Российская Федерация занимает лидирующее место в мире по территории. Такой площадью необходимо рационально управлять. В Российской Федерации (далее РФ) признаются несколько форм собственности на землю, которые защищаются равным образом. У частной собственности особый статус, который оговорен в Конституции РФ. Согласно данному закону никто не может быть лишен своего имущества [1]. Однако существует такое понятие как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Практическая потребность в таких мерах постоянно возрастает в первую очередь из-за необходимости в короткие сроки развивать инженерную, транспортную, социальную инфраструктуру страны. Но не стоит забывать, что данная процедура является законной только при соблюдении правильности ее проведения.
В настоящее время широко и подробно изучена тема права собственности, но теоретические и прикладные аспекты, связанные с процедурой изъятия земельных участков в пользу общества и государства, а также факторы, влияющие на принятие решения об изъятии земельного участка из частной собственности, затронуты поверхностно.
Изъятие земельного участка — это прекращение в установленном порядке права собственности, пользования, владения или аренды, так как «земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» 2.
В связи с этим неизбежно возникают проблемы с проведением изъятия земельных участков для государственных нужд, что препятствует социальному и экономическому развитию страны. Зачастую проблемы в данной области решаются посредством накопления практического опыта. Для упрощения проведения изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предложена классификация факторов, которые влекут за собой запрет или ограничение проведения процедуры.
В соответствии с положениями статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, представленных на рис. 1 3.
Рис. 1. Варианты изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Получается, что основанием для изъятия таких объектов (перечисленных в схеме 1) является отсутствие иных вариантов возможного размещения. При этом также следует учитывать характер, функциональную направленность и размер объекта, для которого производится изъятие земельного участка, наличие свободного земельного фонда, категорию земель, из которых производится изъятие, кадастровую оценку участка, местоположение и другие обстоятельства 4.
Однако, одним из принципов земельного законодательства РФ, прописанных в статье 1 Земельного кодекса РФ, является запрет или ограничение изъятия земель для иных целей. Следовательно, для ускорения и упрощения процедуры, а также принятия положительного результата органами, уполномоченными на это действие, необходимо знать какие земли не подлежат изъятию или ограничиваются в изменении целевого назначения. Запрет или ограничения изъятия земель накладываются на ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий, а также на земли, занятые защитными лесами (см. рис. 2).
Рис. 2. Земли, на которые накладывается запрет или ограничение в изъятии
Таким образом при планировании проекта строительства какого-либо объекта необходимо затрагивать земли, на которые не накладывается запрет или ограничение в изъятии для упрощения проведения данной процедуры.
Проанализировав Земельный кодекс РФ, было выявлено следующее целевое назначение земель и сформирована таблица 1, позволяющая в короткие сроки определить возможность проведения процедуры изъятия.
В ходе рассмотрения земельного законодательства и правовых основ, регулирующих порядок изъятия земельных участков, были сформулированы факторы, влекущие запрет или ограничение проведение изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Таким образом на возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд влияют:
− категория земель (ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий, земли, занятые защитными лесами);
− целевое назначение земель (см. табл. 1).
Таблица 1
Ограничения по проведению процедуры изъятия земель, противоречащих их целевому назначению
Земельный кодекс РФ |
Статья 79 (п.п. 4) |
Ценные земли сельскохозяйственного назначения |
Использование земель для иных целей не допускается |
|
Статья 95 (п.п. 7.1, 7.2, 7.3, 7.4) |
Земли особо охраняемых природных территорий |
На таких землях запрещается: |
|
|
|
||||
|
||||
|
||||
Статья 96 (п.п. 3) |
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов |
Земельные участки не изымаются и не выкупаются |
|
|
Статья 97 (1.3, 1.5, 4) |
Земли природоохранного назначения |
Земельные участки не изымаются и не выкупаются |
1.3. Земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); 1.5. Иные земли, выполняющие природоохранные функции; |
|
Земельный кодекс РФ |
Статья 99 (п.п. 1, 2, 3) |
Земли историко-культурного назначения |
Не допускается изменение целевого назначения земель; Изъятие земель для целей строительства; |
1.1. Объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 1.2. Достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 1.3. Военных и гражданских захоронений; |
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // «Российская газета», N 172, 08.08.2018.
- Земельный кодекс Российской Федерации «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № № 136―ФЗ // Российская газета.
- Семенщиков А. А. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи. (Практическое пособие для разработки землеустроительной и кадастровой документации). В 2-х томах. Т.1. 5-е изд., переработ. И доп. — М.: Юни-пресс, 2015. — 636 с.