Менеджмент в современном музее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 27.03.2019

Статья просмотрена: 4774 раза

Библиографическое описание:

Музалёва, О. В. Менеджмент в современном музее / О. В. Музалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57554/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: музейное учреждение, менеджмент, управление музеем, маркетинг, SWOT-анализ.

В современной России и мире в целом проблема управления музеем является очень актуальной. Личностные качества руководителя и модели управления, которые он применяет, становятся особым ресурсом для выживания музейной сферы.

Исходя из общепринятого определения, содержание термина «менеджмент» обозначает систему принципов, способов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Говоря иначе, менеджмент — это теоретическая и практическая части управления организацией и персоналом.

Менеджмент музея — это система принципов, способов, средств и форм управления музейным учреждением и его персоналом.

Главные задачи менеджмента — это создание и совершенствование основы управленческой деятельности, увеличение эффективности работы команды,создание и внедрение новых результативных методов управления и создание миссии, целей и задач компании, в данном случае музея.

Существуют определённые функции менеджмента, которые относятся именно к социально-культурной сфере.Такими функциями являются отслеживание социально-культурных потребностей людей, выстраивание целей организации, основываясь на тенденции развития данных потребностей и удовлетворение социально-культурных потребностей общества.

Одним из важнейших видов деятельности в рамках управления музеем является планирование.Суть планирования в том, чтобы, исходя из целей музея и способов их достижения, наиболее оптимально распределить имеющиеся ресурсы.

Многие российские музеи имеют достаточно высокий социальный статус, неоспоримые достижения, однако, если сопоставить уровень финансирования главных музеев мира и наших музейных учреждений, то выяснится, что в России этот уровень значительно ниже, а также наблюдается отставание информационно-технологической базы российских музеев.

Отсутствие должного финансирования или же его централизация является огромной проблемой для музеев, в особенности для тех, которые находятся в дали от больших городов. В таких затрудненных обстоятельствах музейное учреждение не может приобрети необходимые экспонаты или создать для их содержания соответствующие условия.

Однако очевидно, что в современном обществе наиболее приоритетными сферами для капиталовложения должны быть сферы образования, культуры и науки. Ведь совершенствование и распространение социально-культурной деятельности, а затем и повышение уровня культурного развития граждан — это те аспекты, которые имеют общественную значимость. Поэтому так важно, чтобы финансирование сферы культуры и музейной деятельности в частности, стало одной из ключевых задач государства.

Порядка 75 % от общего числа музеев во всех регионах Российской Федерации находятся в аварийных зданиях. В связи с невысокой оплатой труда в музейной сфере, высококвалифицированные сотрудники, которые там трудятся, вскоре находят себе более высокооплачиваемую работу. Также проблемой является и то, что из-за невысокого уровня художественно-эстетических требований к расположению экспонатов и формированию пространства музея, экспозиция часто становится однообразной, скучной и не вызывает интереса у посетителей музея.

Однако часто причина не в заниженных требованиях к экспозициям и не в отсутствии финансирования, а в том, что у многих жителей нашей страны нет потребности и желания прикоснуться к сокровищам истории и культуры, они не научились воспринимать и обрабатывать информацию, оценивать процессы и явления. Множество наших соотечественников годами не ходят в музей, по большей части они из отдаленных городов, но даже жители крупных мегаполисов часто не чувствуют в себе потребности к этому.

Огромному числу россиян абсолютно неинтересны шедевры мирового искусства, они не владеют необходимыми знаниями для полного их восприятия и не имеют потребности к их изучению.

Поэтому на современный музей, несомненно, оказывают огромное воздействие социально-экономические факторы, особенности работы с культурными ценностями в условиях рыночной экономики и т. д.Развитие и успешная деятельность музея в ХХI веке зависит, в первую очередь, от достижений научно-технического прогресса и возможности применить его на практике, а также от умения сотрудников музея выполнять в музейной деятельности не только поисково-охранительную и научно-просветительную функции, но и возможность привлечь и задействовать посетителей в процессе экскурсии.

Помимо вышеуказанного, руководству музея следует использовать в своей деятельности различные маркетинговые приемы. В первую очередь, необходимо определить целевую аудиторию музея, а затем уже, исходя из этого, выбирать коммуникативный подход, соответствующий этой аудитории.

К тому же существуют эффективные современные методы, которые позволяют проанализировать различные факторы музея и на основе результатов анализа добиться более успешного и эффективного функционирования в дальнейшем. Таким методом по праву можно считать SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это универсальная методика стратегического менеджмента. Она является обязательным предварительным этапом при составлении маркетинговых и стратегических планов.

Объектом SWOT-анализа может быть музейное учреждение, производственная компания, продукт или услуга и даже человек. Данная методика — это эффективный инструмент в управлении рисками и принятии управленческих решений, т. к. она помогает оценить положение организации и начать необходимую работу в конкретном направлении, учитывая слабые и сильные стороны музея.

Согласно рекомендациям, необходимо проводить SWOT-анализ минимум раз в год в период стратегического планирования и формирования бюджетов.

Таким образом, применение маркетинговых методик, в частности SWOT-анализа, поможет руководству музея определить, в каком положении находится их учреждение в данный момент времени. После этого менеджер сможет, не теряя времени, приложить усилия на то, чтобы улучшить те сферы деятельности, которые помогут достичь более высокого результата.

В заключении следует отметить, что управление музеем — это особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его особенностей, его специфики. Наиболее сложно управлять организацией в период, когда практически отсутствует государственное финансирование, особенно это касается малых, провинциальных музеев.

Для того, чтобы развивать свое музейное учреждение, менеджерам нужно постоянно отслеживать тенденции рынка, достижения научно-технического прогресса и самое главное потребности своей целевой аудитории.

Литература:

  1. Основы музееведения /Под ред. Э. А. Шулеповой, 4-е изд. М., 2015.
  2. Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев: интернет-журнал «Вестник СПБГУКИ» № 3 (32) сентябрь 2017.
  3. Современная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/
  4. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): музейное учреждение, музей, музейная деятельность, музейная сфера, научно-технический прогресс, руководство музея, система принципов, управление музеем, форма управления.


Ключевые слова

маркетинг, SWOT-анализ, менеджмент, музейное учреждение, управление музеем

Похожие статьи

Интернет-маркетинг в деятельности музейных учреждений

Статья посвящена исследованию актуальных и эффективных инструментов интернет-маркетинга в сфере культуры.

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса

Сказочный образ как визуальный атрибут в бренд-маркетинге

В статье рассмотрен бренд-маркетинг — основополагающий элемент конкурентоспособной компании. Автор анализирует визуальные атрибуты бренда и выделяет образ сказочного персонажа, как один из наиболее успешных способов взаимодействия с целевой аудиторие...

Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Коучинг как новая модель развития персонала

В статье определены понятие коучинга, отражены основные этапы внедрения коучинга в организации.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Кросс-маркетинг как элемент стратегии развития детской театральной студии

Статья посвящена вопросу применения кросс-маркетинга в работе театральной студии, включая варианты возможного применения и уже реализованные мероприятия.

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении товарного рынка

Статья посвящена вопросам маркетингового планирования и влияния маркетинговой информации на товарном рынке.

Похожие статьи

Интернет-маркетинг в деятельности музейных учреждений

Статья посвящена исследованию актуальных и эффективных инструментов интернет-маркетинга в сфере культуры.

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса

Сказочный образ как визуальный атрибут в бренд-маркетинге

В статье рассмотрен бренд-маркетинг — основополагающий элемент конкурентоспособной компании. Автор анализирует визуальные атрибуты бренда и выделяет образ сказочного персонажа, как один из наиболее успешных способов взаимодействия с целевой аудиторие...

Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Коучинг как новая модель развития персонала

В статье определены понятие коучинга, отражены основные этапы внедрения коучинга в организации.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Кросс-маркетинг как элемент стратегии развития детской театральной студии

Статья посвящена вопросу применения кросс-маркетинга в работе театральной студии, включая варианты возможного применения и уже реализованные мероприятия.

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении товарного рынка

Статья посвящена вопросам маркетингового планирования и влияния маркетинговой информации на товарном рынке.

Задать вопрос