Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 28.03.2019

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Будняцкий, В. М. Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках / В. М. Будняцкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57570/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматриваются проблемы квалификации специалистов в области государственных и муниципальных закупок, а также варианты совершенствования квалификации специалистов.

Ключевые слова: контрактные отношения, государственная закупка, оптимизация, улучшение, квалификация.

The article discusses the system of formation of contractual relationships in government and municipal orders, regulated by Federal Law No. 44-FZ. Analyzes the problems arising in the implementation of orders in the Russian Federation. Considered problems of qualification of specialists in the field of government and municipal orders, as well as options for improving the qualification of specialists.

Keywords: contractual relationships, government order, optimization, improvement, qualification.

Наличие качественной системы осуществления государственных закупок является одним из важнейших факторов экономической стабильности страны. В современных реалиях экономики большой объем государственного заказа влечет за собой увеличение бюджетных расходов. В наше время осуществление государственных и муниципальных заказов реализуется на основе контрактной системы взаимоотношений. В связи с этим, необходим высококвалифицированный и качественный подход к формированию системы контрактных отношений.

В 2013 году на смену существовавшему 94-ФЗ был принят действующий на сегодняшний момент Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1] (далее — 44-ФЗ). Издан вышеупомянутый закон для регулирования контрактных отношений в области государственных закупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система (далее — Система) в сфере закупок, согласно 44-ФЗ, является «совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» [1]. Однако, фактически не существует единой формы и структуры контрактной системы. Отсюда следует, что Систему можно рассматривать как инструмент регулирования контрактных отношений, предназначенный для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок.

Основой Системы является принцип взаимодействия заказчика в лице Российской Федерации, и подрядчика в лице исполнителя. Система инициирует конкурентную среду между потенциальными подрядчиками посредством государственного бюджета, выделенного на определенные государственные или муниципальные нужды. Немаловажным фактором для формирования качественного института контрактных отношений является введение норм о контрактной службе и контрактном управляющем, установление конкурентных методов выбора поставщика, введение ЕИС (единой информационной системы в сфере закупок). Все эти, и многие другие факторы учтены в 44-ФЗ. Отсюда можно сделать вывод, что 44-ФЗ регулирует форму контрактных отношений, начиная от начала планирования закупок, до заключения и выполнения заключенных договорных обязательств.

Однако, несмотря на положительную динамику при применении и совершенствовании 44-ФЗ в государственных и муниципальных закупках, остается множество сложностей, возникающих как с одной, так и с другой стороны контрактных взаимоотношений.

Одним из важнейших моментов при формированиb закупок является наличие квалифицированных специалистов, привлекаемых к процессу [3]. Согласно ст. 9 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок». Фактически, заказчику для организации процесса закупок, необходимо определить круг лиц, имеющих профессиональный навык в сфере закупок (либо создать контрактную службу и определить контрактных управляющих), сформировать рабочие группы или комиссии. В случае если необходимых специалистов нет в штате, привлечь профильную организацию. Также согласно 44-ФЗ, работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее либо высшее профессиональное образование в сфере закупок, либо профессиональное образование в любой сфере и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок [2].

Безусловно, для эффективной работы заказчика необходимо большое число квалифицированных профессионально подготовленных специалистов. При этом, требования к опыту работы лица, претендующего на должность контрактного управляющего не являются обязательными, тем более что Закон N 44-ФЗ таких норм не содержит [3]. Также законом не регламентированы существенные требования к образовательным учреждениям, предоставляющим обучение и курсы повышения квалификации. Отсутствует регламент учебных программ и требования к преподавательскому составу. Как следствие, появляется большое количество учебных организаций, предоставляющих в кратчайшие сроки документы о повышении квалификации. Отсюда можно сделать вывод, что наличие прохождения обучения не может гарантировать получения на выходе квалифицированного специалиста.

Создание профессионального стандарта требований к навыкам и квалификации контрактных служащих могло бы стать серьезным шагом к улучшению ситуации. Необходим также и национальный реестр специалистов в области контрактного управления, который будет включать в себя перечень аттестованных руководителей и ведущих специалистов. Квалификация и опыт этих специалистов должны быть подтверждены на официальном уровне методом аттестации.

Также нельзя оставлять без внимания и образовательные учреждения, способные подготовить специалистов необходимого уровня. Для них также необходим алгоритм прохождения государственной аккредитации и соответствующий реестр.

Частой причиной некачественного предоставления товаров и услуг при осуществлении закупок является некорректно составленное техническое задание. Возникает данная проблема зачастую из-за того, что сотрудники, занимающиеся закупкой, не всегда могут в полной мере учесть все технические нюансы. Данная проблема может быть решена при помощи создания технических советов или рабочих групп для уточнения формулировок. Другим менее действенным вариантом решения может быть создание типового проекта технического задания.

Подводя итог, можно сделать вывод, что вектор совершенствования регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках направлен в правильную сторону. Однако, внесение поправок, а главное, дополнений на основе практики в процессе развития контрактной системы отношений в части повышения квалификации привлеченных специалистов будет способствовать становлению более эффективной системы в сфере закупок.

Литература:

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  2. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин [и др.]; отв. ред. А. А. Храмкин. — 10-е издание, дополненное. — М.: ИД «Юриспруденция», 2015. — 574 с.
  3. Лескина Э. И. К вопросу о трудоправовом статусе контрактного управляющего в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Юрист. № 2/2018
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, Контрактная система, контрактная служба, отношение, Российская Федерация, специалист, закупка, нужда, осуществление закупок.


Похожие статьи

Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок

В данной статье рассмотрены основные проблемные вопросы, касающихся договорных отношений в сфере государственных закупок. Также выявлены первопричины складывающихся проблем. Определены трудности со стороны государственного заказчика и поставщика при ...

Электронный аукцион как основная площадка для заключения государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства

Закупочная деятельность в сфере строительства является широкой областью, которая применяется в практике предприятий различных форм собственности. В настоящей статье рассматриваются основные правовые аспекты осуществления электронного аукциона для зак...

Противодействие коррупции в сфере государственных закупок

В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всесторон...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Сравнительный анализ особенностей аттестации на государственной и муниципальной службе

В статье представлен результат сравнительного анализа правовых механизмов аттестации государственных и муниципальных служащих. Отмечен проблемный характер регулирования норм об аттестации, которые имеются в системе госслужбы и не отражены в правовых ...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, обусловленные несовершенством законодательства. В результате анализа изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе ...

Основные проблемы в области правового регулирования государственных закупок, возможные пути их решения

В данной статье показаны нововведения в области госзакупок, актуальные вытекающие из них проблемы в области государственного заказа, предложения и пути их возможных решений.

Виды антиконкурентных соглашений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В данной работе проводится анализ совершаемых при проведении государственных и муниципальных закупок антиконкурентных соглашений, рассмотрение которых является частью контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов. Также в статье приведен ...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Похожие статьи

Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок

В данной статье рассмотрены основные проблемные вопросы, касающихся договорных отношений в сфере государственных закупок. Также выявлены первопричины складывающихся проблем. Определены трудности со стороны государственного заказчика и поставщика при ...

Электронный аукцион как основная площадка для заключения государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства

Закупочная деятельность в сфере строительства является широкой областью, которая применяется в практике предприятий различных форм собственности. В настоящей статье рассматриваются основные правовые аспекты осуществления электронного аукциона для зак...

Противодействие коррупции в сфере государственных закупок

В настоящей статье дается общая характеристика действующего законодательства РФ в рамках, которого рассматривается понятие государственных закупок, в том числе и противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Предпринята попытка всесторон...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Сравнительный анализ особенностей аттестации на государственной и муниципальной службе

В статье представлен результат сравнительного анализа правовых механизмов аттестации государственных и муниципальных служащих. Отмечен проблемный характер регулирования норм об аттестации, которые имеются в системе госслужбы и не отражены в правовых ...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, обусловленные несовершенством законодательства. В результате анализа изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе ...

Основные проблемы в области правового регулирования государственных закупок, возможные пути их решения

В данной статье показаны нововведения в области госзакупок, актуальные вытекающие из них проблемы в области государственного заказа, предложения и пути их возможных решений.

Виды антиконкурентных соглашений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В данной работе проводится анализ совершаемых при проведении государственных и муниципальных закупок антиконкурентных соглашений, рассмотрение которых является частью контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов. Также в статье приведен ...

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Задать вопрос