В статье освещаются вопросы создания условий для развития двигательной активности ребенка со сложной структурой дефекта развития в процессе подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку как средства социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья продиктовано современными требованиями к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и в группе компенсирующей направленности, в частности.
Для детей — инвалидов со сложной структурой дефекта развития, необходимо создание специальных психолого-педагогических, материально-технических, средовых условий, так как, данная особенность развития ребенка представляет собой не сумму первичных и вторичных дефектов, но качественное своеобразие аномального развития сенсорных, моторных, интеллектуальных функций и определяет трудности в обучении и воспитании [1].
Практика показала, родители (законные представители) детей с интеллектуальными нарушениями чаще уделяют внимание познавательному и речевому обучению своих малышей в ущерб их физическому развитию. В результате снижение двигательной активности приводит к нарушению становления у ребенка чувства проприоцепции. Данную нестабильность можно минимизировать при использовании специально подобранных физических упражнений, которые, с одной стороны, способствуют развитию психических функций ребенка, а с другой — обеспечивают устойчивость его умственной работоспособности. Исходя из этого, нами поставлена задача вовлечь семьи в занятия по развитию двигательной активности детей, помочь им увидеть положительную динамику ребенка в процессе освоения движений.
Надо отметить, что развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта мы понимаем, как условие содействия максимально возможному введению ребенка — инвалида в социум, формированию у него способности жить самостоятельно, осознания себя равноправным членом общества [2].
При решении проблемы мы обратили внимание на методические материалы Программы «Молодой атлет» Специальной Олимпиады России, адаптировав их для детей со сложной структурой дефекта и трансформировав в авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать» (далее — Программа).
Цель Программы: вовлечение детей со сложной структурой дефекта в занятия по развитию двигательной активности для их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1) содействовать поддержанию и укреплению здоровья детей;
2) создать условия для развития проприоцептивной чувствительности, координации, тонкой моторики руки, ориентировки в пространстве;
3) способствовать формированию в процессе двигательной деятельности различных видов мышления;
4) помочь развитию у ребенка морально — волевых качеств, умения действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
Создавая условия организации образовательной деятельности в рамках Программы,мы разработали содержание занятий, при проведении которых задействуем взрослых, оказывающих поддержку детям. Занятия проводятся энергично, с большим энтузиазмом, в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при позитивном общении взрослых и детей. Для достижения эффективности родители получают видео с фрагментами занятий, содержание игр и заданий и занимаются с ребенком дома.
Для занятий мы используем оборудование, которое имеется в группе, спортивном зале: различные по величине, цвету и материалу мячи, конусы, гимнастические палки и скамейки, дуги, мишени, кегли, коврики из полипропилена, клюшки, ракетки для тенниса, мягкие модули, детские спортивные тренажеры.
Кроме того, совместно с родителями изготовлены пособия: напольные метки из фетра и линолеума в форме геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), платки из шифона разной величины для подбрасывания, атласные ленты, сенсорная дорожка «Река» для хождения босиком или в тонких носках.
Особенностью детей со сложной структурой дефекта развития является отсутствие вербальных средств общения, непонимание ими речевых инструкций. Учитывая это, мы опирались на технологию визуализации учебной информации и разработали карточки– зрительные схемы с изображениями игровых заданий. Данное пособие помогает ребенку увидеть необходимые действия и конечный результат, тем самым стимулирует его на мыслительную, самостоятельную двигательную деятельность.
Рис. 1. Карточки — зрительные схемы
В общей сложности для проведения занятий разработаны 24 плана– конспекта в логичной последовательности, с включением нового материала и постоянным повторением уже знакомого.
Все занятия имеют одинаковую пяти частную структуру:
1) Приветствие;
2) Песенка-разминка как объединяющее упражнение;
3) Игровые задания на развитие основных двигательных навыков;
4) Игры-упражнения с использованием тренажеров;
5) Заключительная песенка с движением для позитивного эмоционального настроения ребенка и сплочения детского коллектива.
Первая и последняя части занятий практически неизменны, третья часть определяет тематику всей образовательной деятельности и состоит из подвижных игр, игровых двигательных заданий, элементов спортивных игр, движений под музыку. Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных двигательных, ментальных возможностей каждого ребенка, согласуются с врачом и инструктором по адаптивной физкультуре [3].
Занятия объединены в восемь тематических блоков по три в каждом:
1 блок. В нем игры и задания, направлены на развитие у детей физических качеств, здорового восприятия собственного тела и навыков визуального слежения. Так же дети знакомятся и могут научиться обращаться с оборудованием.
Занятия 2 блока помогают детям развивать умение ходить и бегать.
В 3 блок включены игры и задания на развитие контроля над телом, равновесия, зрительно-моторной координации, прыжков.
Игры и физические упражнения 4 и 5 блока, направленны на развитие у детей навыков захвата, ловли, метания, становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук.
В 6 и 7 блоках дети приобретают навыки ударов по мячу ногой.
Участвуя в образовательной деятельности 8 блока, дети могут применить навыки, полученные на предыдущих занятиях, для участия в подвижных играх с элементами футбола, тенниса, баскетбола, хоккея.
Все игры и двигательные режимы способствуют развитию у детей адаптивных способностей следования инструкциям, имитации движений.
Реализуя авторскую адаптированную игровую программу «Вместе весело шагать», мы заметили, что воспитанники приобрели двигательные навыки в метании, прыжках, ловли мяча, они стали слышать и выполнять инструкции как вербальные, так и с помощью карточек — схем, проецировать подвижные игры в самостоятельную деятельность. Это позволило нам сделать вывод: у детей вырос интерес к физическим упражнениям и играм, они стали активнее, более открытыми к общению и взаимодействию, что и являлось нашей целью. Таким образом, развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта по авторской адаптированной игровой программе «Вместе весело шагать» стало для них ступенью к выходу в широкий мир социума.
Литература:
1. Калинникова, Л. В. К вопросу об индикаторах качества жизни детей с множественными нарушениями развития — междисциплинарный подход / Л. В. Калинникова, М. Магнуссон // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 148–153
2. Программа «Молодой атлет» // Специальная Олимпиада России. URL: http://www.specialolympics.ru/o-nas/programmy.html (дата обращения: 02.10.2018)
3. Тарасова, Т. А. Занятия физическими упражнениями для детей с особыми образовательными потребностями / Т. А. Тарасова. — Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010. — 167 с.