В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.
Ключевые слова: организация, английский язык, проектная деятельность, обучение.
Развитие российского образования не стоит на месте. Учителя стараются разрабатывать всё новые и новые методики обучения. Одним из нетрадиционных способов преподавания иностранных языков является проектная деятельность. Именно в этом заключается актуальность данной статьи. Следует подробнее рассмотреть процесс организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Также необходимо проанализировать организацию проектной деятельности на уроках английского языка (по ФГОС), что представляется целью настоящей статьи.
Проектная работа подразумевает активацию учебно-познавательной деятельности всех учеников. Каждый должен быть вовлечен по максимуму. Педагог опирается на творческие способности детей, когда выдает задание, которое им предстоит полностью раскрыть, используя поисковые средства.
Для начала стоит выяснить, что же такое проектная деятельность, а главное — как она сказывается на учениках.
Проектная деятельность — это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача преподавателя в этом процессе состоит в том, чтобы выявить избирательность учащегося к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности [1, c. 6].
Современные дети очень быстро осваивают компьютерные технологии. Задача педагогов направить этот быстрорастущий потенциал на использование ПК на занятиях, а также в подготовке к занятиям. Это поможет ученикам реализовать все свои возможности в своей будущей профессии, потому что компьютеризация будет только набирать обороты.
Ценность данного метода состоит в том, что ученик лично заинтересован в этой деятельности. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах, но это не отменяет того факта, что все они хотят раскрыть свою тему в полном объеме. Только личная заинтересованность в проекте может помочь ребенку добиться высоких результатов.
Не менее значимым является факт, что у детей расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор и анализ полученной информации, представление и передача информации, моделирование, проектирование, рефлексия. А самое главное — ребенок приобретает важнейшие навыки самообучения. Это поможет ему в становлении полноценной личности.
Самая главная цель — это показать учащимся, насколько важно критическое мышление и ориентирование в информации. Они должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, размышлять и анализировать, опираясь на настоящие факты, делать выводы, которые могут сами обосновать, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, а также уметь работать в команде, умело распределяя роли и должности.
Классическая методика преподавания английского языка зачастую построена на «сухой» подаче материале, который трудно воспринимаем учащимися, что напрочь отбивает желание у детей изучать и запоминать что-то новое. Этого нельзя сказать о проектной деятельности. Она предоставляет возможность учащимся больше и глубже изучить тему, значительно расширяет их общий кругозор, учит общаться и строить свои мысли, также многое другое.
Все это служит более глубокому пониманию роли нашей страны во взаимозависимом мире, формированию гражданской позиции и максимальному развитию индивидуальных способностей учащихся. За каждым проектом стоит огромный труд учеников, который не пройдет даром для них, а даст им возможность взглянуть на себя по-новому.
Для педагога проектная деятельность — это способ организации работы с различными группами учащихся, что в свою очередь, означает путь продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения (от простой репродукции и повторения к творчеству).
В начале процесса ученики, как правило, формируют небольшие группы, где перед каждым стоит своя задача и он за неё ответственен. Распределяя роли в группе, главным образом учитываются некоторые навыки: логичное рассуждение, формирование выводов, оформление проектной работы. Чаще всего ученики сами справляются с задачей распределения на группы, но педагог всегда внимательно следит за этим процессом, чтобы никто не остался обделенным [2, c. 15].
В процессе работы школьники занимаются созданием мультимедийных презентаций на английском языке, что в свою очередь подразумевает творческий подход к такому виду деятельности. Ученики средней школы должны самостоятельно владеть Microsoft Word, Microsoft Power Point. Используя эти программы и свои жизненные навыки, они могут составить и выполнить следующий план по созданию презентации:
- Определить тему и уточнить цель конечного результата, распределить рабочие группы, определить источники информации.
- Поиск необходимой информации, переработка информации и выполнение самой презентации.
- Выступление и защита своей работы перед классом и педагогом.
Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
- Основательное усвоение знаний;
- Самостоятельная работа учащихся;
- Научная терминология, которая крепко оседает в памяти учащихся;
- Умение работать в группе, вести коллективное обсуждение и дискуссию;
- Сплочение детского коллектива;
- Мотивация коллективных достижений [3, c. 14].
Не нужно забывать, что проектная деятельность не заменяет, а лишь дополняет другие технологии обучения. Система требований ФГОС ставит перед собой необходимость учитывать интересы учеников, их потребности и способности, а также индивидуальные способности. Это подтверждает личностно-ориентированный подход, который стоит во главе интересов этой системы.
В проектном виде деятельности могут участвовать любые категории детей. Слабоуспевающие могут показать свою заинтересованность, поделиться своими интересами, доказать свою пользу при работе в группе. Ученики, которые показывают высокие результаты могут получить дополнительные знания, показать своим одноклассниками интересный и творческий проект, вовлечь остальную часть учеников в проектную деятельность.
Данный вид работы окажет большое влияние на будущую жизнь учеников, которые заинтересованы в ней. Разрабатывая различные темы, учащиеся могут выходить за рамки школьной программы, создавать научные и исследовательские работы. Всё вышеперечисленное даст хорошую почву при выборе будущей профессии, а также дальнейшем обучении [4, c. 23].
Опыт показывает, что дети не могут освоить подобный род деятельности самостоятельно. Это означает, что педагог должен быть максимально вовлечен в этот процесс. Педагог выступает организатором проекта, который подталкивает детей на подобный вид работы, создавая и объясняя каждый шаг, выполнение которого принесет успешный результат ученикам. Учитель также является полноправным участником рабочей группы, который выдвигает собственные цели и анализирует всю ситуацию. Умение совместить все это — показатель высокой квалификации педагога.
Литература:
- Байдурова Л. А., Шапошникова Т. В.. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 1. — С. 5–11.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2015. — 22 с.
- Соловьева Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2015. — 43 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010. № 1897.