Ключевые слова: модель формирования отношений сотрудничества, аксиологический подход, системный подход, эмпатия, социально-значимая ценность.
В последние несколько десятилетий в научной литературе все чаще поднимается вопрос об условиях воспитания подрастающего поколения. Среди таких условий можно назвать как одно из важнейших взаимодействие педагогов и обучающихся.
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как выстраиваются отношения между педагогами, учащимися и их родителями.
В основе сотрудничества — единство ценностей, стремлений, взглядов выработанные совместно общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что она изучалась с позиций и подходов педагогики, социальной психологии и социальной педагогики, философии и социологии.
Несмотря на то, что проблеме формирования отношений сотрудничества в научной педагогической и психологической литературе уделяется достаточное внимание, существует дефицит исследований, которые изучают этот процесс в специальных образовательных учреждениях, в суворовских училищах, обучение и воспитание в которых имеет ряд особенностей.
Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:
– необходимостью формирования отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатели» и существующей системой теоретико-методологических и технологических основ, которые не позволяют её удовлетворить;
– большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к сотрудничеству с обучающимися и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров для военных училищ.
Противоречия определили проблему исследования: имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатель».
С целью разрешения проблемы была разработана и проверена экспериментальным путем модель формирования отношений сотрудничества в системе обучающиеся-воспитатель в суворовском военном училище, имеющая четыре основных блока — организационно-целевой, организационно-управленческий, содержательно-технологический, критериально-оценочный, содержание которых определяется планируемым результатом — повышением качества отношений сотрудничества обучающихся и воспитателей и схематично представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель педагогической деятельности в суворовском училище по формированию отношений сотрудничества в системе «обучающиеся — воспитатели»
Основные подходы, на которых базируется модель системы, аксиологический, так как сотрудничество должно восприниматься как социально значимая ценность, и системный подход, характеризующий рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Эффективность разработанной модели проверялась опытно-экспериментальным путем. Исследование проводилось в течение 2016–2017 гг.
Для изучения эффективности модели системы, составленной нами, были выделены следующие показатели и определены методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели ииспользуемые для их изучения методики
№№ |
Показатели |
Методики |
1. |
Знания педагогов о педагогике сотрудничества |
Анкета |
2. |
Уровень эмпатии |
Тест — опросник «Оценка уровня эмпатии» И. М. Юсупова |
3. |
Мотивационная готовность педагогов к сотрудничеству |
Тест «Анализ мотивации деятельности педагогов». |
4 |
Стрессоустойчивость и социальная адаптация |
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге: |
Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
– увеличилось число педагогов с высоким уровнем эмпатии, что составило 20 % от общего числа респондентов, снизилось число педагогов с низким уровнем до 0, на 10 % стало меньше педагогов со средним уровнем;
– низкая степень сопротивляемости стрессу выявлена теперь только у 3 % респондентов, пороговая (средняя) степень у 47 % педагогов, высокая — у 47 % педагогов;
– поднялись ранги (с 5 позиции на 2) таких важных мотивов, как желание проявить творчество в работе, построение отношений сотрудничества с обучающимися.
Результаты проведенного практического исследования могут быть использованы педагогами и воспитателями при работе с воспитанниками закрытых довузовских военных образовательных учреждений (СВУ).
Литература:
- Азаров Ю. Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Н. Азаров. — М.: Просвещение, 2007.
- Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. — М., 1984.
- Голованова И. И. Педагогика сотрудничества / И.И Голованова, О.И Донецкая. — Казань, 2014.
- Голованова И. И. Педагогика сотрудничества, курс лекций / И. И. Голованова, О. И. Донецкая. — Казань, 2014.
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012.
- Ильин Г. Л. Проблемы педагогики сотрудничества // Управление ДОУ. — 2006. — № 3. — С. 38–42.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.
- Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк,
- Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. — М.: Педагогика, 1988.
- Селевко Г. К. Педагогика сотрудничества / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 126 с.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград, 1994.
- Сластенин В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. — М., 1997.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. — Минск: Народная газета, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 7 июня 2012 года № 24480 с изменениями на 29 июня 2017.
- Юфанова М. А. Специфика воспитательного процесса в суворовском училище [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/25/