В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» действие данного закона «распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ» [1].
Согласно п. 3 ст. 1 данного закона, «отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон» [1].
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом, в порядке установленным Федеральными законами регулирующие вопросы о несостоятельности (банкротстве). Дела о несостоятельности рассматриваются судьей единолично.
В РФ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» по отношению к физическим лицам применяется недавно. Проводя анализ мировой практики во всех экономически развитых странах романо-германской правовой семьи, работает институт несостоятельности (банкротства) граждан уже более 10–20 лет.
Введение данного института с одной стороны является благом для добросовестных граждан, но с другой стороны институт банкротства для недобросовестных граждан может грозить наступлению уголовной ответственности, а также признание должника банкротом, но без освобождения его от долгов.
В связи с недавним распространением норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на физических лиц, как в теории, так и на практике существуют проблемы, разрешение которых имеет весьма важное значение для дальнейшего развития данного института. В этой связи необходимо отметить, что проблем при банкротстве граждан существует намного больше, нежели при банкротстве юридических лиц.
Компетенция Арбитражных судов в Российской Федерации отнесена к Федеральному конституционному закону от 28.08.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Также статья 27, 38 АПК РФ определяет подведомственность и условие того, что лица могут подать заявление о признании должника банкротом по месту нахождения должника.
Из этого вытекает проблема, связанная с невозможность Арбитражным судам рассматривать дела о несостоятельности (банкротства) физических лиц из-за недостаточной судебной практики, большого количества дел и длительного судебного процесса. Проблемы также возникают и в самой судебной системе Арбитражных судов. Например, граждане, которые проживают в отдаленной местности, могут испытывать значительные неудобства в подаче заявления и прохождении процедур несостоятельности (банкротства) [7, с. 97].
Анализируя нормативно-правовые акты института банкротства в российском законодательстве, можно сказать следующее:
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» является основным нормативно-правовым актом регулирующий процедуры несостоятельности (банкротства). В данном законе закреплен порядок прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
- В ГК РФ внесены изменения, касаемо граждан, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [8, с. 32]. Гражданин может быть признан банкротом по решению Арбитражного суда. Таким образом, данное изменение позволяет четко разграничить компетенция судов в РФ. Под гражданином в РФ понимается,лицо, которое является субъектом гражданских правоотношений.
- УК РФ определяет ответственность граждан при неправомерных действиях в процедуре банкротства граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, а также за преднамеренное и фиктивное банкротство законодатель предусматривает уголовную ответственность [10, с. 17].
- Кодекс об административных правонарушениях РФ также указывает на дополнения, касающиеся, фиктивного и преднамеренного банкротства, а также неправомерных действий арбитражного управляющего и граждан при процедуре банкротства.
- АПК РФ дополнил новую статью, определяющую подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве). В АПК РФ внесена отдельная глава 28 состоящая из трех статей, предусматривающая порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).
- Законодатель в Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» дополнил норму об особенностях обращения взыскания при введении в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его банкротстве. Анализируя данную статью, необходимо заметить, что данная норма имеет специальное правило о том, что при процедуре реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества все выявленные судебные ограничений на имущество снимаются судебным приставом-исполнителем. [9, с. 76]
Из этого следует, что нормативно-правовой акт регулирует институт банкротства, в том числе граждан, и имеет системный характер и затрагивает всю законодательную базу, касающуюся банкротства.
В завершении рассмотрения последствий признания лица несостоятельным (банкротом) необходимо выделить наиболее актуальные проблемы:
1. Проблема, связанная с нормой регулирующей последствия признания гражданина банкротом. Данные последствия приводят к ограничениям развития экономики в стране и к дальнейшему ухудшению статуса лиц, прошедших процедуру банкротства;
2. Проблема, связанная с регулированием деятельности ФССП РФ. Данная проблема является актуальной для граждан, признанных банкротами потому, что судебный пристав-исполнитель при признании гражданина банкротом, не фиксирует завершение процедуры и освобождение гражданина от обязательств Арбитражным судом. Тем самым, кредиторы в таком случае, могут заново предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю.
По вышеназванным актуальным проблемам автор выделяет следующие эффективные способы разрешения проблем:
Во-первых, законодателю необходимо обратить внимание на статью, регулирующую последствия признания гражданина банкротом, а также внести более структурированную норму, регулирующую данные последствия.
Во-вторых, внести в статью ограничения последствий для добросовестных банкротов, которые могли бы заниматься экономической деятельностью. Таким образом, судья и финансовый управляющий должны во время процедуры реабилитационных процедур выявить факт добросовестного гражданина.
В-третьих, внести в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» статью, регулирующую обязанность судебных приставов-исполнителей фиксировать процедуру банкротства.
На основании изложенного можно прийти к выводу о том, что данные ограничения в отношении граждан признанных несостоятельными (банкротами) являются очень серьезными и длительными по срокам их действия сравнительно с прежним законодательством.
Таким образом, концептуальное исследование правового регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве физических лиц, позволяет выделить то, что институт носит реабилитационный характер и направлен на единый самостоятельный процесс признания гражданина банкротом.
Литература:
- Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 43. — 2002. — Ст. 4190.
- Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ: в ред. от 15 февраля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 18. — 1995. — Ст. 1589.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 95-ФЗ: в ред. от 28 декабря 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 30. — 2002. — Ст. 3002.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 29 декабря 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –№ 32. — 1994. — Ст. 3301.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ: в ред. от 23 апреля 2018 г. // Собрание законодательства РФ. — № 1(ч. 1). — 2002. — ст. 1.
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 № 229-ФЗ: ред. от 23 апреля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 30. — 2007. — Ст. 4849.
- Фролов И. В. Банкротство гражданина: проблемы введения и модели правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 2. — С. 95–102.
- Харитонов, Г. А. Проблемные вопросы процедур банкротства физических лиц // Арбитражный управляющий. — 2016. — № 3. — С. 28–37.
- Алексеев А. А. Проблемы и особенности введения института несостоятельности (банкротства) физических лиц в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2016. — № 4. — С. 76.
- Вишневский П. Н. Новые правила о банкротстве граждан: краткое руководство // Реформы и право. — 2016. № — 1. — С. 14–19