В данной публикации рассмотрены: А) теоретическая проблема ценностных установок в контексте профессионального развития; Б) определение понятия ценностей и ценностных установок в психологии; В) профессиональный путь личности; Г) влияние ценностных установок на профессиональное развитие личности; Д) перспективы дальнейших исследований ценностных установок в контексте профессионального развития специалистов
Ключевые слова: ценностные установки, теоретическая проблема ценностных установок, ценностные установки в психологии, профессиональное развитие, личностное и профессиональное развитие человека, внутриличностный конфликт.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире происходит процесс изменения приоритетов в ценностных установках людей, особенно это влияет на приоритеты в профессиональной среде, а отражается как на людях в возрасте, имеющих определенный стаж и опыт профессиональной деятельности, так и молодых людей, либо только начинающих свой профессиональный путь, либо решивших сменить вид профессиональной деятельности.
Важнейшим фактором профессионального развития личности являются особенности психического развития предшествующее выбору профессии. Помимо этого, значительное влияние на выбор профессии и характер профессионального развития оказывают индивидуально-личностные особенности, такие как пол, возраст, ценности, особенности мотивации, уровень притязаний, структура способностей и другие характеристики личности. В зависимости от направленности личности и характера его ценностных ориентаций, детерминированных устремлениями, желаниями, потребностей, интересов и мотивы профессионального самоопределения могут быть различными пути развития профессионала, становление мастера своего дела.
Особенности возникновения и проявления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности исследовали такие учёные, как Н. В. Чепелева, Г. В. Ложкин, Е. Ф. Зеер, Е. Е. Симанюк, С. Б. Кузикова, Т. Ю. Левченко, Н. И. Повьякель, Ю. Г. Алешина, Е. В. Лекторская, И. В. Ващенко, О. О. Холодова и др.
В психологическом знании в большинстве случаев ценности не рассматриваются как самостоятельное понятие: их относят либо к потребностям (А. Маслоу, К. Роджерс, Е. И. Головаха, Е. Е. Щербакова), либо к мотивам (Б. С. Алишев, Э. Э. Сульчинская), либо к смыслам (Д. А. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Б. С. Братусь, Р. Х. Шакуров, А. Ю. Калугин), либо к мотивационно-смысловым образованиям (Б. А. Сосновский, О. В. Бубновская).
Цель — исследование ценностных установок в контексте профессионального развития.
Объект — профессиональное развитие личности.
Предмет — ценностные установки в контексте профессионального развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие ценностные установки в психологии;
2) изучить аспекты профессионального развития личности;
3) изучить влияние ценностных установок на профессиональное развитие личности;
4) изучить внутриличностный конфликт специалиста на этапе профессионального развития;
5) провести эмпирическое исследование ценностных установок в контексте профессионального развития.
Методы: анализ, обобщение и структурирование материала.
Ценности лежат в основе отношения человека к материальным и идеальным явлениям как значимым для его потребностей, интересов, идеалов, целей и определяют его деятельность, его способности трансформации я.
Установки личности является элементом направленности ценностных ориентаций личности для достижения определенных целей. Именно установка предполагает определенный план и набор действий для достижения цели, а ценности контролируют эту направленность.
Профессиональное развитие личности — это поэтапный процесс, включающий взаимосвязь профессиональных представлений и склонностей, влечений, убеждений и других мотивов, побуждающих деятельность, проявляется в том, что более развитая профессиональная мотивация должна сочетаться с более развитыми, правильными и полными профессиональными представлениями, что значительно или даже в полной мере влияет на профессиональное развитие личности еще с датских лет.
Благодаря ценностным ориентациям опосредуется практическая деятельность личности. Наличие у нее профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере, компенсирует недостаточно развитые умения и навыки. Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения человека к выбранной профессии требует соответствующих изменений в самой системе профессиональной подготовки, переориентации ее содержания. Развитие профессиональных ценностных ориентаций непосредственно связано с особенностями среды, в которой личность развивается.
Профессиональное развитие личности является сложным и длительным процессом, который охватывает значительный период жизни человека. Его успешность зависит от степени согласованности возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности [16]. Становление и развитие личности происходит посредством профессиональной деятельности, в процессе которой человек развивается и повышает свой социальный статус и имеет возможность реализоваться как профессионал [2].
Профессиональное развитие личности можно представить, как стремление индивида к профессиональному самовыражению и профессиональному самосовершенствованию, но, к сожалению, личность сталкивается с рядом проблем:
- Самообразование индивида, собственное желание для приближения к профессиональным целям. В связи с этим в профессиональном развитии может возникнуть ряд проблем:
− недостаток методического материала (справочники, учебные пособия и т. д.);
− нехватка времени для самообразования (ненормированный рабочий день, бытовые дела, неумение организовать свое время);
− недостаток материальных средств (низкая заработная плата, отсутствие желания тратить личные финансы на самообразование и др.);
− неосознание недостаточного уровня своей профессиональной компетентности.
- Влияние окружающей профессиональной среды на мотивацию развития. Недостаточная мотивация (нет перспектив карьерного роста, незаинтересованность работодателя в усовершенствовании персонала, отсутствие стимулирующих выплат за повышение уровня профессионализма, неприемлемые условия рабочего места и труда, профессиональное окружение) — является одной из глобальных проблем на пути к профессиональному развитию личности [2]
В настоящее время многочисленные модели профессионального развития субъекта труда, по мнению Д. Н. Завалишиной (2004), можно свести к двум типам: онтогенетические и профессионал-генетические. Онтогенетические модели (Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, В. А. Бодров, Ю. П. Поваренков, А. К. Маркова) рассматривают профессиональное развитие человека в контексте возрастной периодизации, когда возрастные периоды жизни человека выступают главным основанием периодизации профессионального развития. Профессионал-генетические модели (В. Д. Шадриков, А. И. Сухарева, Е. Н. Волкова, Л. М. Митина и др.), в которых этапы профессионального развития соотносятся с различными уровнями профессионализма, а также со стажем деятельности и с возрастом специалиста. Для многих концепций ключевым понятием, характеризующим уровень развития человека как субъекта труда является понятие профессионализма, под которым понимается владение нормами профессиональной деятельности, профессионального общения, осуществление их на высоком уровне, достижение профессионального мастерства, соблюдение профессиональной этики, способность к саморазвитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, стремление внести творческий вклад в профессию, обогащение ее опыта [3, с. 51].
В целом, мотивацию профессионального развития можно представить, как процесс побуждения сотрудников к активной профессиональной деятельности, сфокусированной на достижении личных целей в профессии. От мотивации зависит эффективность профессиональной деятельности человека, а также развитие его карьеры. Большую роль в мотивации к профессиональной деятельности играет профессиональное окружение личности, которое может трансформировать мотивацию сотрудников к профессиональной деятельности.
Рассмотренные и описанные выше проблемы, оказывают большое влияние на профессиональное развитие личности и необходимость решения этих проблем становится сейчас неотъемлемой часть педагогов, подготавливающих будущих специалистов. Решению данных проблем может способствовать:
− возможность карьерного роста для сотрудников,
− обеспечение достойных условий труда,
− обеспечение сотрудников необходимой методической, практической литературой, тренингами, курсами, семинарами, позволяющих повысить уровень мотивации к профессиональному росту, уровню квалификации сотрудников [1, с. 110–111].
Профессиональное развитие личности включает в себя отношение к профессии, мотивы выбора, склонности и способности, профессиональные интересы. Индивидуальные особенности человека (установки, потребности, уровень притязаний) оказывают значительное влияние на выбор профессии и профессиональную реализацию. Но и профессиональная деятельность детерминирует личностный онтогенез, формируя особенности самооценки, самоотношения человека. Взаимодействие личностного и профессионального становления проявляется и в том, что принципом их развития является способность к саморазвитию и самоактуализации. Объектами развития творческого потенциала личности, ее профессионализации являются интегральные характеристики человеческого в человеке: компетентность, направленность и пр. [4].
Процесс освоения профессиональной деятельности во время учебы в вузе должен рассматриваться как процесс позволяющий реализовывать свои способности, актуализацию потребности принесения пользы людям, средство удовлетворяющее собственные потребности и учитывать социально-психологические особенности личностного взаимодействия. Создавая себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, реабилитации как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.
В этом подходе выделяются три основных направления исследования профессионального развития личности: содержательное, институциональное и динамическое. Данные направления взаимосвязаны между собой и постулируют мысль о том, что интегральные характеристики личности профессионала проявляются при условии осознании человеком необходимости изменения себя, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей реализации в трудовой деятельности. Таким образом, самоопределяющийся человек осознает необходимость повышения уровня своего профессионального и личностного самосознания, имеет определенную перспективу своего образа.
Потребность в личностном самоопределении представляет собой прежде всего потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, которые ориентированы в будущее, тесно связана с прошлым и опосредована настоящим [5, с. 244].
Под профессиональным представлением понимается некоторая совокупность имеющейся у субъекта информации о профессии [6]. Усвоение информации связано с тем или иным мотивом, обусловлено той или иной личностной потребностью, установкой, можно полагать, что и создание информационных моделей разного уровня, в качестве которых выступают профессиональные представления, определяется целями субъекта, его осознаваемыми и неосознаваемыми побуждениями. Поэтому профессиональное представление можно определить как динамичное информационное образование, структура, содержание и регуляторные функции которого определяются его целевым назначением.
Система знаний может выступать не только как информационный, но и как некоторый мотивационный потенциал. Структурирование знаний в ту или иную модель может вести к созданию определенного мотивационного заряда. Человек не бесстрастно воспринимает сведения, относящиеся к своей судьбе в данной профессиональной роли, к своему вероятному будущему, которое во многом определяется данной профессией [7].
Некоторая «критическая масса» положительной для субъекта информации способствует выбору профессии и побуждает совершенствоваться в ней, а противоположная, негативная совокупность сведений может привести к отказу от данной деятельности. Поэтому профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально- своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний (опасений, надежд и т. д.) конкретного человека, связываемых им с данной профессией; как когнитивно-аффективное психическое образование, обладающее мотивирующей и прогностической функцией; как отражение человеческого «Я» через профессию.
В профессиональном представлении В. Н. Обносов [6] выделяет три компонента:
− образ профессии — определенный социальный эталон профессионала, стереотип той или иной специальности, доминирующий в обыденном сознании и своеобразно отображенный каждым человеком, дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии;
− образ себя («образ Я»), «соединенный», соотнесенный с данной специальностью, трансформированный на ее основе (оценка своей профессиональной пригодности и пригодности профессии для себя);
− образ вероятного будущего — социальное положение, возможности личностного роста, самореализации и т. д.
Взаимосвязь профессиональных представлений и склонностей, влечений, убеждений и других мотивов, побуждающих деятельность, проявляется в том, что более развитая профессиональная мотивация должна сочетаться с более развитыми, правильными и полными профессиональными представлениями. Простейшее влечение к деятельности чаще всего связано со смутным, недифференцированным образом будущей работы, а склонность предполагает наличие у субъекта отчетливой и полной модели профессии, вполне определенного представления о своем собственном, субъектном варианте деятельности [6].
В различных публикациях превалирует системное рассмотрение процесса профессионального развития личности будущего специалиста, которое предполагает следующее [8, с.22]:
− наличие в системе профессионального развития определенных взаимосвязанных элементов, в число которых обычно включаются субъекты, объекты, виды, методы, критерии, показатели развития;
− рассмотрение системы профессионального развития личности будущего специалиста, как частного элемента более крупной системы, к которой относится вся система непрерывного профессионального образования;
− рассмотрение проблем профессионального развития личности будущего специалиста в контексте системы внешней среды.
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием специалиста является определение потребностей организации в этой области путем выявления несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать будущий специалист организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребности в профессиональном развитии требует совместных усилий и специалиста, и работодателя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития [9, с. 135].
Непрерывное профессиональное образование также способствует общему интеллектуальному развитию личности, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность его получения высоко ценится всеми заинтересованными сторонами. Для определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности в профессиональном развитии.
Этими факторами являются:
− Динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);
− Развитие техники и технологии;
− Изменение стратегии развития образования;
− Изменения спроса и предложения на рынке труда;
− Появление новых видов деятельности и т. д. [7, с.147].
Остаются неисследованными те психические образования, которые, формируясь под влиянием деятельности, сами начинают определять ее развитие. Одно их них это представление о профессии. Обычно под профессиональным представлением понимается некоторая совокупность имеющейся у субъекта информации о профессии. Также влияет на профессиональное развитие восприятие относящейся к профессии информации, по какому принципу она накапливается и структурируется, чем обусловлено формирование в сознании субъекта полного, правильного и отчетливого представления о той или иной специальности [6]. Учитывая, что усвоение информации связано с тем или иным мотивом, обусловлено той или иной личностной потребностью, установкой, можно полагать, что и создание информационных моделей разного уровня, в качестве которых выступают профессиональные представления, определяется целями субъекта, его осознаваемыми и неосознаваемыми побуждениями. Поэтому профессиональное представление можно определить как динамичное информационное образование, структура, содержание и регуляторные функции которого определяются его целевым назначением.
Система знаний может выступать не только как информационный, но и как мотивационный потенциал. Структурирование знаний в ту или иную модель может вести к созданию определенного мотивационной направленности. Человек не бесстрастно воспринимает сведения, относящиеся к своей судьбе в данной профессиональной роли, к своему вероятному будущему, которое во многом определяется данной профессией.
Некоторая «критическая масса» положительной для субъекта информации способствует выбору профессии и побуждает совершенствоваться в ней, а противоположная, негативная совокупность сведений может привести к отказу от данной деятельности. Поэтому профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний (опасений, надежд и т. д.) конкретного человека, связываемых им с данной профессией; как когнитивно-аффективное психическое образование, обладающее мотивирующей и прогностической функцией; как отражение человеческого «Я» через профессию [6].
Итак, профессиональное развитие личности — это поэтапный процесс, включающий взаимосвязь профессиональных представлений и склонностей, влечений, убеждений и других мотивов, побуждающих деятельность, проявляется в том, что более развитая профессиональная мотивация должна сочетаться с более развитыми, правильными и полными профессиональными представлениями, что значительно или даже в полной мере влияет на профессиональное развитие личности еще с детских лет.
Кроме рассмотренных выше проблем, возникающих в профессиональном развитии личности, немаловажную роль играют и кризисы, от выхода из которых зависит дальнейшее успешное или неуспешное профессиональное развитие человека, которые могут возникать из-за представлений о профессии, о профессиональной деятельности, условиях это человек осуществляет свое профессиональное развитие при межличностном взаимодействии и общении иногда с большим коллективом, а иногда с малой группой, но то, что они связаны одними профессиональными задачами, условиями труда, влияет на сознание человека, возможности реализации его способностей, знаний, умений и навыков. Расхождения в установках, ценностях, предполагаемом результате деятельности, могут приводить и к внутриличностному конфликту, так как социально-психологический климат коллектива, групповые эффекты и т. д., также оказывают влияние процесс профессионального развития.
Все это связано с тем, что человек осуществляет свое профессиональное развитие при межличностном взаимодействии и общении иногда с большим коллективом, а иногда с малой группой, но то, что они связаны одними профессиональными задачами, условиями труда, влияет на сознание человека, возможности реализации его способностей, знаний, умений и навыков. Расхождения в установках, ценностях, предполагаемом результате деятельности, могут приводить и к внутриличностному конфликту, так как социально-психологический климат коллектива, групповые эффекты и т. д., также оказывают влияние процесс профессионального развития.
Литература:
- Ерина И. А. Профессиональное развитие личности: проблемы и решения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. Пермь, 2017. — С. 110–111.
- Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности. — Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. — 132 с.
- Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения. — М.: Изд-во СГУ, 2013. — 200 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов — М: Академия, 2013. — 304 с
- Асафьева Н. В. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современное образование. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2018. — С. 243–246. Режим доступа: http://naukaip.ru/
- Обносов В. Н. Влияние представлений о профессии на профессиональное развитие личности // Актуальные проблемы науки и образования. Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год. Под общей редакцией В. Я. Никульшина. Мичуринск, 2017. — С. 65–68.
- Патрушев Г. А., Шигапова Д. К. Национальные проекты в области образования / Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. — Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. Часть 1. / Под научной редакцией д. п.н. Е. А. Корчагина; д.п.н. Р. С. Сафина. — Казань: РИЦ, 2016. — С. 484–488.
- Шигапова Д. К., Газизова О. В. Изменение спроса на рабочую силу разных квалификационных уровней // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 3 частях. Научный центр «Диспут». — Вологда: Издательство: ООО «Маркер». — 2015. — С.131- 133.
- Щукина М. А. Проблема множественности форм саморазвития в психологии // Психология саморазвития человека. Материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием. — Киров, 2014. — С. 50–55.