Опыт создания бесконфликтной среды общения воспитанников через формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатель» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рязанов, С. В. Опыт создания бесконфликтной среды общения воспитанников через формирование отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатель» / С. В. Рязанов, Т. И. Шишкина, Ф. С. Ахмедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57658/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: модель формирования отношений сотрудничества, аксиологический подход, системный подход, эмпатия, социально-значимая ценность.

В последние несколько десятилетий в научной литературе все чаще поднимается вопрос об условиях воспитания подрастающего поколения. Среди таких условий можно назвать как одно из важнейших взаимодействие педагогов и обучающихся.

Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как выстраиваются отношения между педагогами, учащимися и их родителями.

В основе сотрудничества — единство ценностей, стремлений, взглядов выработанные совместно общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что она изучалась с позиций и подходов педагогики, социальной психологии и социальной педагогики, философии и социологии.

Несмотря на то, что проблеме формирования отношений сотрудничества в научной педагогической и психологической литературе уделяется достаточное внимание, существует дефицит исследований, которые изучают этот процесс в специальных образовательных учреждениях, в суворовских училищах, обучение и воспитание в которых имеет ряд особенностей.

Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:

– необходимостью формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатели» и существующей системой теоретико-методологических и технологических основ, которые не позволяют её удовлетворить;

– большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к сотрудничеству с обучающимися и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров для военных училищ.

Противоречия определили проблему исследования: имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатель».

С целью разрешения проблемы была разработана и проверена экспериментальным путем модель формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель в суворовском военном училище, имеющая четыре основных блока — организационно-целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, критериально-оценочный, содержание которых определяется планируемым результатом — повышением качества отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей и схематично представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель педагогической деятельности в суворовском училище по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатели»

Основные подходы, на которых базируется модель системы, аксиологический, так как сотрудничество должно восприниматься как социально значимая ценность, и системный подход, характеризующий рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Эффективность разработанной модели проверялась опытно-экспериментальным путем. Исследование проводилось в течение 2016–2017 гг.

Для изучения эффективности модели системы, составленной нами, были выделены следующие показатели и определены методики, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ииспользуемые для их изучения методики

Показатели

Методики

1.

Знания педагогов о педагогике сотрудничества

Анкета

2.

Уровень эмпатии

Тест — опросник «Оценка уровня эмпатии» И. М. Юсупова

3.

Мотивационная готовность педагогов к сотрудничеству

Тест «Анализ мотивации деятельности педагогов».

4

Стрессоустойчивость и социальная адаптация

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:

– увеличилось число педагогов с высоким уровнем эмпатии, что составило 20 % от общего числа респондентов, снизилось число педагогов с низким уровнем до 0, на 10 % стало меньше педагогов со средним уровнем;

– низкая степень сопротивляемости стрессу выявлена теперь только у 3 % респондентов, пороговая (средняя) степень у 47 % педагогов, высокая — у 47 % педагогов;

– поднялись ранги (с 5 позиции на 2) таких важных мотивов, как желание проявить творчество в работе, построение отношений сотрудничества с обучающимися.

Результаты проведенного практического исследования могут быть использованы педагогами и воспитателями при работе с воспитанниками закрытых довузовских военных образовательных учреждений (СВУ).

Литература:

  1. Азаров Ю. Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Н. Азаров. — М.: Просвещение, 2007.
  2. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. — М., 1984.
  3. Голованова И. И. Педагогика сотрудничества / И.И Голованова, О.И Донецкая. — Казань, 2014.
  4. Голованова И. И. Педагогика сотрудничества, курс лекций / И. И. Голованова, О. И. Донецкая. — Казань, 2014.
  5. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012.
  6. Ильин Г. Л. Проблемы педагогики сотрудничества // Управление ДОУ. — 2006. — № 3. — С. 38–42.
  7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.
  8. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк,
  9. Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. — М.: Педагогика, 1988.
  10. Селевко Г. К. Педагогика сотрудничества / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 126 с.
  11. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград, 1994.
  12. Сластенин В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. — М., 1997.
  13. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. — Минск: Народная газета, 2009.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 7 июня 2012 года № 24480 с изменениями на 29 июня 2017.
  15. Юфанова М. А. Специфика воспитательного процесса в суворовском училище [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/25/
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, модель формирования отношений сотрудничества, обучающийся, педагог, система, системный подход, формирование отношений сотрудничества, число педагогов.


Ключевые слова

эмпатия, системный подход, аксиологический подход, модель формирования отношений сотрудничества, социально-значимая ценность

Похожие статьи

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Семья как социальный институт приобщения детей к культурно-национальным ценностям

Статья посвящена краткому обзору возможностей этнопедагогических традиций в контексте использования их в процессе семейного воспитания.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль семейного воспитания в развитии конгруэнтности личности

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических целе...

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Похожие статьи

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Семья как социальный институт приобщения детей к культурно-национальным ценностям

Статья посвящена краткому обзору возможностей этнопедагогических традиций в контексте использования их в процессе семейного воспитания.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль семейного воспитания в развитии конгруэнтности личности

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических целе...

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Задать вопрос