Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 2546 раз

Библиографическое описание:

Бучарская, О. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте / О. А. Бучарская, Н. А. Невольниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57452/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Также перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, юношеский возраст.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что современное общество требует приспособить систему образования к рынку труда, обеспечить условия для более осознанного профессионального и личностного самоопределения людей. В настоящее время становится актуальной проблема психологической помощи школьникам в их профессиональном самоопределении. В данный момент общество нуждается в профессионалах, способных самостоятельно и осознанно принимать решения и нести за них ответственность.

Выбор профессионального пути осуществляется в юношеском возрасте, в этот период школьник осуществляет поиск смысла своего существования, определяет жизненные цели. Сложность самоопределения заключается в том, что старший школьник еще не обладает необходимыми знаниями о профессиональной деятельности, на его выбор влияет множество факторов.

Теоретико-методологическая основу исследования составляют: труды отечественных и зарубежных ученых — теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации: Дж. Голланда, Н. С. Пряжникова, Д. Сьюпера, концепции профессионального развития личности Э. Ф. Зеера, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, И. В. Дубровина, В. Ф. Сафин, концепции психолого-педагогического сопровождения И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой.

Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, чем и заинтересовывает отечественных и зарубежных психологов к созданию многочисленных периодизаций данного процесса.

Одной из наиболее значимых форм проявления активности человека в профессиональном становлении является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей, способностей и возможностей, а также требований профессиональной деятельности и социально–экономических условий, в целом, представляющий собой избирательное его отношение к миру профессий и к конкретной выбранной профессии [1].

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни человека, становясь наиболее актуальным в ранней юности [1].Профессиональное самоопределение охватывает значительный период жизни человека, в течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, меняется ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития и перестраивается структура личности [17].

Юношеский возраст относится к определенной стадии профессионального становления человека, так, по мнению Е. А. Климова, юношеский возраст относится к стадии оптации. В этот период идет подготовка к сознательному выбору профессионального пути, период выбора учебно-профессионального заведения [21].

Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная. Перед старшеклассником открываются новые мотивы обучения, теперь он учится, не потому что это нужно кому–то, а потому что он хочет быть успешным в будущем профессиональном пути.

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе смотреть на школьный период [6]. У большинства старшеклассников в этот период наблюдается разграничение интересов и предпочтений различных видов деятельности. Так же разнообразна система мотивации. Одними учениками движет потребность в признании окружающими, другими потребность достижения [5].

В настоящее время наблюдается нестабильность ситуации в российской и мировой экономике, что создает дополнительную трудность при выборе профессионального пути. Молодые люди не могут самостоятельно принять решение из–за неясности перспектив социального развития общества, материальных трудностей, проблем безработицы и трудоустройства [1].

Также колебания в выборе профессии наблюдается, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами [8]. На решение жизненных выборов, кроме самого человека, вторично влияет его окружение (родители, педагоги, сверстники), стереотипы в обществе, что мешает личности найти себя в мире профессий и создает дополнительные психологические трудности.

Профессиональное самоопределение проходит в следующих этапах: зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями; целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе осуществляется профессиональное самоопределение; вхождение в профессию. Рассмотрим возможные ошибки, которые могут возникнуть на описанных выше этапах профессионального самоопределения:

Первый этап. Первая ошибка заключается в том, что абитуриент в первую очередь выбирает учебное заведение и только потом вбирает специальность в учебном учреждении.

Второй этап. Самооценка имеет огромное значение при выборе профессии. Самооценка — это компонент осознания человеком самого себя, своих способностей и возможностей.

На третьем этапе юноша принимает решение по средствам сбора необходимых данных профессиональной деятельности. Ошибки могут возникнуть из–за влияния ряда причин: личностные особенности, ролью семьи, влияние друзей и педагогов.

Особенностью четвертого этапа является недостаточный уровень критичности юноши, который не позволяет в полном объеме определить объективную характеристику собственного положения [2].

Е. А. Климов разработал перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника. Евгений Александрович выделяет следующие причины [3]:

  1. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием старших членов семьи, часто родители побуждают юношу выбрать профессию по своему предпочтению. Позиция сверстников, порой юноши выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия.

Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор юношей своим авторитетом [6].

  1. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются представления школьника об этапах освоения профессии. Общая структура полного личного профессионального плана может быть представлен так:

– главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общественное дело);

– представление о ближайших и более отдаленных целей — «жизненная перспектива»;

– представление о путях и средствах достижения жизненных целей;

– представления о внешних условиях достижения намеченных целей;

– представление о внутренних условиях достижения намеченных целей.

  1. Способности, склонности проявляются на каждом этапе профессионального становления. Особенности личности нужно рассматривать в целом, в разных видах деятельности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
  2. Уровень притязаний на общественное признание.

На трудовой путь старшего школьника оказывают влияние социальные притязания (материальное состояние семьи, социальное положение, уровень образования родителей) [2].

  1. Важной составляющей при выборе профессионального пути является информированность. Современные школьники обладают неполными знаниями о мире профессий, это происходит из–за того что многие профессии устарели и им на смену пришли новые.

В современной литературе выделяют множество факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, мы рассмотрим основные группы факторов:

  1. Социально–экономические, в эту группу включают престиж профессии, разнообразие профессий, потребность общества в специалистах.
  2. Социально–психологические факторы: социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи); мотивы выбора профессии (материальные, социальные, творческие).
  3. Психологические факторы: склонности, интересы, способности, самооценка, уровень интеллектуального развития, особенности памяти и внимания.
  4. К психофизиологическим факторам относится состояние здоровья и свойства нервной системы.

Старшекласснику необходимо ориентироваться в мире профессий, основываясь не на своем личном опыте, а на информации, которая была получена от родителей, знакомых, учителей и приятелей. Кроме того им необходимо учитывать свои личностные особенности и найти возможность сопоставить их с требованием той или иной профессии.

Обширные исследовательские наработки позволяют выделить принципиальные показатели для определения успешности личности в профессиональном самоопределении: общие характеристики профессионального статуса личности, устойчивость установки в выбранной профессии, степень удовлетворённости полученными профессиональными знаниями, идентификация себя как специалиста в профессиональной области, профессиональная мотивация, степень определенности профессиональных планов на будущее, эмоциональное состояние, удовлетворенность в степени реализации себя как специалиста, довольство позицией в трудовом коллективе, уверенность в росте профессионального и личностного роста [5].

Анализ источников позволил выделить следующие особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

На процесс профессионального самоопределения влияет ряд факторов: престиж профессии, оплата труда в данной сфере, востребованность данной профессии на рынке труда, мнения значимых людей, средства массовой информации, социально–экономические условия, материальное благополучие.

При формировании профессионального самоопределения следует учитывать: возможность выбора по интересам и способностям, осознание профессиональных склонностей, психологические и физические особенности, адекватное представление о содержании будущей профессии.

Для осознанного самоопределения необходимо психолого-педагогическое сопровождение ученика.

Литература:

  1. Алашеев С. Ю. Профессиональное самоопределение школьников: недоопределение или полная неопределенность? // Журнал руководителя управления образованием. — 2014. — № 3. — С. 45–48.
  2. Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 868–871.
  3. Битянова М. А. Кризис самоопределения // Школьный психолог. — 2012. — № 34. — С. 12–13.
  4. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 497–499.
  5. Кунц, Л. И. Особенности профессионального становления студентов / Л. И. Кунц; Под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, О. А. Шамшиковой // Проблемы психологии мотивации: По материалам науч.-практич. конф. -НГПУ: Новосибирск, 2011. — С. 84–218.
  6. Никифоров, Г. А. Психологическое обеспечение профессиональной направленности // Социально–гуманитарные знания. — 2011. — № 1. — С. 152–154.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, юношеский возраст, мир профессий, профессиональный путь, профессиональная деятельность, этап, профессиональное становление, профессиональный путь старшеклассника, старший школьник.


Похожие статьи

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса

В статье автор исследует профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Исследование развития профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Автором представлены результаты эмпирического исследования готовности подростков к выбору профессии. Автор статьи делает вывод о том, что у подростков не сформирована сп...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Похожие статьи

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса

В статье автор исследует профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Исследование развития профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков. Автором представлены результаты эмпирического исследования готовности подростков к выбору профессии. Автор статьи делает вывод о том, что у подростков не сформирована сп...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Задать вопрос