Сегодня трудно представить себе развитие общества без информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшнем этапе развития дошкольного образования являются наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной дошкольной образовательной организации.
Системное применение современных технологий в образовательном процессе детского сада позволяет значительно повысить мотивацию дошкольников к обучению, позволяет воссоздать реальные явления или предметы в движении, цвете и звуке. Это содействует наиболее полному раскрытию способностей детей, активизации интеллектуальной деятельности.
Использование мультимедийных презентаций является одной из форм применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе детского сада.
Применение мультимедийных презентаций является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Мультимедийные презентаций используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели по обучению и воспитанию дошкольников.
Мультимедийные презентации в системе дошкольной образовательной организации на сегодняшний день являются видом деятельности, который не регламентируется специальными образовательными программами. Педагогам доводится самостоятельно постигать подход и вводить их в свою деятельность.
С помощью мультимедийных презентаций можно представить развивающий и обучающий материал как систему красочных опорных образов, которые наполнены полной информацией в порядке алгоритма, таким образом, задействованы различные каналы восприятия.
Использование мультимедийных презентаций позволяет в наиболее доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога [4].
Преимущества мультимедийных презентаций перед традиционными средствами обучения: движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и повышает их интерес к изучаемому материалу.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых затруднено: например, рост цветка, вращение планет.
Можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.).);
Педагогу детского сада немаловажно помнить, что любой ребёнок является личностью и его способности формируются в той деятельности, которой он занимается по личному интересов и желанию. Следственно, нужно выбрать такие технологии, которые дают возможность это реализовать. Мультимедийные презентации являются собственно таким средством, так как раскрывают перед педагогом беспредельные возможности для результативной работы в творчестве [2].
Использование мультимедийных презентаций в обучении и воспитании дошкольников позволяет педагогам:
– в доступной яркой форме, образно преподносить детям материал;
– привлекать внимание дошкольников звуком, мультипликацией, движением, но не перегрузить ими материал;
– содействовать формированию у дошкольников познавательной активности, исследовательских способностей, талантов и навыков;
– поощрить дошкольников в решениях проблемных задач и преодолевать трудностей;
– знакомить детей с любой темой, сопровождая показом фотографий, видеофрагментов;
– обширно применить показ репродукций картин различных художников;
– продемонстрировать графический материал (схемы, таблицы);
– «оживить» карты;
– «посетить» известнейшие мировые музеи;
– «погрузиться» во время и пространство;
– активизировать интерес детей к образовательной деятельности.
К результативности деятельности педагогов можно отнести и позитивную мотивацию на занятиях с использованием мультимедийных презентаций, организацию условий для приобретения новой информации из разнообразных источников (новейших и традиционных).
Диапазон применения мультимедийных презентаций в образовательном процессе достаточно широк. Создание презентаций облегчает процесс запоминания и восприятия информационных потоков при помощи ярких образов, потому что он совмещает в себе звук, динамику, изображение, т. е. те средства, которым удается удерживать внимание детей продолжительнее. Синхронное воздействие на два главных органа восприятия (зрение и слух) позволяют достигнуть наибольшего воздействия [5].
При показе презентации весьма значимо осуществлять нижеуказанные правила:
– наблюдать, чтобы презентацию было хорошо видно всем дошкольникам;
– сопроводить иллюстративную часть пояснениями педагога, поскольку одновременность изложения устного и демонстрации способствуют крепкому закреплению полученных знаний в детской памяти;
– стараться завлечь в процессе восприятия все органы чувств: осязание, слух, зрение;
– выделять время для того, чтобы провести физкультминутку.
Квалифицированные педагоги не должны допускать следующие ошибки:
– ошибочное определение места мультимедийных презентаций и дидактической роли в процессе образования;
– случайность и бесплановость использования мультимедийных презентаций;
– часто случается перенасыщение слайдами, анимацией, рисунками, которые не соответствуют возрасту дошкольников;
– несоблюдение эпидемиологических и санитарных правил.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать процесс обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста довольно действенным, откроет новый потенциал образования не только для дошкольника, но и для воспитателя. Но педагогу необходимо знать, что интерактивное оборудование, в том числе и компьютер можно использовать в работе с дошкольниками при абсолютном соблюдении гигиенических, физиологических, эргономических, педагогических и психологических разрешающих и ограничительных рекомендаций и норм [1].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование мультимедийных презентаций в обучении и воспитании дошкольников: способствует повышению профессионального уровня педагога, активизирует на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей; увеличивает интерес детей к занятиям, активизирует деятельность познавательную, увеличивает качество освоения программного материала дошкольниками; позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, это отвечает за наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; позволяет притянуть внимание дошкольников мультипликацией, звуком, движением; расширяет творческие способности, как самого педагога, так и дошкольников [2].
Необходимо отметить, что мультимедийные презентации вносят разнообразие в повседневную жизнь и праздничные мероприятия детского сада, а также создают соответствующую атмосферу, помогают осмыслить важность того или иного события.
Воспитателям необходимо разрабатывать собственные мультимедийные проекты, учебно-методические, игровые пособия и внедрять их в практическую деятельность, это позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, применение мультимедийных презентаций в дошкольной образовательной организации является преобразующим и обогащающим фактором развивающей предметно-пространственной среды. Нужно вводить мультимедийные презентации в образовательную систему дидактики дошкольной образовательной организации, т. е. стараться органически сочетать традиционные и компьютерные средства личностного развития дошкольников.
Литература:
- Виноградова, Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М.: Перспектива: 2016. — 208с.
- Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве/ Т. В. Калинина.- М.: Сфера, 2016. — 235 с.
- Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития/ В. Т. Кудрявцев//Дошкольное воспитание.- 2017.- № 7.- С.41–44.
- Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В. С. Кукушин.– М.: ИКЦ «МарТ», 2016. — 336 с.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. С. Полат. — М.: «Академия», 2015. — 224 с.