За годы реформирования земельных отношений категория земель сельскохозяйственного назначения в РФ претерпела самые значительные изменения. При этом сформировавшаяся в советское время система рационального использования земель нарушена, а новый учет и система рационального и эффективного их использования не разработаны.
Выявлены огромные площади, которые по официальной статистике Росреестра числятся пашней, а на деле давно не пашутся и стали залежью. Перепись выявила, что фермеры используют 43,3 млн га земли, а не 28,8 млн, как показывает Росреестр; и наоборот, за хозяйствами населения, согласно данным Росреестра, закреплено 77,3 млн га земли, а переписчики нашли только 14,3 млн [1].
Общая площадь неиспользуемых сельхозугодий составляла в 2016 году 97,2 млн га или 44 % всех сельскохозяйственных угодий страны. В ходе переписи не удалось найти собственников и пользователей примерно 50 млн га, хотя официально эти земли числятся за сельхозпроизводителями [1].
Краснова И. О. считает: «В первую очередь состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным из-за отсутствия нормативно правовой базы в области охраны земель сельскохозяйственного назначения. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почву, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому» [2].
Основные недостатки нерационального использования обусловлены различными причинами, Сёмочкин В. Н. выделяет следующие:
− отсутствие экономически и научно обоснованного, утвержденного проекта и последовательности практической реализации его комплексного решения, связанного с разработкой мелиоративных мероприятий;
− отсутствием систематизированных требований к выбору объектов освоения и установлению очередности их проведения, а также рекомендаций по учету этих требований на каждой стадии проектирования использования земель;
− недостаточная классификация условий и причин неиспользования земель в процессе формирования земельных массивов неиспользуемых земель;
− недостаточной разработкой методов и предпроектных решений по распределению государственных финансовых и материальных ресурсов на цели освоения и использования земель как на высшем (региональном) уровне, так и на уровне муниципальных районов и отдельных хозяйств [2];
Из вышесказанного становится ясно, что разработка комплекса мер, связанных с освоением неиспользуемых земель и вовлечением их в сельскохозяйственный оборот невозможна без планово-прогнозных документов (государственных целевых программ, субсидий, комплексных схем землеустройства).
На сегодняшний день существенным недостатком нерационального использования земель является то, что разработка мероприятий по освоению и вводу в оборот земель сельскохозяйственного назначения ведется обособленно от других мероприятий. А именно нет единого проектирующего документа, который определял бы последовательность методики как для региональных, так и для муниципальных органов власти, который мог бы решить многие вопросы данной сферы.
Анализируя данное положение нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения, была выведена следующая методика вовлечения неиспользуемых земель изображена на рисунке 1:
Рис. 1. Меры по улучшению ситуации нерационального использования земель с/з назначения
С учетом вышесказанного следует сделать выводы что, из-за малого финансирования и недостающей заинтересованности органов государственной власти мероприятия по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения уменьшаются. Вследствие чего площадь сельскохозяйственных угодий значительно сокращается или используется не по назначению. На данный момент мероприятий по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения недостаточно, а действующие меры не эффективны. Проведение и обновление государственной политики в сфере, направленной на ввод земель сельскохозяйственного назначения, поможет рационально использовать земельные ресурсы данной категории и в целом поднять уровень агропромышленного комплекса страны.
Принимая во внимание действующие нормативно правовые документы по охране и рациональному использованию земель, по статистике приведенной в данной статье недостаточно эффективны, на сегодняшний день механизм улучшения ситуации нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения требует доработки в законодательстве.
Литература:
- Ляшок, В. Тенденции и вызовы социально-экономического развития / Ляшок В., Узун В., Хромов М., Цухло // Мониторинг экономической ситуации в России. — 2017. — № 21 (59). — С 3–5.
- Краснова, И. О. Земельное право. Элементарный курс: моногр. / И. О. Краснова. — М.: Юристъ; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. — 270c.
- Сёмочкин, В. Н. Территориальные особенности организации рационального землепользования в условиях освоения неиспользуемых земель / В. Н. Сёмочкин, П. В. Афанасьев, М. Е. Анисимова // Московский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 87–92.