но старший товарищ, к этому этапу важно выстроить доверительные отношения с учащимися для мониторинга и сигнализации любого рода проблем. Как и в средней школе действенны такие методы как тимбилдинг, внутришкольные и внешкольные мероприятия с небольшим отличием в том, что в данных мероприятиях прямая роль учителя может отсутствовать. Что касается чтения, то в идеальной ситуации ребёнок активно читает сам, а задача школы и семьи — предлагать актуальную литературу, способствующую личностному развитию и, как следствие, развитию здорового школьного коллектива.
Задача формирования классного коллектива не является изолированной школьным обучением, ученик, умеющий коммуницировать в социуме, способный к самоанализу, понимающий свои сильные и слабые стороны и возможную роль проще адаптируется в последующих коллективах: в университете, в техникуме, в профессиональной деятельности.