Педагогические традиции Древней Руси и всего Русского государства прежде всего сформировались в контексте историко-культурного развития восточнославянских народов. В определенный период исторического времени приоритетными факторами образования являлись семья, церковь, школа, государство, соответственно определялись они по-разному.
За время существования государства Киевская Русь и русские феодальные княжества (X-XIII вв.), главными в образовании и воспитании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии. В сравнении со средневековой Западной Европой выделяются такие особенности:
− присутствие ветхозаветного идеала воспитания, где почитались строгость, уважение отца, матери, обязательное послушание взрослым;
− постижение таких истин как нравственность и религиозность в образно-поэтической форме осуществляемые через такие понятия как наставления, поучения, соответственно на славянском языке;
− сохранение традиций семейного народного воспитания при обязательной тенденции государственного контроля, о чём говорят статьи знаменитой «Русской правды» (1016 г.).
Главной целью образования, кроме сбережения здоровья и безопасного развития, и обучения ребенка, являлось приучение к сельскохозяйственному труду. Это центральный предмет древнейшей «науки», «обучения» — того, что соответственно в славянских странах называлось обучением и наставлением. В процессе классового расслоения общества наблюдалось неравномерное обучение детей различных социальных слоев. Так, говорится в летописи Х века, в княжеских домах появлялись специальные лица для воспитания и обучения детей, включая военное искусство [4, с. 142].
Важнейшей основой образования в России была христианская вера. Она же сообщала о религиозном и церковном направлении русской жизни. Религиозный дух преобладает в произведениях, естественно духовного содержания, соответственно во взглядах наставников и государственных людей.
Летописи свидетельствуют, что Владимир наравне с апостолами стал строить Церкви в городах, привозил священников, а также призывал людей к Крещению, велел отбирать детей у знатных граждан и обучать их «учению книг». О Ярославе Мудром летопись рассказывает, что при нем начинаются монастыри со школами, о его любви к книгам, как он старательно их читал и способствовал распространению их переписке, покровительствовал учению книг.
Первые русские школы видели две цели: подготовить компетентных служителей церкви и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси данные школы обучали не только детей духовных лиц, но и вообще любых чинов, племенники; вместе с детьми могли обучаться и взрослые тоже. Призвание, способности и успехи во время обучения каждого ученика автоматически обеспечивали его дальнейшую карьеру.
Сами монастыри, в которых устраивались школы, в Древней Руси совсем не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не ограничивали своей педагогической деятельностью тесным кругом специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Летописи помогли донести имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения девушек ремеслам, пению, рукоделиям, чтению книг. К таким личностям принадлежат, к примеру: инокиня Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие. Вместе с тем, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счёт сироты, и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Так, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Духовенство имело в народе высокий нравственный авторитет.
Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же ее учителя были, по происхождению являлись греками. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, а также городах юго-западной и северо-западной Руси.
Дисциплина в древнерусской школе в период, предшествующий схоластике, была благоразумной и мирной. Наиболее распространены из учебных предметов были псалтырь, церковное пение и письмо, они привлекали особое внимание педагогов. Псалтырь в старину являлся первым справочником для любого грамотного человека, князя, простолюдина. Книга, наполненная религиозным вдохновением и поэзией, имела в старину у нас, как и на Западе глубокое воспитательное значение. Пение в старину использовалось не только в церкви, но и на собраниях, на княжеских и боярских праздниках, а еще служило для удовлетворения жизненных, социальных потребностей, которые присущи всем людям. Поэтому, школа была внимательна к данной потребности.
Письмо составляло единственное в то время средство для распространения книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений. Письму, обязательно обучались в школе и предавались в монастырях, в княжеских и боярских теремах. Обычно преподаватель обучал восемь-десять учеников по рукописным книгам, а позднее и по печатным. В начале дети заучивали азбуку, затем слоги. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети обучались навыкам счета в пределах ста, реже тысячи. Много места в программах обучения отводилось такому замечательному предмету как пение. Кроме того, школа заботилась о том, чтобы ее воспитанники могли усвоить ряд гигиенических навыков и правил поведения на людях и в семье. Из среды учащихся выбирали дежурных, которые следили за порядком и чистотой в школьном помещении, отслеживали готовность остальных воспитанников к занятию. Дети запоминали молитвы, псалмы, знакомились с библейскими легендами. Каждый ученик учил свой урок отдельно. Домашних заданий в школах того времени не задавали [5, с. 77–78].
Положение учителя в прежние времена на Руси определялось воззрением народа на церковь, школу и естественно духовенство, авторитетом этих учреждений и этого класса в обществе. В то время учителем в общине был не обязательно грамотный мастер, ремесленник-специалист в части обучения, а близкий к народу, влиятельный человек, наставник.
Среди учебной литературы того времени, помимо Псалтыря, есть и те книги, которые были наиболее распространены в школе и среди зажиточных светских людей. Большая часть из этих книг переведена с греческого, болгарского, сербского, — оригиналов было немного. Сюда включают патерики, то есть сборник биографий разных святых Египта, Иерусалима, Греции, в которых сочетаются интересная художественная литература и реальная жизнь, летописи; сборники весьма разнообразного содержания литературно-научные, нравственно-поучительные; романы и рассказы полуисторического, полуфантастического содержания; прогулки по святым землям, то есть заметки о различных достопримечательностях Иерусалима, Царьграда и других святынь; пчелы — сборники самых разных фрагментов научных известий, учений, афоризмов, комментариев мудрецов и поэтов; азбуковники — своеобразные энциклопедии, лексиконы и справочники по различным отраслям знаний. Этот банк учебной литературы унаследован русской школой от византийского просвещения.
Влияние Византии не было единственным и всеобъемлющим условием для формирования восточнославянской культуры и образования. Сам же процесс развития культуры и образования в Киевском княжестве был предопределен изменениями дохристианских традиций, развитием государственных учреждений и сильной городской культурой. Взаимодействия славянских языческих традиций и восточного христианства, они сохранили свою самобытность, что способствовало тому, что языком богослужения, литературы и обучения стал славянский язык и алфавит.
Христианское мировоззрение медленно, но верно проникало в языческое педагогическое сознание, не только не разрушая его, а наоборот взаимодействуя с ним. Таким образом родоплеменные обряды посвящения во взрослого человека трансформировались в православный обычай первой исповеди, где на седьмом году своей жизни ребенку, вступавшему уже в школьный возраст, торжественно вручалась икона святого покровителя.
Педагогическая мысль Древней Руси отразила для начала государственно-церковную идеологию, где нашли место идеи народной педагогики. Педагогика тогда еще не выделялась в особую отрасль знания. Хотя вся литература носила образовательный, воспитательный характер.
В центре внимания древнерусских мыслителей был мир и человек. Они пытались показать место Руси в этом мире, сформулировать идеал личности, что несет общечеловеческие и национальные черты. Русские книжники определяли человека как способного выбирать между хорошим и плохим. В воспитании они заботились о сочетании практического и духовного развития. Итоговой целью воспитания определялось требованием «привести человека к Богу».
Литература:
- Джуринсий А. Н. История педагогики. — М.: Владос,1999.- 432с.
- История педагогики и образования. Под ред. Васильевой З. И.–М.: Академия,2008.- 432с.
- История педагогики и образования. Под ред. Пискунова А. И.–М.: ТЦ Сфера,2005.- 512с.
- Константинов Н. А. История педагогики. — М.: Просвещение,1982.- 447с.
- Кулганов В., Николаева Е., Юнацкевич П. История педагогики и образования –Спб.: Питер,2016.- 256с.
- Латышина Д. И. История педагогики. — М.: Издательство Юрайт,2016. — 314 с.