Несмотря на значительное количество теоретических работ и солидный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, вопросы формирования и развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования остаются весьма актуальными.
В этой ситуации важно определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют процессу развития профессиональной компетентности педагогических работников: между растущими требованиями общества к уровню профессионализма педагогов дошкольного образования и отсутствием у большинства из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования; недостаточным владением технологиями развивающего образования в рамках системно-деятельностного подхода; между потребностью дошкольных образовательных учреждений в высоко квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретного учреждения; между необходимостью командной работы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и неразвитостью данных форм работы в образовательной практике.
На наш взгляд ключевым является потребность дошкольных образовательных учреждений в высоко квалифицированных кадрах и недостаточная разработанность механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретного учреждения.
Данные противоречия определили цель нашего исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели организации деятельности методической службы как условия развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
В нашем исследовании мы исходили из предположения, что деятельность методической службы может стать эффективным условием развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в соответствии с их профессиональными потребностями и уровнем профессиональной компетентности, если: подготовка педагогов дошкольного образования осуществляется через развитие видов профессиональной компетентности: методической, оценочной, организаторской, коммуникативной; методическая служба функционирует во взаимосвязи четырех уровней: аналитический, информационный, организационно-методический, консультационный; применяется модульный принцип организации деятельности методической службы на диагностической основе, который включает: базовый модуль, модуль «Перспектива», модуль «Мастерство»; формы повышения профессиональной компетентности педагогов дифференцированы с учетом уровней профессиональной компетентности педагогов от недопустимого до оптимального.
Под «профессиональной компетентностью» мы будем понимать совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых, в свою очередь, является совокупностью профессиональных знаний (теоретических представлений) и групп профессиональных умений (способов профессионально-педагогической деятельности).
Методическая служба — подразделение дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее комплекс условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований, которое функционирует во взаимосвязи четырех направлений: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультационное.
В данном исследовании модель предполагает наличие трех модулей, каждый из которых включает в себя два блока: первый теоретический, второй практический. Результат деятельности по двум блокам каждого модуля подразумевает методические разработки педагогов, творческие проекты, аттестацию.
В соответствии с целью и задачами было проведено опытно-поисковое исследование. Основной целью проводимой опытно-поисковой работы являлась проверка выдвинутого нами положения о том, что методическая служба, как особое подразделение образовательного учреждения, является одним из условий, способствующим развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
В данном исследовании приняли участие 30 педагогов и специалистов.
В результате констатирующего этапа исследования мы определили уровень профессиональной компетентности педагогов и оценили деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения.
На основании оценочных листов по технологии Т. А. Сваталовой нам удалось выявить, что 20 % педагогических работников имеют критический уровень, на недопустимом уровне профессиональной компетентности находятся 10 %.
В беседах с педагогами критического и недопустимого уровней по анализу оценочных листов мы выяснили, что педагоги завышают уровень своих знаний и не проявляет особой потребности в их приобретении.
В результате бесед с руководителем дошкольного образовательного учреждения, педагогическим коллективом был сделан вывод о том, что ответы педагогов в оценочных листах показывают, в большей степени, положительные результаты, наблюдения из практики не совпадают с ответами педагогов, т. е. у 27 % педагогов самооценка не совпадает с выводами контролей, наблюдений.
В связи с этим следующим шагом для оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования мы использовали экспертную карту Т. А. Сваталовой, Г. В. Яковлевой.
На основании анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения были выделены следующие проблемы (на критическом и недостаточном уровнях): 62 % педагогов пассивны в инновационной педагогической деятельности; 41 % педагогов используют в своей деятельности дисциплинарную модель общения; у 38 % педагогов слабо выражены проектировочные умения.
Оценка деятельности методической службы по экспертной карте Г. В. Яковлевой определяет уровень эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении, как достаточный.
В результате констатирующего этапа исследования был сделан вывод о том, что процесс организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования данного учреждения недостаточно эффективен.
Стремясь преодолеть эти несовершенства, было предложено апробировать структурно-функциональную модель методической службы на диагностической основе, деятельность которой обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Данная модель предполагает наличие трех модулей: базового модуля, модуля «Перспектива», модуля «Мастерство».
Целевая аудитория базового модуля — молодые специалисты и педагоги, которые при исходной диагностике показали критический и недопустимый уровни. Модуль состоит из двух блоков: теоретико-методологические основы ФГОС ДО, профилактика барьеров профессиональной деятельности. Результат освоения данного модуля — методические разработки занятий.
Целевая аудитория второго модуля — педагоги, которые показали достаточный и допустимый уровни. Данный модуль имеет два блока освоения: инновационные процессы в образовании, психолого-педагогическое сопровождение. Результат — разработка и реализация творческих проектов, участие в профессиональных конкурсах, аттестация на I КК.
Модуль «Мастерство» также состоит из двух блоков: освоение методик обобщения, распространения передового педагогического опыта, наставничество, где в роли наставников выступают педагоги с оптимальным уровнем профессиональной компетентности. Результат освоения этого модуля: научные статьи, авторские программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы для занятий, аттестация на высшую КК.
Основная цель формирующего этапа опытно-поисковой работы заключалась в апробации и выявлении эффективности и результативности структуры организации и содержания структурно-функциональной модели методической службы на диагностической основе. Основная идея данного этапа исследования — раскрыть возможности структурных и содержательных компонентов модели методической службы для оказания эффективной помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в развитии их профессиональной компетентности.
Для формирующего эксперимента нами была разработана программа развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
При разработке содержания программы мы ориентировались на вопросы, связанные с потребностью дошкольного образовательного учреждения, профессиональные запросы педагогов, а также на данные исходной диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов.
На основе исходной диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов мы дифференцированно распределили содержание программы подготовки педагогов дошкольного образования:
- Базовый модуль — 9 педагогов (критический и недопустимый уровни профессиональной компетентности).
- Модуль «Перспектива» — 19 педагогов (достаточный и допустимый уровни профессиональной компетентности).
- Модуль «Мастерство» — 2 педагога (оптимальный уровень профессиональной компетентности).
Организация деятельности методической службы строилась в соответствии с личностно-ориентированным подходом, т. е. распределение содержания и форм повышения профессиональной компетентности педагогов происходило дифференцированно и поэтапно.
Первый этап, мотивационный, его целью было создание условий для мотивации педагогов на освоение содержания программы и обогащение их современными теоретическими знаниями.
Организация мотивационного этапа обучения для базового модуля и модуля «Перспектива» проходила в виде активных учебных лекций (лекции-диалоги), теоретических семинаров, консультаций; для модуля «Мастерство» в виде собеседования и индивидуальных бесед. Отслеживание эффективности результатов деятельности на данном этапе поводилось в виде наблюдений, бесед, опросов.
Основными формами занятий второго этапа развития профессиональной компетентности педагогов — актуализация и совершенствование методических умений были: практические занятия, практикумы, консультации и т. д. На данных занятиях педагоги не только знакомились и анализировали передовой практический опыт, но и проектировали и планировали свою педагогическую деятельность, при этом, каждый педагог имел возможность получить методическую помощь.
Третий этап развития профессиональной компетентности педагогов — этап амплификации, нами понимается, как максимальная реализация возможностей и способностей педагогов. Данный этап для педагогов базового модуля проходил в форме открытых просмотров деятельности. К анализу деятельности привлекались педагоги достаточного уровня. Далее совместно с данной группой педагогов составлялись справки по продуктивному использованию современных технологий в образовательном процессе.
Цель работы четвертого этапа — самореализация — достигалась посредством изучения и анализа нормативно-правовых документов, медико-психолого-педагогической литературы и практического педагогического опыта в проблемных вопросах. Данный этап проходил в форме организации и проведения общей конференции «Актуальные вопросы современного дошкольного образования». Активное участие в конференции, в подготовке материалов приняли педагоги базового модуля, модуля «Перспектива», модуля «Мастерство».
На конференции были представлены материалы анализа деятельности по программе развития профессиональной компетентности педагогов в виде докладов, отчетов, совыступлений.
На данной конференции были подведены итоги обучения педагогов, где нами была вновь проведена оценка уровня профессиональной компетентности (оценочные листы по технологии Т. А. Сваталовой) и осуществлен обмен мнениями по вопросам актуализации, совершенствования и самореализации теоретических знаний, методических умений и ценностных ориентаций.
На заключительном контрольном этапе опытно-поисковой работы необходимо было выяснить практическую значимость организации деятельности методической службы, ее роль и влияние на развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, осмыслить полученные результаты и внести коррективы в организацию дальнейшей работы.
Для организации и проведения контрольного этапа исследования, мы использовали комплексную диагностическую процедуру, которая была использована нами на констатирующем этапе исследования.
Сравнительные данные квалификационного уровня педагогов показывают, что в результате реализации программы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования % педагогов с ВКК увеличился на 6 %, c IКК увеличился на 11 %.
В целом мы отмечаем динамику положительного роста уровня профессиональной компетентности педагогов по всем ее компонентам в соответствии с показаниями ответов педагогов и набору общих баллов.
Так, например, из анализа ответов оценочных листов у большинства педагогов с разным уровнем профессиональной компетентности, объем знаний увеличился от 10 % до 40 %. Не отмечено ни одного педагога с исходным уровнем теоретических знаний.
Сравнительный анализ по экспертной карте Т. А. Сваталовой, Г. В. Яковлевой также показал динамику роста профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
На основании сравнительного анализа результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения была отмечена положительная динамика. Исходя из проблем, которые были описаны на констатирующем этапе, мы можем отметить следующие положительные изменения: у 17 % педагогов достигли оптимального уровня гностические способы деятельности; у 19 % педагогов достиг оптимального уровня конструктивно-проектировочный компонент профессионально-педагогической деятельности; у 6 % педагогов достиг оптимального уровня организаторский компонент профессионально-педагогической деятельности; у 20 % педагогов достиг оптимального уровня коммуникативный компонент; 17 % педагогов проявили исследовательскую активность включаясь в инновационную деятельность.
Нам удалось снизить процент критического уровня исследовательской активности с 62 % до 26 %.
Оценка деятельности методической службы по экспертной карте Г. В. Яковлевой на контрольном этапе определяет уровень эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении, как оптимальный. Достаточный уровень показал один критерий: качество инновационной методической продукции (методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения, но на данную продукцию нет рецензий, поэтому рекомендовано использование внутри дошкольного образовательного учреждения).
На основании сравнительного анализа динамики изменений уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования мы пришли к выводу, что структура организации и гибкое дифференцированное содержание деятельности методической службы достаточно эффективны и результативны для работы с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности. Достоверность значимости сравнительного анализа определялась с помощью Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок, который показал эффективность обучения педагогов.
Таким образом, деятельность методической службы является эффективным условием развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в соответствии с их профессиональными потребностями и уровнем профессиональной компетентности, если: подготовка педагогов дошкольного образования осуществляется через развитие видов профессиональной компетентности: методической, оценочной, организаторской, коммуникативной; методическая служба функционирует во взаимосвязи четырех уровней: аналитический, информационный, организационно-методический, консультационный; применяется модульный принцип организации деятельности методической службы на диагностической основе, который включает: базовый модуль, модуль «Перспектива», модуль «Мастерство»; формы повышения профессиональной компетентности педагогов дифференцированы с учетом уровней профессиональной компетентности педагогов от недопустимого до оптимального.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Перспективами дальнейшего исследования являются углубленное изучение содержания деятельности методической службы для всех категорий специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также выявление дополнительных резервов образовательной среды системы дошкольного образования в целом для обеспечения системности и непрерывности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.