Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 25.03.2019

Статья просмотрена: 2539 раз

Библиографическое описание:

Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 16.11.2024).



В эпоху цифровой экономики, в связи с активным развитием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет, огромную популярность набирает дистанционная торговля. Это подтверждают данные статистики: по итогам прошлого года объем российского рынка онлайн-торговли вырос на 21 % и достиг 920 млрд рублей. Электронная торговля товарами и услугами уже составляет 36 % цифровой экономики страны.

Понятие дистанционной торговли закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Однако, как показывает анализ, между ними имеются отличия собственно в формулировке этого понятия. Так, в Стратегии развития торговли она именуется дистанционной торговлей, в ГК РФ (ст. 497), в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) и в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (ст. 8) — дистанционный способ продажи товара, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров дистанционным способом. Закон о торговле причисляет ее к формам торговли (ч. 2 ст. 8) [8].

По мнению Я. Тиме дистанционной торговлей является «любая форма розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [9].

В. В. Шелихов и О. О. Громова под дистанционной торговлей понимают «одну из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам» [11].

Е. В. Авдейчикова считает дистанционную торговлю «сферой торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее» [4].

Одной из главных черт данного вида купли-продажи является то, что между покупателем и продавцом отсутствует личный контакт, то есть покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром до момента его получения. В связи с этим ученые-юристы выделяют ряд проблем правового регулирования купли-продажи дистанционным способом:

Так, Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. в своей статье выделяют такие проблемы, как:

− проблема идентификации пользователя, связанные с особенностями заключения договора в электронном виде. О данной проблеме в своей статье пишет также и К. В. Филимонов. Не совсем ясна форма договора дистанционной купли-продажи, хотя ГК РФ предоставляет право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином [10]. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О персональных данных», связана с электронной подписью. Защита персональных данных граждан РФ предусмотрена лишь на территории Российской Федерации, что, несомненно, подразумевает ряд затруднений при дистанционной купле-продаже в иностранных интернет-магазинах [6].

− проблема юрисдикции в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа;

− проблема информационных посредников в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов — операторов торговых площадок за информацию, размещаемую на их сайтах.

− проблемное международно-правовое регулирование электронной коммерции, так как международные организации в своей деятельности регулируют отдельные частные вопросы, а не электронную коммерцию в целом [5].

Орешкина О. В. выделяет такие проблемы как:

− в отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы (Так, по данным Роспотребнадзора, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм AVON, Mary Kay, ORIFLAME продавцами являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей.)

− российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами, и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение.

− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов [7].

При этом специалисты предлагают следующие пути решения данных проблем:

− необходима систематизация законодательства в области дистанционной купли-продажи — следует разработать единые правила для всех участников этого процесса.

− необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» [7].

− необходимо законодательное закрепление коммерческого сайта (его юридическая регистрация, закрепление за продавцом, сведения об информационном посреднике и т. д.).

− необходимо введение ответственности информационных посредников за предоставление недостоверной информации [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях быстрого технологического развития общества дистанционная купля-продажа набирает большую популярность. Однако вместе с тем существует ряд проблем, для решения которых необходимо внесение изменений и дополнений в существующее законодательство в данной сфере.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»
  3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
  4. Авдейчикова Е. В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности / Е. В. Авдейчикова — Сибирский торгово-экономический журнал — 2013 — № 1
  5. Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности / В. В. Архипов, Е. В. Килинкарова, Н. В. Мелащенко — М.: «Закон», 2014
  6. Гусаров А. В. Проблемы защиты прав потребителей по договору дистанционной купли-продажи / А. В. Гусаров — Студенческий: электронный научный журнал — 2017 — № 19
  7. Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право» — 2007 — № 1
  8. Соловьев К. В., Чекмарёв Г. Ф. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К. В. Соловьев, Г. Ф. Чекмарёв — Вестник МИЭП — 2016 — № 3 (24)
  9. Тиме Я. Дистанционная торговля / Я. Тиме [пер. с нем. Л. Болховитиной] — М.: Вершина, 2012.
  10. Филимонов К. В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции / К. В. Филимонов — Юрист — 2007 — № 12
  11. Шелихов В. В., Громова О. О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика / В. В. Шелихов, О. О. Громова — М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, дистанционная купля-продажа, дистанционный способ, AVON, ORIFLAME, внесение изменений, ГК РФ, защита, ряд проблем, электронная коммерция.


Похожие статьи

Актуальные проблемы дистанционной розничной купли-продажи в части права потребителя на отказ от товара надлежащего качества

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

Предварительный договор купли-продажи объектов строящейся недвижимости: актуальные проблемы теории и практики

Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан в административных процедурах предоставления государственных услуг (по материалам Тюменской области)

Правовые последствия неисполнения условий корпоративного соглашения

Актуальные проблемы возмещения убытков в договорных обязательствах

Актуальные вопросы изменения цены по договору подряда

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Правовые проблемы определения круга участников лизинговых отношений

Правовые последствия процедуры ликвидации юридического лица

Похожие статьи

Актуальные проблемы дистанционной розничной купли-продажи в части права потребителя на отказ от товара надлежащего качества

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

Предварительный договор купли-продажи объектов строящейся недвижимости: актуальные проблемы теории и практики

Правовые и организационные проблемы реализации прав граждан в административных процедурах предоставления государственных услуг (по материалам Тюменской области)

Правовые последствия неисполнения условий корпоративного соглашения

Актуальные проблемы возмещения убытков в договорных обязательствах

Актуальные вопросы изменения цены по договору подряда

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Правовые проблемы определения круга участников лизинговых отношений

Правовые последствия процедуры ликвидации юридического лица

Задать вопрос