В данной статье рассматривается вопрос актуализации знаний в учебном процессе.
Ключевые слова: актуализация, особенности актуализации, способы, виды.
Актуализация процесса обучения является одним из основных условий успешного образования подростка.
Что значит актуализация? Актуализация знаний учащихся — это процесс, предполагающий преднамеренные и произвольные психические действия, направленные на извлечение из памяти школьников опыта и навыков, выявление умения пользоваться ими. Другими словами, это развитие заинтересованности ученика изучаемым предметом через очевидные и неочевидные связи с жизненным опытом подростка. При создании плана-конспекта урока в самом начале актуализация прописывается отдельной строкой, и такая структура урока свойственна для каждой изучаемой темы. Сама по себе актуализация является связующим звеном между образовательным учреждением и повседневной жизнью подростка. Ученик видит полезность, необходимость, применимость полученных им знаний в реальной жизни. Изученный материал делает жизнь подростка комфортнее, повышает самооценку. На уроке он изучает молоток и гвоздь, дома, при помощи данного инструмента закрепляет полку. В школе на уроке английского учит формы будущего времени, дома в компьютерных играх он использует эти формы в общении с каким-нибудь игроком другой страны.
Актуализация может возникать у ученика и без участия учителя, такое происходит в случае активной жизненной позиции подростка, при участии родителей в процессе образования и жизни ребёнка. Временные рамки процесса актуализации могут занимать 5–7 минут от урока. За это время учитель настраивает учеников на рабочий лад, а также формирует позитивное учебное настроение, отлично, если всё вышеперечисленное происходит в форме игры.
Актуализация возникает там, где есть запрос на развитие. Однако такое развитие событий весьма редко. Зачастую актуализировать знания приходится ежеурочно учителю-предметнику. Наиболее частый приём актуализации знаний- создание проблемной ситуации. Зачастую такие ситуации берутся из повседневной жизни. Вторым шагом формируются нововведённые термины и алгоритмы необходимых действий. Предваряя объяснение нового материала необходимо обозначить предметные и межпредметные связи. Именно в этом заключается цель актуализации знаний на уроке. Необходимые приёмы для достижения поставленных целей можно определить как: анализ, постановку вопросов, вычленение, выдвижение гипотез. В ходе выполняемых работ наблюдается чёткое развитие большинства составляющих компонентов учебной деятельности: планирование, алгоритмизация действий, вариативность методов анализа. Задача этапа актуализации изучаемых знаний в процессе обучения не зависимо от изучаемой дисциплины определяется индивидуально, однако общее предназначение имеет схожие черты. Уроки схожей формы заключают в себе огромный потенциал для воспитания и развития подрастающего поколения, находящегося в процессе обучения, обусловленного рамками ФГОС. Важно отметить, что преподаватель не в силах воплотить в полной мере учебную задачу, так как нет гарантий прочных и глубоких знаний, однако существует возможность создания перспективных предпосылок для последующих модулей процесса обучения.
Нередким вопросом от учеников можно слышать: «а зачем нам это знать?» или же убеждение «нам это не пригодится». Задачей учителя без лукавства объяснить необходимость получаемых знаний и на чётких о понятных примерах продемонстрировать полезность. Процесс обучение- это не разрозненные уроки с отсутствием связи. Каждая тема урока является связующим звеном между уже пройденным и неизученным материалом, тем самым создавая общую картину изучаемой темы. В условиях межпредметности «ширина» такой картины должна распространяться на несколько смежных уроков.
Механизм актуализации наиболее эффективен при условии самостоятельного выявления связи изучаемого материала и личным опытом ученика. Другими словами, учитель создаёт ситуацию, которая должна стимулировать процесс актуализации ученика.
Также необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников, такие, как приоритетные области восприятия: аудио, видео, эмпирический способы восприятия. Сегодня даже самые отдалённые образовательные учреждения имеют достаточную материальную базу для воздействия на учеников.
Для успешной актуализации можно использовать такой приём как «интересные встречи».
На урок можно пригласить разных интересных людей:
– учеников из параллельного класса (в данном случае школьники рассматривают проблемную ситуацию глазами их ровесника, тем самым разотождествляя себя и задачу, что способствует наиболее объективному взгляду на актуализацию)
– старшеклассников (в этом случае ученик видит пример уже решённой проблемы, а также воспринимает рефлексию старшего товарища по поводу совершённых действий, приведших к решению, что помогает в свою очередь избежать часть ошибок)
– родителей (разница со старшеклассниками в большем временном отдалении и возможности проанализировать сделанный выбор на более длительном промежутке времени).
– интересных посторонних людей (один из самых действенных и распространённых способов. Учитель приглашает в класс специалистов разных направлений и те в свою очередь рассказывают о своей профессии и отвечают на вопросы учеников).
Следуя стандартам ФГОС, необходимо помнить, что формулировка темы урока выявление целей и задач, необходимых для достижения поставленных целей должны производиться самими учащимися. В этом и заключается основная роль актуализации знаний, являющейся модульной частью уроков проблемно-развивающего вида. Этому в полной мере способствует предварительная актуализация знаний, которая является составной частью уроков проблемно-развивающего вида. После выявления основной задачи, необходимо переходить к составлению плана предстоящей деятельности. Роль учителя заключается в координировании текущей работы, при этом основная учебная нагрузка является зоной ответственности самих школьников.
Закончить хочется словами К. Д. Ушинского: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».