Моделирование асинхронного двигателя с переменными is — ψr в системе относительных единиц в Matlab и Си | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моделирование асинхронного двигателя с переменными is — ψr в системе относительных единиц в Matlab и Си / А. А. Емельянов, В. В. Бесклеткин, Д. И. Зорин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 1-12. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57511/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной работе дадим сравнение математических моделей в Matlab-Simulink, Matlab-Script и Си. Причем модели в Matlab были рассмотрены ранее в журналах «Молодой ученый», начиная с 2017 г., а в Си приводим впервые.

На наш взгляд, будет правильным дать каждое уравнение в сравнении друг с другом в различных способах решения.

1. Определение статорного тока isx

Matlab-Simulink:

В работе [1] была получена структурная схема для определения статорного тока isx в Simulink по следующему уравнению, которому соответствует структурная схема (рис. 1):

(1)

где - электрическая скорость вращения ротора;

- механическая угловая скорость на валу двигателя;

- постоянная времени статорной обмотки.

Рис. 1. Структурная схема для определения тока isx в Simulink

Matlab-Script:

Из выражения для isx (1) получим выражение в Script. Обозначим сумму в квадратных скобках через fsum isx, тогда:

Перейдем к оригиналу, для этого оператор s заменим :

Оставим первую производную в левой части:

Заменим disx конечной разностью isx(i+1)  isx(i):

Отсюда ток isx:

Раскрывая fsum isx(i), получим:

(1')

Си:

Это уравнение (1’) является основой для определения isx в Си:

Это уравнение повторяет уравнения в Script (1’) с небольшими изменениями в виде исключения скобок с переменными i и i+1. Видимо, если циклы будут составлять несколько сотен тысяч, то это скажется на быстродействии.

2. Определение статорного тока isy

Уравнение для определения тока isy в Simulink, полученное в работе [1]:

(2)

Структурная схема реализации уравнения (2) приведена на рис. 2.

Рис. 2. Структурная схема для определения тока isy в Simulink

Аналогично преобразуем выражение тока isy для программирования в Matlab-Script:

Раскрывая fsum isy(i), получим:

(2')

Это уравнение (2’) лежит в основе для записи уравнения тока isy при программировании на языке Си:

3. Определение потокосцепления ψrx

В работе [1] была получена структурная схема для определения потокосцепления ψrx в Simulink (рис. 3) по следующему уравнению:

(3)

где - постоянная времени потока.

Рис. 3. Структурная схема для определения потокосцепления ψrx в Simulink

Преобразуем уравнение (3) для программирования в Matlab-Script:

Переходим к конечным разностям:

Определим потокосцепление ψrx в Matlab-Script:

Уравнение потокосцепления ψrx для программирования на языке Си:

4. Определение потокосцепления ψry

Уравнение для определения потокосцепления ψry в Simulink, полученное в работе [1], имеет следующий вид:

(4)

Структурная схема реализации уравнения (4) приведена на рис. 4.

Рис. 4. Структурная схема для определения потокосцепления ψry в Simulink

Преобразуем выражение потокосцепления ψry в форму, удобную для программирования в Matlab-Script:

Уравнение ψry для программирования на языке Си будет иметь вид:

На рис. 5 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента в Matlab-Simulink:

Рис. 5. Математическая модель электромагнитного момента m в Simulink

Уравнение электромагнитного момента для Matlab-Script:

Уравнение электромагнитного момента для реализации на языке Си:

Механическая угловая скорость вращения вала двигателя в Simulink (рис. 6):

Рис. 6. Математическая модель определения механической угловой скорости вращения вала двигателя в Simulink

Отсюда механическая угловая скорость вращения вала двигателя в Matlab-Script:

Уравнение механической угловой скорости на языке Си:

Электрическая скорость вращения ротора в Simulink (рис. 7):

Рис. 7. Математическая модель определения электрической скорости вращения ротора в Simulink

Электрическая скорость вращения ротора в Matlab-Script:

Уравнение электрической скорости на языке Си:

Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными is ψr на выходе апериодических звеньев приведена на рис. 8. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].

Расчет параметров производим в Script:

PN=320000;

UsN=380;

IsN=324;

fN=50;

zp=3;

Omega0N=104.7;

Rs=0.0178;

Xs=0.118;

Xm=4.552;

Xr=0.123;

OmegaN=102.83;

J=28;

kd=1.0084;

roN=0.9962;

Ub=sqrt(2)*UsN;

OmegasN=2*pi*fN;

Omegab=OmegasN;

Ib=sqrt(2)*IsN;

Omegarb=Omegab/zp;

Mb=kd*PN/OmegaN;

betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N;

Zb=Ub/Ib;

rrk=roN*betaN;

lbs=Xs/Zb;

lbr=Xr/Zb;

lm=Xm/Zb;

rs=Rs/Zb;

kr=lm/(lm+lbr);

lbe=lbs+lbr+lbs*lbr/lm;

Pb=Mb*Omegarb;

Tr=lm/(rrk*kr);

re=rs+rrk*kr^2;

Tj=J*Omegarb/Mb;

Tr1=Tr/Omegab;

Te=kr*lbe/re;

SsN=3*UsN*IsN;

Te1=Te/Omegab;

ZetaN=SsN/Pb;

C:\Program Files\MATLAB\R2015b\bin\myfig.meta

Рис. 8. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными is – ψr на выходе апериодических звеньев в Matlab-Simulink

Результаты моделирования асинхронного двигателя в Simulink представлены на рис. 9.

Рис. 9. Графики скорости и электромагнитного момента в Simulink

Реализация математической модели асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными is ψr в Matlab-Script в системе относительных единиц приведена в листинге 1.

Листинг 1

% Номинальные данные

PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50;

Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; zp=3;

% Параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте

Rs=0.0178; Xs=0.118; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28;

% Базисные величины системы относительных единиц

Ub=sqrt(2)*UsN;

Ib=sqrt(2)*IsN;

OmegasN=2*pi*fN;

Omegab=OmegasN;

Omegarb=Omegab/zp;

Zb=Ub/Ib;

kd=1.0084;

Mb=kd*PN/OmegaN;

Pb=Mb*Omegarb;

% Расчет коэффициентов

rs=Rs/Zb;

lbs=Xs/Zb;

lbr=Xr/Zb;

lm=Xm/Zb;

Tj=J*Omegarb/Mb;

betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N;

SsN=3*UsN*IsN;

ZetaN=SsN/Pb;

kr=lm/(lm+lbr);

lbe=lbs+lbr+lbs*lbr/lm;

roN=0.9962;

rrk=roN*betaN;

Tr=lm/(rrk*kr);

Tr1=Tr/Omegab;

re=rs+rrk*kr^2;

Te=kr*lbe/re;

Te1=Te/Omegab;

% Расчет модели асинхронного двигателя

dt=0.000001; t=0; t1=1.4;

cnt=t1/dt;

for i=1:cnt

if(t>=1)

mc=0.5;

else

mc=0;

end;

wk(i)=1; usx(i)=0; usy(i)=1; isx(1)=0; isy(1)=0;

psirx(1)=0; psiry(1)=0; wm(1)=0; w(1)=0;

isx(i+1)=isx(i)+(-isx(i)+(1/re)*usx(i)+rrk*(kr^2)/ (re*lm)*psirx(i)+(kr/re)*w(i)*psiry(i)+(kr*lbe/re)*wk(i)*isy(i))*dt/Te1;

isy(i+1)=isy(i)+(-isy(i)+(1/re)*usy(i)+rrk*(kr^2)/(re*lm)*psiry(i)-(kr/re)*w(i)*psirx(i)-(kr*lbe/re)*wk(i)*isx(i))*dt/Te1;

psirx(i+1)=psirx(i)+(-psirx(i)+lm*isx(i)+(lm/(rrk*kr))*(wk(i)-w(i))*psiry(i))*dt/Tr1;

psiry(i+1)=psiry(i)+(-psiry(i)+lm*isy(i)-(lm/(rrk*kr))*(wk(i)-w(i))*psirx(i))*dt/Tr1;

m(i+1)=ZetaN*kr*(psirx(i+1)*isy(i+1)-psiry(i+1)*isx(i+1));

wm(i+1)=wm(i)+(m(i)-mc)*dt/Tj;

w(i+1)=wm(i+1)*zp;

t=t+dt;

% mass

mass_t(i)=i*dt;

mass_m(i)=m(i+1);

mass_w(i)=w(i+1);

end;

% Построение графиков

figure(1);

plot(mass_t,mass_w,'r');

grid on;

figure(2);

plot(mass_t,mass_m,'b');

grid on;

Результаты моделирования асинхронного двигателя в Matlab-Script даны на рис. 10.

Рис. 10. Графики скорости и электромагнитного момента в Matlab-Script

Математическая модель асинхронного двигателя с переменными is ψr на языке программирования Си дана в листинге 2.

Листинг 2

#include

#undef __STRICT_ANSI__

#include

#include "gnuplot_i.h"

#define FILENAME "tmp.txt"

int main(void) {

// номинальные данные

const double PN=320000,

UsN=380,

IsN=324,

fN=50,

Omega0N=104.7,

OmegaN=102.83,

zp=3,

// параметры Т-образной схемы замещения при номинальной частоте

Rs=0.0178,

Xs=0.118,

Xr=0.123,

Xm=4.552,

J=28,

// базисные величины системы относительных единиц

Ub=sqrt(2)*UsN,

Ib=sqrt(2)*IsN,

OmegasN=2*3.14*fN,

Omegab=OmegasN,

Omegarb=Omegab/zp,

Zb=Ub/Ib,

kd=1.0084,

Mb=kd*PN/OmegaN,

Pb=Mb*Omegarb,

// расчет коэффициентов

rs=Rs/Zb,

lbs=Xs/Zb,

lbr=Xr/Zb,

lm=Xm/Zb,

Tj=J*Omegarb/Mb,

betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N,

SsN=3*UsN*IsN,

ZetaN=SsN/Pb,

kr=lm/(lm+lbr),

lbe=lbs+lbr+lbs*lbr/lm,

roN=0.9962,

rrk=roN*betaN,

Tr=lm/(rrk*kr),

Tr1=Tr/Omegab,

re=rs+rrk*kr*kr,

Te=kr*lbe/re,

Te1=Te/Omegab;

// переменные математической модели асинхронного двигателя

double wk=1,

usx=0,

usy=1,

isx=0,

isy=0,

psirx=0,

psiry=0,

wm=0,

w=0,

m=0,

mc=0;

double dt=1e-3; // шаг интегрирования

double t=0; // текущее значение времени

double t1=1.4; // конечное значение времени расчета

unsigned int cnt=t1/dt; // количество точек

// Создаем временный файл, в который будем записывать текущие значения

FILE *fp = fopen(FILENAME, "w");

// цикл расчета

for (unsigned int i = 0; i < cnt; i++) {

// подача возмущающего воздействия

mc = (t >= 1.0f)? 0.5f: 0.0f;

// расчет мат модели асинхронного двигателя

isx=isx+(-isx+(1/re)*usx+rrk*(kr*kr)/(re*lm)*psirx+(kr/re)*w*psiry+ (kr*lbe/re)*wk*isy)*dt/Te1;

isy=isy+(-isy+(1/re)*usy+rrk*(kr*kr)/(re*lm)*psiry-(kr/re)*w*psirx-(kr*lbe/re)*wk*isx)*dt/Te1;

psirx=psirx+(-psirx+lm*isx+(lm/(rrk*kr))*(wk-w)*psiry)*dt/Tr1;

psiry=psiry+(-psiry+lm*isy-(lm/(rrk*kr))*(wk-w)*psirx)*dt/Tr1;

m=ZetaN*kr*(psirx*isy-psiry*isx);

wm=wm+(m-mc)*dt/Tj;

w=wm*zp;

// записываем точки во временный файл

fprintf(fp,"%f\t%f\t%f\n", t, m, w);

// увеличиваем переменную время

t=t+dt;

}

// Закрываем текстовый файл с текущими значениями

fclose(fp);

// Рисуем графики

gnuplot_ctrl *h;

h=gnuplot_init();

gnuplot_cmd(h, "set grid xtics ytics"); // вкл сетка

gnuplot_cmd(h, "plot '%s' u 1:2 w li lt rgb 'blue' ti 'm',\

'%s' u 1:3 w li lt rgb 'red' ti 'w'", FILENAME, FILENAME);

getchar();

gnuplot_close(h);

// Удаляем временный файл с точками

if (!remove(FILENAME))

printf("Deleting file is complete\n");

else

printf("Temp file does not delete\n");

return 0;

}

Результаты моделирования асинхронного двигателя на языке Си даны на рис. 11.

Рис. 11. Графики скорости и электромагнитного момента при моделировании на языке Си

Литература:

  1. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Иванин А.Ю., Соснин А.С., Воротилкин Е.А., Забузов Е.И., Волков Е.Н., Вандышев Д.М., Власова А.А., Попов С.Ю. Моделирование асинхронного двигателя с переменными is – ψr на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script с базовым вариантом // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 1-10.
  2. Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. - Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
  3. Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.
  4. Васильев А.Н. Matlab. Самоучитель. Практический подход. – СПб.: Наука и Техника, 2012. – 448 с.
  5. Васильев А.Н. Программирование на C++ в примерах и задачах. – М.: Издательство «Э», 2017. – 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): асинхронный двигатель, FILENAME, математическая модель, структурная схема, язык Си, электромагнитный момент, механическая угловая скорость, уравнение, электрическая скорость вращения ротора, временный файл.


Похожие статьи

Моделирование асинхронного двигателя с переменными is – ψm в системе относительных единиц в Matlab и Си

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными is – ψr в системе относительных единиц в Matlab и Си

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными is – ψr в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование асинхронного двигателя с переменными is – ψr в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование асинхронного двигателя с переменными ψm – is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IR – Ψm на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Похожие статьи

Моделирование асинхронного двигателя с переменными is – ψm в системе относительных единиц в Matlab и Си

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными is – ψr в системе относительных единиц в Matlab и Си

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными is – ψr в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование асинхронного двигателя с переменными is – ψr в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование асинхронного двигателя с переменными ψm – is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IR – Ψm на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Задать вопрос