Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 9052 раза

Библиографическое описание:

Макушин, Д. С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности / Д. С. Макушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57550/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: некоммерческая организация, НКО, третий сектор, развитие, деятельность.

В современных условиях развития нашей страны и мира в целом возрастает роль и значение некоммерческих организаций, в том числе публичные объединения, которые оказывают сильное действие не только на политику внутри государства, но и на внешнюю.

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: государственный (публичный), коммерческий (частный) и некоммерческий (НКО). Поэтому по отношению к НКО часто применяется такой термин, как «третий сектор».

Появление таких организаций началось ещё много столетий назад. По большей части это были публичные и религиозные организации, общественные движения, союзы, партии и др. НКО занимают наибольшую нишу во всех сферах развития государства, как центр экономических и социальных отношений.

НКО (некоммерческая организация) — это компания, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и не распределяет прибыль между участниками своей организации. Данные организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и других сфер жизнедеятельности.

Также НКО имеет право заниматься предпринимательством, если данная деятельность направлена на достижение поставленной цели организации.

Самые первые некоммерческие организации появились примерно в VI-VII веках и первоначально основывались на внехозяйственном интересе. Происходило это в результате определенного момента развития общества, когда правовое регулирование отношений касалось исключительно отдельных физических лиц. Также уже в V веке были образованы гетерии — тайные сообщества единомышленников — богачей и олигархов, которые были настроены против демократического строя. В это же время в Древнем Риме частные организации были описаны как союзы с религиозными целями и профессиональный союз ремесленников.

Вместе с тем, согласно записям Гая, Законы таблиц (D. 47, 22, 4) даже разрешали союзам с религиозными целями вырабатывать внутри себя устав, не противоречащий действующим законам. Такой порядок свободного образования коллегий, который был позаимствован, со слов Гая, из законодательства Солона, то есть из греческого права, существовал до окончания республики. Согласно законам того времени юридическое лицо прекращало свою деятельность после того, как цель организации была достигнута. Согласно правилам того времени можно сказать, что союзы того времени пока еще невозможно назвать юридическими лицами, в современной интерпретации данных слов, например, юристы из Рима еще не оценивали и не знали такого понятия.

Через определенное время большое количество объединений стало появляться во времена республики. Преимущественно это были компании, которые объединяли служителей при магистрах различных родов и объединялись для взаимопомощи. Из них можно выделить, например, похоронные бюро, которые существовали в основном среди бедного населения.

В развитии НКО в России можно выделить 7 этапов:

1) Древние времена — от X-XVI века. Появлялись НКО на основе традиций племен.

2) XVI в. были приняты попытки для законодательного оформления существования некоммерческих организаций.

3) Во времена правления императрицы Екатерины II (1762–1796). Происходило выделение негосударственного раздела социальных отношений. Главным событием этого времени являлось появление негосударственных организаций, которые не входили в состав института церкви.

4) XVIII век — 1861 г. Развитие социальных объединений институционного характера, появление благотворительности как вида деятельности.

5) 1861–1917 гг. Развитие некоммерческих организаций. В Москве ближе к концу XIX века существовало примерно около пятисот частных и благотворительных организаций, но они были разделены на разные министерства и ведомства.

6) 1917–1980 гг. Этап застоя в развитии НКО в России. После 1917 г. в условиях безоговорочного преобладания государственной собственности, «третьему сектору» не было место в экономике государства.

7) 1980–1995 гг. Восстановление «настоящего» 3-го сектора. Финансовый упадок, сопровождавший развитие рыночной экономики, сделал остродефицитными способы и время, которые жители имели бы возможность отдавать третьему сектору.

8) 1995-2000 гг. Составление российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. включительно на всей территории РФ действовал принятый ещё 1990 г. в СССР «Закон об общественных объединениях», вскоре на его основе был создан закон с таким же названием, вступивший в силу в РФ в 1995 г.

9) Последний этап развития включает в себя начало 2000 гг. и по настоящее время.

На сегодняшний день существуют несколько форм некоммерческих организаций:

1) Общественная и религиозная организация — участники не сохраняют свои права на переданное этим организациям собственное имущество, включая и взносы на членство.

2) Фонд — имущество, переданное фонду его учредителями, является только собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью.

3) Учреждения — имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств ответственность несет его собственник.

4) Автономная некоммерческая организация — имущество организации, переданное ей учредителями, является ее собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняя прав на её собственность.

5) Государственная корпорация — особенность в том, что в ней нет членства, создана в РФ на основе денежного или имущественного вклада (взноса), основной целью которой является осуществление управленческих, социальных, а также каких-либо полезных функций для общества.

Деятельность всех НКО находится в особом правовом поле.

Данные организации регулируются несколькими Федеральными законами, правовыми актами и другими нормативными документами, главным из которых является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статус работы некоммерческих организаций и особенности их налогообложения определяются исходя из следующих правовых документов.

Статья 246 НК РФ: все НКО признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, поступающие некоммерческим организациям на их содержание и ведение деятельности, при определении доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций не учитывается согласно статье 251 Налогового Кодекса РФ.

Также в Налоговом Кодексе РФ предусмотрен особый порядок при налогообложении на прибыль, в случае если НКО получает целевое финансирование в виде грантов. НКО также могут применять и УСН.

Все нормативные акты, а также разъяснения Федеральной Налоговой Службы и Министерства финансов России, размещены на сайтах.

Документы, регламентирующие деятельность НКО:

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях»

Статья 78.1 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2014)

Статья 582 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 11-рп

Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. N 243-рп

Нормативно-правовая база, устанавливающая особенности налогообложения для НКО прописана в пункте 2 статьи.

В заключении хотелось бы отметить, что на 1 января 2017 г. был начат ещё один период реформы муниципальных учреждений, которые предусматривают строгую и жесткую ориентацию порядка использования ими средств из бюджета на достижение конечного результата. Как следствие, развитие НКО и всего некоммерческого сектора в РФ проходит под управлением и влиянием национальных особенностей страны. В России существует тенденция быстрого развития и усиление влияния на развитие экономики России.

По состоянию на 1 января 2018 г. по данным Министерства юстиции РФ в нашей стране действует около 220 тысяч НКО. Их количество остается постоянным на протяжении последних нескольких лет. Сколько из них активно работают выяснить сложно, т.к. эти данные не предоставляет ни одно ведомство. Эксперты, однако, полагают, что доля действующих НКО составляет не более 15–20 % от зарегистрированных. Некоммерческий сектор сегодня тем не менее активно развивается. Все больше НКО привлекают частные пожертвования и более активно работают с гражданами.

Растет и неформальная гражданская активность. Но то, над чем точно предстоит еще много работать некоммерческому сектору, — доверие к нему со стороны граждан, потому что ожидать готовности людей работать в НКО в качестве волонтеров и жертвовать свои средства можно только тогда, когда уровень доверия будет высоким. Да, он вырос за последний год. Но нам еще есть, над чем работать. Для этого НКО должны стать более прозрачными и подотчетными. В настоящее время некоторые организации уже делают публичные отчеты, но пока этого недостаточно. НКО должны также лучше взаимодействовать друг с другом, создавать партнерства, создавать саморегулируемые организации, что позволит защитить их от мошенничества и поможет им стать более подотчетными, действовать в соответствии с высокими этическими стандартами.

Минюст России по-прежнему не вывел крупнейшие государственные корпорации из числа НКО. В его реестре в числе НКО указано более 4 тыс. политических партий (включая региональные отделения).

В плане упорядочения статистического учета третьего сектора практически ничего не изменило введение в законодательство с 2010 г. категории социально ориентированных НКО (СО НКО). Статистический учет раздела СО НКО ведет Росстат. По сведениям Росстата количество СО НКО продолжает расти: на конец 2015 г. в РФ было зарегистрировано 140 031 СО НКО, на конец 2016 г. — 143 436. Это в пределах 63 % от совместного количества зарегистрированных НКО. Впрочем, в предоставленном случае речь идет о подъеме сектора, все большее количество НКО формально относятся к категории социально нацеленных организаций — для этого в уставе НКО достаточно хотя бы единственного упоминания направления работ, признанного социально нацеленным. Так, в числе СО НКО — Аналитический центр при Правительстве РФ, Агентство стратегических инициатив, всевозможные правительственные фонды.

По данным Росстата, общий объем доходов СО НКО в 2015 г. составил 686 млрд рублей, в 2016 г. — уже 831 млрд рублей (в частности, доходы от реализации товаров и услуг составили 254 млрд рублей, поступления от российских коммерческих организаций — 174 млрд рублей). Такие астрономические цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора (так, поддержка СО НКО из федерального бюджета составила в 2016 г. около 11 млрд рублей). Очевидно, что, в данном случае речь идет в том числе о различных правительственных фондах, спонсируемых из бюджета спортивных клубах и других организациях, которые лишь номинально можно отнести к некоммерческим.

Другие цифры Росстата о секторе СО НКО также вызывают вопросы.

К примеру, по данным ведомства, вся численность сотрудников СО НКО на конец 2015 г. составила 991 тыс. человек, что составляет примерно 1,3 % экономически активного населения страны. Но на конец 2016 г. данный показатель составил уже 672 тыс. человек. Не совсем понятно, каким образом численность сотрудников смогла снизиться за год более чем на 300 тысяч человек. И это на фоне того, что государство увеличивает финансовую поддержку некоммерческого сектора. В то же самое время Росстат на конец 2015 г. насчитал 2,5 млн добровольцев СО НКО, а уже в 2016 г. 3.8 млн человек. Такой стремительный рост на фоне количества постоянных сотрудников объяснить достаточно сложно.

В 2017 г. запущен общественный проект «Открытые НКО», в рамках которого агрегируются данные о грантах, субсидиях и контрактах НКО. Проект позволяет увидеть, какие именно организации стали получателями государственной поддержки.

В секторе НКО слабо развито саморегулирование, мало площадок для объединения и консолидации, сектор разобщен, что приводит к появлению разного рода мошенничества в сфере благотворительности, кроме того, много фиктивных НКО, которые создаются для реализации коммерческих проектов и получения прибыли.

Мировая практика показывает, что основным путем для повышения и увеличения доверия к НКО является его открытость и прозрачность. В идеале любой желающий может найти в открытом доступе подробные публичные отчеты об основных направлениях деятельности организации, реализованных проектах, финансовых потоках. В России пока не укоренилась практика публичной отчетности НКО, подробная отчетность есть только у нескольких десятков организаций. На конкурс отчетов НКО «Точка отсчета», который возобновил свою деятельность в 2017 г., были поданы всего 244 отчета. С одной стороны, не у всех НКО есть время и ресурсы на написание отчетов, а с другой стороны — нет никакой внешней мотивации, а внутренняя мотивация у НКО крайне низкая, даже у благотворительных фондов.

Между тем прозрачность и открытость Некоммерческих организаций нужна не только органам государственной власти, но и всему обществу. Стоит отметить, что в большинстве стран с развитым третьим сектором есть система градации НКО по уровню общественной отчетности. Доступ к программам муниципального и государственного финансирования, налоговым и другим льготам и преференция подразумевают предоставление компанией более конкретных и подробных сведений о своей работе, включая денежные потоки, другими словами, более жесткие требования к прозрачности, вследствие того, что разграничение категорий НКО подразумевает введение более гибкой и простой системы отчетности. Следует подумать о развитии стандартов отчетности для некоммерческих организаций. Данный стандарт может стать основой для коммуникации НКО с внешним миром и другими подобными организациями.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях».
  3. Горный М. Б. Общественное участие некоммерческих организаций // Публичная политика — 2006. Сборник статей. / Под редакцией А. Ю. Сунгурова. — СПб: Норма. – 2014.- С. 10–30.
  4. Гришаев С. П. Некоммерческие организации // правоведение. — 2013 № 10. — С.43.
  5. Кулькова В. Ю. Российские тренды развития некоммерческих организаций в международной компаративистике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 30. С. 37–46
  6. Лившин А. Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления// Вестник Московского университета.
  7. Панасенко C. B. Роль и значение некоммерческих организаций в современной экономике России // Актуальные проблемы управления 2013: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. — М.- 2013. — С. 319–322.
  8. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. // [Электронный ресурс] — Свободный доступ из сети Интернет.URL: http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/research/document4693.shtm
  9. Данные Международного центра некоммерческого права в Российской Федерации. // [Электронный ресурс] — Свободный доступ из сети. URL: http://www.icnl.org/about/alliance/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): НКО, млрд рублей, Россия, РФ, время, Российская Федерация, некоммерческий сектор, развитие НКО, сектор, некоммерческая организация.


Похожие статьи

Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России

На основе анализа изменений законодательства о некоммерческих организациях выделены основные проблемы деятельности их деятельности и предложены пути совершенствования законодательства в данной сфере.

К вопросу об определении понятия саморегулируемой организации

Институт некоммерческих организаций в условиях современного российского законодательства

В данной статье рассматриваются различные показатели уровня развития некоммерческих организаций как основы существования российского общества.

Легальные критерии разграничения коммерческих и некоммерческих организаций

В статье автор пытается определить проблемы реализации легальных критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций.

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества

В статье рассматриваются некоммерческие организации как один из важнейших элементов, институтов гражданского общества. Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные ор...

Корпоративная культура и ее особенности в России

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Основные проблемы развития саморегулирования предпринимательских отношений

Правовой статус предпринимателя по законодательству РФ. Споры и сравнение с юридическим лицом

В данной статье рассматривается правовой статус и история возникновения предпринимательской деятельности, отличия ИП от юридического лица, особенности и ограничения.

Похожие статьи

Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России

На основе анализа изменений законодательства о некоммерческих организациях выделены основные проблемы деятельности их деятельности и предложены пути совершенствования законодательства в данной сфере.

К вопросу об определении понятия саморегулируемой организации

Институт некоммерческих организаций в условиях современного российского законодательства

В данной статье рассматриваются различные показатели уровня развития некоммерческих организаций как основы существования российского общества.

Легальные критерии разграничения коммерческих и некоммерческих организаций

В статье автор пытается определить проблемы реализации легальных критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций.

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества

В статье рассматриваются некоммерческие организации как один из важнейших элементов, институтов гражданского общества. Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные ор...

Корпоративная культура и ее особенности в России

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Основные проблемы развития саморегулирования предпринимательских отношений

Правовой статус предпринимателя по законодательству РФ. Споры и сравнение с юридическим лицом

В данной статье рассматривается правовой статус и история возникновения предпринимательской деятельности, отличия ИП от юридического лица, особенности и ограничения.

Задать вопрос