Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социальных сетей происходит на уровне тестирования и его результативность по понятным причинам крайне сомнительна. В статье представлены результаты исследования использования новых медиа технологий: Интернета-пространства, инструментария социальных сетей и т. д. в обучении старшеклассников. Автор обозначает проблемы и перспективы данного применения.
Ключевые слова: медиа технологии, инструментарий социальных сетей, Интернет-пространство, обучение, образование, учащиеся старших классов школы.
The expansion of the use of media and information communication technologies in education has already become a common place in modern pedagogy. However, the perspectives for the use of many new media tools, for example, social networks occurs at the level of testing and its effectiveness, for obvious reasons, is extremely doubtful. The article presents the results of a study on the use of new media: the Internet, social networks, etc. applied to high school students. The author indicates the problems and prospects of this application.
Keywords: new media, social networks, the Internet, learning, education, high school students.
Трансформация информационного общества позволяет сказать, что трактовка многих классиков не соответствует реальному положению вещей. Так такие авторы как Маклюэн видели в медиа своеобразное зеркало, через которое современный им человек познавал себя, однако сами медиа он не создавал. Современные же медиа технологии существенным образом превзошли все возможные ожидания этих авторов и самой основной стало производство контента в рамках медиа самими пользователями этих медиа.
Прежде чем начать повествование необходимо рассмотреть общую терминологию и методологию данного исследования.
Во-первых, целевая аудитория настоящего исследования — обучающиеся общеобразовательной школы. Несмотря на то, что существуют разные классификации учащихся, в зависимости от того исследователя, проводящего исследование и классифицирующего его результаты, мы можем утверждать, что ученик общеобразовательной школы многосоставное понятие и к нему можно отнести учащихся как младших классов — от 1-го по 5-ый классы, средней — от 6-го класса (и в возрасте от 13–14 лет) до 8-го и 9-го класса, ну и наконец старшеклассников — 10-ый и 11-ый классы [5, с. 12]. Для нас в первую очередь интересны учащиеся 5-ых классов, так как основная квалификационная работа связана именно с этим возрастом, тем не менее, в данной статье мы постараемся охватить все категории учащихся.
Для младшеклассников характерно получение знания в максимально фундаментальном виде — можно утверждать, что для обучающихся данной категории важно не столько знание как таковое, сколько воспитание и понимание как пользоваться знанием корректно — в первую очередь это выражено в социализации. Уже в средних классах появляются первые дисциплины, связанные напрямую с практическим знанием, и можно утверждать, что данная категория есть переходная по отношению к остальным категориям. Для последней категории есть определенный уникальный исключительно для нее самой формат обучения, или лучше сказать уникальная особенность или даже потребность. В отличие от общего процесса понимания мира и воспитания, происходящего на протяжении всего обучения в школе, данная категория учащихся также нуждается в формировании начальных профессиональных навыков. И некоторые исследователи-педагоги считают именно эту особенность ключевой для всех образовательных процессов, которые могут быть связаны с данной категорией учащихся [2, с. 226]. В рабочем порядке мы принимает данную точку зрения, чтобы показать значительность для нее новых медиа. Главной особенностью для обоих категорий связанных с социализацией является процесс социализации в информационном обществе посредством современных медиа технологий.
Во-вторых, «медиа» — что подразумевается под данным понятием? В самом общем смысле слова — это все средства коммуникации и способы передачи информации. На протяжении последних ста лет обычным и стандартным способом передачи информации являлись радио и телевидение. Однако, в последние двадцать лет получили распространение так называемые «новые медиа», которые напрямую связаны с сетью Интернет. Сам термин «медиа» был введен и обрел популярность благодаря научной деятельности Торонтской школы теории коммуникации. Медиа при определенном стечении обстоятельств создают определенную среду вокруг себя — медиапространство. В случае же настоящего исследования речь идет о сети Интернет, и в большей степени с форматами общения в рамках данной сети. На данный момент Интернет стал неотъемлемой частью жизни человека. И если для поколения родившегося в 80-ых и учившихся в начале 00-ых сеть Интернет воспринималась как нечто новое, для современного старшеклассника Интернет и сопутствующие ему явления — это данность, которая воспринимается как окружающая природа или архитектура. Проникновение Интернета в жизнь человека усиливается тем фактом, что не обязательно для этого пребывать в стационарном положении перед компьютером — смартфон, которым владеют практически все учащиеся школы, дает доступ в Интернет практически в любом месте в любое время. Именно поэтому мобильный траффик в течение последних десяти лет неуклонно растет, а «десктопный» траффик, то есть траффик с компьютеров, неуклонно сокращается [3, с. 143].
Нет нужды перечислять всем очевидные вещи — в Интернете хранится значительный объем информации о мире. Весьма интересны форматы существования «новых медиа» в рамках Интернета. Мы в рабочем порядке делим их на несколько категорий, поэтому без ссылки на авторство:
- Социальные сети
- Мессенджеры
- Форумы и сайты
- Блоггинговые площадки и имиджборды (парадоксальным образом в рамках одной категории встречаются Яндекс.Дзен и Двач)
- Мобильные приложения
Для новых медиа характерно акцентирование внимание на развлечениях, однако, как замечает ряд современных исследователей, все чаще развлечение в его чистом виде уступает так называемым «образовательным развлечениям» или «обучающим играм». Именно это является одной из причин современного бума «образовательных технологий» (educational technologies; сокращенно EdTech) во всем мире [1, c. 2].
Основной и ключевой проблемой в применении медиа технологий для образовательных процессов является их принципиальное отличие в форме подачи знания и как следствие его усвоение. Помимо всего прочего некоторые платформы и не создавались для образовательных процессов изначально, например социальные сети и как следствие ограниченно пригодны или даже малопригодны для образовательного процесса.
Конечно же основные положения физики, биологии, алгебры, а также литературный и исторический багаж знаний, который получают школьники старших классов со всей очевидностью важен для молодого человека, для формирования его личности. Однако, современные новые медиа, такие как Википедия, и сама архитектура сети Интернет, дают возможность молодому человеку не запоминать то, что ему не нужно в его повседневной практике — рабочей или развлекательной. Иными словами, если молодой человек нашел свое призвание в программировании или профессиональном спорте ему нет нужды, как минимум по его собственному мнению, запоминать каких-либо персонажей из литературы, авторов крупных произведений или исторических личностей и их деяний. В данном случае молодой человек может моментально узнать всю его интересующую информацию в сети Интернет. Парадоксальным образом вседоступность знания приводит к его невостребованности.
И именно на данном уровне мы видим первый спектр перспектив — донесение до школьников, преимущественно гуманитарного, знания через медиа — мессенджеры и социальные сети [4]. А также через специализированные платформы конструирования онлайн-курсов, как правило в видеоформате — например, Stepik.ru.
Для старшеклассника же ключевым является не только и не столько воспитательный и общеобразовательный характер получаемого знания, сколько начальная профессиональная ориентация. И вот здесь новые медиа предоставляют такие возможности, которых не было никогда и которые не имело ни одного поколение в истории человечества прежде. Это второй спектр перспектив.
Невероятно важным и уникальным в данном случае, является создание новых отраслей и ниш, а также профессиональных видов деятельности в рамках работы медиа технологий, в рамках работы сети Интернет, в том числе и в педагогике. И речь в данном случае идет не только о программистах и дизайнерах, но о таких новых профессиях, которые появились всего несколько лет назад как медиабайеры, арбитражники траффика и аффилиат менеджеры, огромные возможности в карьерном росте получают копирайтеры, видеоблоггеры, сторителлеры и прочие контент-мейкеры [6, с. 211]. Причем, все перечисленные «работы» подчас не подразумевают наличие высшего или среднеспециального образования и как следствие для их освоения нужно не так много времени и усилий.
Наконец, наиболее перспективными для профессионального и фундаментального, в рамках данного исследования, образования видятся мобильные приложения, которые уже зарекомендовали себя как эффективные образовательные площадки. Из таковых наиболее популярными на данный момент являются платформы по изучению иностранных языков. Социальные сети также включены на данный момент в образовательную парадигму и наиболее лидирующее положения занимает YouTube, где любой желающий может найти видеокурсы практически по любому направлению человеческого знания.
Подводя итог необходимо отметить, что мы наблюдаем лишь начало становления образовательных процессов в рамках новых медиа, тем не менее, выглядит оно крайне многообещающим. Это же дает основание как можно скорее перейти к его освоению и применению в рамках общеобразовательных школьных программ. Мы также может отметить, что перспективы существуют как для младшеклассников и учащихся средней школы, так и для старшеклассников. Несмотря на то, что сложно предсказать конкретные пути развития медиа-образования, тем не менее, можно сделать несколько возможных предположений. Во-первых, увеличение роли и доли домашнего образования параллельного школьному, ведь школьник может получать знания с компьютера или планшета, не выходя из дома. Во-вторых, рост популярности обучающих игр и симуляций. Вполне вероятно это дойдет до неразличимости развлечений и получения знаний. В-третьих, увеличение доли присутствия электронных носителей информации в школе и углубление методов работы с ними. Вполне вероятно, что концепция быстрого получения доступа к проверенному знанию возьмет в конечном итоге верх над усвоением и «зубрежкой».
Литература:
- Бабошкин А. О. Бизнес-модели образовательных проектов // Вестник молодежной науки, T. 4 (11), 2017. C. 2.
- Мирзоходжаев М. Д. Проблема профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, Т. 1 (50), 2017. С. 224–228.
- Старук М. М. Роль интернет-технологий в развитии информационной культуры современного школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, Т. 1, №. 1, 2016. С. 142–146.
- Тьерри, Р. Обучающие сети: Альтернатива традиционным методам внедрения организационных изменений и эффективный способ повышения организационной вовлеченности. — Устное сообщение в НИУ Высшая школа экономики 1.04.2014.
- Шарова О. Я. Новые акценты в организации методической работы в школе // Сборник статей участников районной педагогической конференции «Петербургская школа: прогресс и инновации» 27–28 августа 2014 года, СПб. 2014. С. 10–13.
- Яковлева Н. А. Современный образовательный контент системы непрерывного образования // Теория и практика общественного развития, №. 10, 2015, С. 209–212.