Ни для кого не секрет, что современные информационные технологии вытесняют рутинный труд. С каждым годом все больше профессий переходят от людей к роботам. К 2025 году 45 процентов всех производственных задач будут выполнять роботы, прогнозируют в Bank of America. Оценка Boston Consulting Group скромнее — 26, а сейчас, по данным аналитиков, с помощью роботов решается 8 процентов задач. Лидеры роботизированного производства — Южная Корея, Япония, Китай, США. Но и в других странах уже сейчас целые профессии заменены машинами [1].
Современные роботы — это скорее про алгоритмы, а не про машины. Когда машины пришли на производство, механизмы, которые роботами не назовешь, взяли на себя работу, требующую больших физических сил. Сегодня использование конвейерного производства невозможно представить без машин. На очереди интеллектуальная работа, для автоматизации которой разрабатываются современные алгоритмы. Основным направлением применения здесь как раз и являются рутинные операции, когда от однотипных действий человек устает, в то время как робот остается всегда стабильным. В то же время, приход роботов на рабочие места, которые традиционно были закреплены за человеком, не означает, что люди останутся без работы. С внедрением роботов и вообще современных технологий в производство на смену одним рабочим местам приходят другие. И главная задача специалистов здесь — уметь адаптироваться к требованиям прогресса.
Сегодняшние выпускники вузов выросли в век развития интернета и использования машинного обучения. Технологии развиваются очень быстрыми темпами, что приводит к устареванию знаний. Молодые специалисты задаются вопросом, как оставаться востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Рассмотрим несколько способов сохранить свои конкурентные преимущества, независимо от специальности.
- Самообразование и повышение квалификации
Все прогрессивные работодатели, особенно в сфере IT, уже давно отмечают, что наличие диплома о высшем образовании совсем не означает высокий уровень профессиональной компетентности. В условиях постоянно меняющегося мира на первое место выходит не уровень знаний сам по себе, а готовность постоянно этот уровень повышать [2]. В настоящее время существует множество открытых источников, где можно подчерпнуть новую информацию: это онлайн университеты, курсы, уроки на YouTube. Работодатели гораздо охотнее приглашают на работу выпускников, которые помимо диплома имеют еще различные сертификаты, что уже подтверждает готовность не стоять на месте и постоянно повышать свою квалификацию. Также следует отметить, что сегодня IT технологии проникли во все сферы жизни человека и активно развиваются. Чтобы стать прогрессивным специалистом в любой отрасли, сегодня уже недостаточно просто иметь профессиональные знания. Также необходимо владеть основными понятиями цифровизации и понимать перспективы ее дальнейшего внедрения в конкретной области.
- Коммуникативные навыки
Современные специалисты практически разучились рассказывать [3]. Все больше доклады и презентации сводятся к показу слайдов и перечислению сухих фактов. Если же вместо простого перечисления использовать литературные приемы, то рассказ приобретает совсем другой окрас, позволяет вызвать ответную реакцию окружающих и мотивировать их к выполнению тех или иных действий. Способность писать красивые тексты и интересно их представлять будет оставаться востребованной всегда, поскольку это достаточно сложно поддается автоматизации. При этом следует отметить, что коммуникации всегда складываются вокруг определенной темы. Если специалист обладает широкими знаниями в своей предметной области, он уже обладает преимуществом и стартовой площадкой для того, чтобы оставаться востребованным. Конечно, при условии постоянного наращивания своего багажа знаний.
- Знание контекста.
Автоматизированные системы, как правило, не достаточно хорошо распознают контекст. Одно и то же решение в разных условиях может привести к диаметрально противоположным результатам. Чтобы заставить компьютерные системы «поумнеть» нужны креативные инновации. Следовательно, хорошее понимание ситуации, знание взаимосвязей бизнес-процессов организации, особенностей истории и принципов руководства компанией, значительно повышают конкурентные преимущества специалиста.
- Грамотность и скрупулезность
Развитие компьютерных сетей способствует росту числа электронных коммуникаций. Часто для первого знакомства с потенциальным сотрудником выбирают удаленные способы: собеседование по скайпу, общение по электронной почте и в мессенджерах. По характеру и манере общения складывается первое впечатление. Безусловно, отсутствие слов-паразитов, общая грамотность письма и начитанность, будут выделять соискателя среди остальных. Полезным также будет знание основ ведения деловой переписки. В процессе выполнения задач желательно руководствоваться принципом «Do your best» («Делай все, на что способен»). Всегда важно полностью осознавать требования к конечному результату, не боятся проявлять инициативу и выполнять задания в максимальной долей ответственности.
- Владение иностранными языками
Востребованный специалист сегодня — это не только опыт и знания, но и возможность общения с людьми из разных стран. Владение несколькими иностранными языками автоматически расширяет горизонты получения информации и поиска работы. Чем больше языков знает специалист, тем более конкурентоспособным он будет.
- Креативное мышление
Креативное мышление способствует нахождению оригинальных идей и решений. Особенно это актуально для онлайн-профессий. Уникальность текстов в сети играет важную роль. Способность мыслить нестандартно, преподносить материал оригинально и свежо, является залогом успешной карьеры и может выделить специалиста среди других.
- Системность
Системное мышление сегодня — это залог эффективного распределения рабочего времени. Конкурентоспособный специалист всегда четко понимает, что нужно достичь в результате работы и знает шаги, которые необходимо для этого сделать. Важно уметь составлять расписание, планировать свою деятельность, тем более что сейчас существует множество полезных приложений для этого.
- Связи
В 1973 г. Марк Грановеттер и Гаррисон Уайт опубликовали научную работу, в которой описывалось сильное влияние слабых связей. У каждого человека есть сильные связи: семья, друзья, коллеги. Однако, в построении карьеры и инициации изменений большую роль играют слабые связи. Наличие большого числа слабых связей позволяет специалисту быть более мобильным и вариативным. Коммуникабельность может рассматриваться как залог более успешного решения возникающих задач. С развитием социальных сетей расширять круг общения стало проще, что позволяет увеличивать количество слабых связей. Коммуникабельные, общительные люди, как правило, оказываются более успешным и востребованными специалистами.
- Эмоции
Компьютеры не умеют распознавать эмоции [4]. Они не могут чувствовать общую атмосферу в компании или настроение участников совещания. Однако, процесс принятия решения всегда связан с эмоциями. Руководителю, который несет ответственность за последствия своего решения, необходимо уметь распознавать эмоции и воздействовать на людей с помощью эмоций. Специалисты, умеющие воздействовать на эмоциональное состояние людей и повышать их мотивацию, всегда будут более предпочтительны.
Цифровизация приводит к отмиранию любых посреднических функций. Сегодня в любой отрасли ценность большинства специалистов связана с их цифровой грамотностью. Специалист нового поколения должен знать различные языки программирования, уметь строить 3D-модели, составлять технологические карты.
Таким образом, основным критерием успешной карьеры в современном мире является динамика, высокий уровень самоорганизации и готовность все время узнавать что-то новое. Необходимо осознать свои конкурентные преимущества и развивать их. Не существует универсальных рецептов успеха, поскольку успех — это максимальное использование возможностей, которые у каждого свои. [1]
Литература:
- В каких профессиях уже завтра роботы заменят людей/. URL: https://rg.ru/2017/09/20/v-kakih-professiiah-roboty-zameniat-liudej.html. (дата обращения: 27.03.2019)
- Козлов С. Как стать востребованным специалистом? URL: https://tengrinews.kz/opinion/647/ (дата обращения: 27.03.2019)
- Гатстейн А., Свиокла Дж. Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации. URL: https://www.vedomosti.ru/management/
- articles/2018/11/09/786032-nezamenimih-avtomatizatsii (дата обращения: 28.03.2019)
- Семь навыков, которые нужно развить, если вы хотите быть востребованным в любой сфере. URL: https://staff-online.ru/7-navykov-kotorye-nuzhno-razvit-esli-vi-hotite-byt-vostrebovannym-v-luboy-sfere/ (дата обращения: 28.03.2019)