Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Хаценович, Ж. В. Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре / Ж. В. Хаценович, Р. В. Куценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57738/ (дата обращения: 16.11.2024).



Что подразумевает личностно ориентированное обучение? Азимов Э. Г. предлагает следующее определение: «Личностно ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению» [1, с. 130]. Таким образом, при данном подходе важное внимание уделяется непосредственно личности ребенка, самобытность и самоценность, субъективный опыт которой сначала раскрывается учителем, а затем соотносится с содержанием образования. Данный подход сегодня довольно популярен, большой вклад в его разработку внесли Е. В. Бондаревская, Э. Н. Гусинский, И. С. Якиманская, Ю. И. Турчанинова, В. В. Сериков, А. В. Петровский, Г. А. Цукерман и другие.

Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Мы считаем, что подобный стиль отношений учителя и учеников должен определяться такими векторами: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Мы полагаем, что личностно-ориентированный подход в обучении математике и физической культуре довольно разумен, одним из ведущих принципов его дидактики является учет индивидуальных особенностей. Таким образом, учебные задачи на уроках рассматриваются в качестве цели и средства обучения. Поэтому требования к усвоению того или иного раздела (темы) формулируются и задаются в виде заданий различного уровня сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения.

Для успешного проведения личностно-ориентированного урока необходимо учитывать такие важные факторы:

− Содержание учебного материала должно излагаться в интегрированной форме, что способствует обогащению личного опыта каждого отдельного учащегося;

− Важна вариативность решения задач и упражнений при подаче учебного материала;

− Личностно-ориентированный урок должен стимулировать детей к освоению новых способов изучения учебного материала.

Для оценки достигнутого уровня умения решать поставленные задачи можно выделить четыре уровня усвоения конкретной деятельности, отображающие развитие опыта учащегося в данной области знания: а) узнавание и понимание материала: выполнение решение задач по аналогии б) уровень: способность выполнять упражнения и решать задачи по имеющемуся алгоритму

в) продуктивный/эвристический: способность видоизменять алгоритм, решать задачу, создавая новые комбинации действий

г) творческий уровень: решение задач на основе имеющихся знаний, но без применения алгоритма, своим способом) [2].

Суть личностно-ориентированного подхода в рамках физической культуры предполагает умение учителя найти к каждому ученику подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить возможности, стимулирующие становление личности, ее самоутверждение и самореализацию, на основе физического совершенствования.

Несмотря на разность предметов, тем не менее, существует ряд общих основ, характеризующих именно личностно-ориентированный подход:

− Во-первых, и на уроках математики, и на уроках физической культуры перед учителем в рамках личностно-ориентированного обучения стоит задача верного определения уровня способностей, возможностей и знаний каждого учащегося;

− Во-вторых, исходя из уровня способностей, возможностей и знаний важно подобрать такие задания, которые будут посильными для конкретного учащегося;

− В-третьих, несмотря на различие обучения: так, математика развивает логику, мышление, именно умственные характеристики, а физическая культура направлена ра физическое совершенствование, — оба предмета своей глобальной задачей ставят воспитание гармонично развитой личности учащегося.

Как правило, большинство учащихся в классе на уроках математики способны выполнять учебные задания на репродуктивном и эвристическом уровнях, только единицы легко решают творческие задания. Именно по этому принципу мы и предлагаем подбирать для занятий учебный материал: начинать с простых заданий, выполняющихся по аналогии и постепенно вводить для учеников в ходе занятия задачи, требующие алгоритмических действий или творческого характера.

Несмотря на кажущуюся невозможность объединения таких предметов как математика и физическая культура, в практике использование синтеза данных предметов вполне возможно, хотя и с определенными вариациями. Так, нами в рамках личностно-ориентированного обучения проводятся бинарные связи между уроками математики и физической культуры. Для чего это нужно? Мы полагаем, что такая синкретичность способствует наполнению практических действий теоретической базой и в то же время, теория, благодаря живым примерам практического применения, становится для учащихся логична и ясна. Так, например, уроки математики и физической культуры в рамках тем «Метание мяча» (физическая культура) и «Решение тригонометрических уравнений» (математика). Так, математические сведения о тригонометрических уравнениях способствуют пониманию учащихся, что для наиболее дальнего броска мяча необходимо выбрать верный угол его полета и падения, то есть фактически тригонометрическое уравнение реализуется на практике в виде траектории полета мяча. В то же время использование практического примера — метание мяча на уроке физической культуры — очень полезно для урока математики, так как учащиеся начинают понимать, что тригонометрические уравнения не обязательно являются абстрактной теорией, они находят место в обычной жизни, в деятельности.

Рассмотрим задачу: «Небольшой мячик бросают под острым углом к плоскости горизонтальной поверхности земли. Максимальная высота полета мячика, выраженная в метрах, определяется формулой , где м/c — начальная скорость мяча, — ускорение свободного падения. При каком наименьшем значении угла (в градусах) мячик пролетит над стеной высотой 7, 45 м на расстоянии 1 м?» [6, с. 176].

Решая задачи из открытого банка заданий ЕГЭ, учащиеся совершенствуют себя в отработке знаний, умений и навыков решать тригонометрические уравнения, правильно выбирая максимальную высоту полета мяча в зависимости от угла наклона к плоской поверхности земли, а также при данной высоте могут рассчитать угол наклона.

Выше мы видим метапредметность в действии, а ведь именно метапредметность и интеграция являются важными категориями личностно-ориентированного подхода, так как цели и содержание предметов пробуждают у учащихся личностный смысл. Данный цикл уроков в синтезе способствует пониманию учеников для чего им нужно изучать данную тему, и как она реализуется в жизни, на практике. А наполнение материала личностным смыслом мотивирует учащихся к обучению и побуждает их к саморазвитию своего интеллектуального и физического потенциала, что, в свою очередь, ведет к реализации главной задачи личностно ориентированного подхода — воспитанию гармонично развитой личности.

Таким образом, личностно ориентированный подход способствует не только усвоению знаний, но также формированию условий для индивидуальной творческой деятельности учащихся, основывающейся на приобретенных конкретных математических знаниях и использовании их на практике на уроках физкультуры, что обеспечивает возможность познания и осознания окружающего мира.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Кравченко Т. В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе. — 2018. — № 1.
  3. Степанова Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с
  4. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физ. культуры. — 2017. — № 9. — С. 49–51.
  5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002. — 96 с.
  6. Федеральный институт педагогических измерений ЕГЭ. Математика. Профильный уровень /И. В. Ященко. — М.: Национальное образование, 2019. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок математики, личностно-ориентированный подход, учебный материал, учащийся, личностный смысл, решение задач, угол наклона, уровень способностей, физическое совершенствование.


Задать вопрос