В статье рассмотрено соотношение понятий предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов публичной власти, проведенный анализ отразил необходимость корректировки законодательных актов.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, функции органов власти, соотношение предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов власти.
В Конституции РФ понятие «услуга» в контексте экономической сферы определяется в качестве вида материальной деятельности (ч. ч. 1 и 2 ст. 8, ч. 1 ст. 74).
Определение термина «услуга» также содержится в «ГОСТ Р 50646–2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1612-ст)– это «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя».
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- № 210-ФЗ) государственные и муниципальные услуги (далее- услуги) определяются как деятельность по реализации функций органов, их предоставляющих.
Таким образом, анализ законодательства обнаруживает отсутствие единства понятийного аппарата относительного термина «услуга».
И. П. Давыдова отмечает, что ситуация, при которой нет единообразного законодательного подхода к дефиниции услуги, является фактором регулирования рассматриваемых отношений исходя из практики правоприменения, что, безусловно, имеет негативные последствия [3, с. 26].
Возвращаясь к определению услуги, закрепленному № 210-ФЗ, можно сделать вывод, что функции органов публичной власти выступают содержанием, а предоставление услуг- формой.
М. С. Игнатова соотносит эти понятия как родовое (государственная функция) и видовое (государственная услуга) [4, с. 99].
Необходимо отметить, что законодательно закрепленная дефиниция государственной и муниципальной услуги вызывает большую дискуссию в научном сообществе.
В. В. Федотов указывает, что дефиниция, закрепленная в ст. 2 № 210-ФЗ «не вполне точно отражает суть отношений государства и граждан. Можно предположить, что понятие «государственная услуга» было введено в правовой оборот для того, чтобы подчеркнуть новый, социально ориентированный вектор развития России» [7, с. 1161].
Вместе с тем основной вектор научного исследования рассматриваемых правоотношений сфокусирован относительно принципиального различия правовой природы предоставления услуг и функций органов публичной власти.
И. Н. Барциц полагает необходимым разграничение понятий государственной услуги и государственной функции [1].
Н. А. Кандрина также отмечает, что «правовая природа государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, не идентична правовой природе функций, реализуемых ими» [5, с. 37].
При этом дефиниции функции органа публичной власти действующее законодательство не содержит, что и является причиной отсутствия однообразного подхода.
Вместе с тем Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», классифицируя функции органов исполнительной власти, среди прочих выделяет функции по оказанию государственных услуг. Отмечается, что под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в областях, установленных федеральными законами.
Логинова А. С., Шубина Е. А. полагают- указанное демонстрирует, что оказание государственных услуг выступает одной из государственных функций, «что позволяет исключить смешение данных понятий» [6, с. 138].
Таким образом, проведенный анализ рассмотренных понятий- государственных и муниципальных услуг и государственных функций наглядно продемонстрировал неоднозначный подход исследователей. С одной стороны, встречаются мнения о соотношении этих понятий как части и целого, с другой стороны, отмечается на различие правовой природы рассматриваемых понятий.
Можно сделать однозначный вывод, что отсутствие четкой дефиниции государственной функции влечет неопределенность разграничение рассматриваемых понятий. Указанное демонстрирует необходимость корректировки законодательства. В данной связи полагаем целесообразным внести изменения в статью 2 № 210-ФЗ, дополнив дефиницией функции органа публичной власти.
Литература:
- Барциц И. Н. Понятие «публичная услуга» в контексте Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и вне его / И. Н. Барциц // Государство и право. —2013. — № 10. — С. 40–51.
- Давыдова, И. П. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий / И. П. Давыдова // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 9. — С. 25–27.
- Игнатова М. С. О содержании понятий «государственная услуга» и «государственная функция» в деятельности органов исполнительной власти / М. С. Игнатова // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. — № 1. — С. 99.
- Кандрина, Н. А. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг: понятие, классификация / Н. А. Кандрина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 10. С. 35–39.
- Логинова А. С., Шубина Е. А. Предоставление электронных государственных услуг в Российской Федерации: проблемы и пути их решения/ А. С. Логинова, Е. А. Шубина // Российский юридический журнал. — 2018. — № 4. — С. 137–144.
- Федотов, В. В. Проблемы разграничения государственных услуг и государственных функций в России на современном этапе / В. В. Федотов // Административное и муниципальное право. —2015. — № 11. — С. 1157–1163.