Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого предпринимательства в Калининградской области.
Ключевые слова: малое предпринимательство, Калининградская область, малый бизнес, единый налог.
Динамика становления малого и среднего предпринимательства в Калининграде ориентируется на его положение в Калининградской области и эксклавным положением самого региона [2].
По данным Росстата, количество малых и средних предприятий Калининграда по состоянию на 1 января 2018 года составляло 24 221 единицы. Помимо малых и средних предприятий в Калининграде зарегистрировано 17 213 индивидуальных предпринимателей [4].
Динамика развития малого предпринимательства в Калининграде за период с 01.01.2017 года по 01.01.2018 года представлена на рис.1
Рис. 1. Динамика развития малого предпринимательства в Калининграде
Возникновение преобладающего числа малого предпринимательства связано с тем, что малому бизнесу предоставляются налоговые льготы, в пределах упрощенных систем налогообложения, например, единый налог по упрощенным системам и единый налог по вмененной системе [1].
Показатели, показывающие работу субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Калининграде можно представлены на рис. 2.
Рис. 2. Количество малых и средних предприятий по видам деятельности по городу Калининград
Согласно данным Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области: «на территории Калининградской области для организаций соответствующих критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, действует подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2014 года № 144 «О Государственной программе Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства»» (далее — Подпрограмма)» [1].
Приоритетным направлением Подпрограммы является создание условий появления новых малых и средних предприятий, а также содействие уже действующим субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2019 году финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета. Общий объем субсидирования составляет 479, 24 тыс. руб.
В соответствии с Подпрограммой, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Калининградской области осуществляется непосредственно через фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)» (далее — Центр поддержки предпринимательства) и фонд «Гарантийный фонд Калининградской области» (далее — Гарантийный фонд) [2].
Согласно информации представленной на сайте «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области»: «центром поддержки предпринимательства реализуется широкий комплекс мер (информационные, консультационные, образовательные, финансовые и другие виды поддержки), направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, планирующих начать осуществлять предпринимательскую деятельность в Калининградской области, в том числе:
− предоставление льготных микрозаймов в сумме до 5 млн. рублей сроком до 36 месяцев с процентной ставкой до 7,75 % годовых;
− содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки товаров, услуг и технологий;
− проведение обучающих мероприятий (обучающие мероприятия Калининградской бизнес-школы, тренинги АО «Корпорация «МСП», организация конференций, лекций, круглых столов);
− предоставление услуг «Дома предпринимателя» (бизнес-инкубатор, коворкинг, бизнес-библиотека);
− субсидированный бэк-офис, включающий в себя юридический и бухгалтерский консалтинг, электронную цифровую подпись и доступ к облачной 1С;
− поддержка молодежного предпринимательства» [5].
Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по обязательствам перед финансовыми организациями, вытекающим из кредитных договоров, договоров о предоставлении банковской гарантии, договоров лизинга, договоров займа и иных договоров финансирования сроком не менее 6 месяцев в сумме не менее 1 млн. рублей [1].
Получить поручительство Гарантийного фонда могут только те субъекты малого и среднего предпринимательства Калининградской области, которые обладают устойчивым финансовым состоянием и у которых имеется решение Кредитора о том, что он согласен предоставить финансирования.
Кроме того, для того чтобы получить поручительство Гарантийного фонда субъектам малого и среднего предпринимательства, необходимо соответствовать ряду критерий.
Например, один из критериев: «сумма поручительства, которая предоставляется за счет средств Гарантийного фонда, не должна превышать 70 % от величины основного долга по Финансовому обязательству. Оставшаяся часть обеспечения (не менее 30 % от суммы основного долга по Финансовому обязательству) должна предоставляться самим Заемщиком в виде залога по согласованию с Кредитором» [4].
Максимальная сумма, которая может быть выдана Гарантийным фондом одному Заемщику, составляет 25 млн. рублей.
Однако на становление и развитие малого предпринимательства серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований проблемы.
Например, малое предпринимательство Калининграда в силу эксклавности региона имеет достаточно ограниченный внутренний рынок потребления, а удаленность от остальных субъектов Российской Федерации не позволяет предпринимателям перераспределять товары и услуги на другие регионы, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка. Также существуют барьеры для выхода на рынок Европейского союза, связанные с жесткими требованиями к качеству, сертификации продукции и услуг, таможенными ограничениями. Таким образом, ориентированный на локальный внутренний рынок предприниматель напрямую зависит от покупательной способности населения и экономической ситуации в области, а при работе с другими регионами России и зарубежными странами неизбежно сталкивается с высокими транспортными и иными издержками.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство составляет ключевое звено для большинства стран в национальной экономике. В вязи с этим, нужно отметить, что для роста малого и среднего предпринимательства необходима действующая система государственной поддержки. Переход к инновационной модели роста общества в Российский Федерации, а также усиление значения малого и среднего предпринимательства возможно только с внедрением эффективных, финансовых инструментов и стимулирующих механизмов.
Литература:
- Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL:http://minprom.gov39.ru/ (Дата обращения: 20.03.2019).
- Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»: [Электронный ресурс]. URL:http://www.klgd.ru/ (Дата обращения 19.03.2019).
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (Дата обращения: 15.03.2019).
- Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области: [Электронный ресурс]. URL: http://fpp.fpmp39.ru/ (Дата обращения: 17.03.2019).
- Центр поддержки предпринимательства Калининградской области [Электронный ресурс]. URL: https://mbkaliningrad.ru/ (Дата обращения: 20.03.2019).