В эпоху цифровой экономики, в связи с активным развитием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет, огромную популярность набирает дистанционная торговля. Это подтверждают данные статистики: по итогам прошлого года объем российского рынка онлайн-торговли вырос на 21 % и достиг 920 млрд рублей. Электронная торговля товарами и услугами уже составляет 36 % цифровой экономики страны.
Понятие дистанционной торговли закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Однако, как показывает анализ, между ними имеются отличия собственно в формулировке этого понятия. Так, в Стратегии развития торговли она именуется дистанционной торговлей, в ГК РФ (ст. 497), в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) и в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (ст. 8) — дистанционный способ продажи товара, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров дистанционным способом. Закон о торговле причисляет ее к формам торговли (ч. 2 ст. 8) [8].
По мнению Я. Тиме дистанционной торговлей является «любая форма розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [9].
В. В. Шелихов и О. О. Громова под дистанционной торговлей понимают «одну из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам» [11].
Е. В. Авдейчикова считает дистанционную торговлю «сферой торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее» [4].
Одной из главных черт данного вида купли-продажи является то, что между покупателем и продавцом отсутствует личный контакт, то есть покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром до момента его получения. В связи с этим ученые-юристы выделяют ряд проблем правового регулирования купли-продажи дистанционным способом:
Так, Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. в своей статье выделяют такие проблемы, как:
− проблема идентификации пользователя, связанные с особенностями заключения договора в электронном виде. О данной проблеме в своей статье пишет также и К. В. Филимонов. Не совсем ясна форма договора дистанционной купли-продажи, хотя ГК РФ предоставляет право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином [10]. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О персональных данных», связана с электронной подписью. Защита персональных данных граждан РФ предусмотрена лишь на территории Российской Федерации, что, несомненно, подразумевает ряд затруднений при дистанционной купле-продаже в иностранных интернет-магазинах [6].
− проблема юрисдикции в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа;
− проблема информационных посредников в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов — операторов торговых площадок за информацию, размещаемую на их сайтах.
− проблемное международно-правовое регулирование электронной коммерции, так как международные организации в своей деятельности регулируют отдельные частные вопросы, а не электронную коммерцию в целом [5].
Орешкина О. В. выделяет такие проблемы как:
− в отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы (Так, по данным Роспотребнадзора, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм AVON, Mary Kay, ORIFLAME продавцами являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей.)
− российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами, и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение.
− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов [7].
При этом специалисты предлагают следующие пути решения данных проблем:
− необходима систематизация законодательства в области дистанционной купли-продажи — следует разработать единые правила для всех участников этого процесса.
− необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» [7].
− необходимо законодательное закрепление коммерческого сайта (его юридическая регистрация, закрепление за продавцом, сведения об информационном посреднике и т. д.).
− необходимо введение ответственности информационных посредников за предоставление недостоверной информации [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях быстрого технологического развития общества дистанционная купля-продажа набирает большую популярность. Однако вместе с тем существует ряд проблем, для решения которых необходимо внесение изменений и дополнений в существующее законодательство в данной сфере.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
- Авдейчикова Е. В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности / Е. В. Авдейчикова — Сибирский торгово-экономический журнал — 2013 — № 1
- Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности / В. В. Архипов, Е. В. Килинкарова, Н. В. Мелащенко — М.: «Закон», 2014
- Гусаров А. В. Проблемы защиты прав потребителей по договору дистанционной купли-продажи / А. В. Гусаров — Студенческий: электронный научный журнал — 2017 — № 19
- Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право» — 2007 — № 1
- Соловьев К. В., Чекмарёв Г. Ф. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К. В. Соловьев, Г. Ф. Чекмарёв — Вестник МИЭП — 2016 — № 3 (24)
- Тиме Я. Дистанционная торговля / Я. Тиме [пер. с нем. Л. Болховитиной] — М.: Вершина, 2012.
- Филимонов К. В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции / К. В. Филимонов — Юрист — 2007 — № 12
- Шелихов В. В., Громова О. О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика / В. В. Шелихов, О. О. Громова — М., 2011.