Ключевые слова: рынок ценных бумаг, ценные бумаги, правовое регулирование, правосубъектность, участники рынка, юридическое лицо, организационно-правовая форма.
В настоящее время рынок ценных бумаг динамично развивается и приобретает все большее и большее влияние на экономическую стабильность государства и рост благосостояния граждан. С учетом все возрастающего значения роли рынка ценных бумаг для экономики страны особое внимание следует уделить государству, выступающему носителем публичного интереса в лице органов государственной власти. В данной статье будут исследованы прямые методы регулирования публично-правового характера, в первую очередь влияющие на правосубъектность участников рынка ценных бумаг.
Правосубъектность включает в себя дееспособность, правоспособность и деликтоспособность. Гражданский кодекс определяет правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности, а дееспособность как способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, то есть осуществлять свою правоспособность. Термин «деликтоспособность» законодательно не закреплен и традиционно подразумевает способность нести ответственность за вред, причиненный противоправными действиями.
Следует также обозначить круг участников рынка ценных бумаг (профессиональных и институциональных), исследование которых с точки зрения публично-правового регулирования правосубъектности представляется наиболее интересным:
- профессиональные: дилеры, брокеры, управляющие ценными бумагами, децентрализованные депозитарии, регистраторы (в том числе привлеченные ими трансфер-агенты), финансовые консультанты;
- институциональные: клиринговые организации, фондовые биржи, центральный контрагент, центральный депозитарий, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и управляющие ипотечным покрытием, специализированные общества, специализированные депозитарии.
Средствами публично-правового регулирования правосубъектности деятельности вышеперечисленных лиц являются:
- нормативное регулирование (запреты и ограничения);
- легализация (регистрация юридических лиц);
- разрешение споров;
- привлечение к административной, уголовной ответственности виновных лиц.
Данное исследование сосредоточено на первых двух средствах государственного регулирования правосубъектности участников рынка ценных бумаг.
Специальные ограничения изапреты. На всех лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности на рынке ценных бумаг, распространяется основывающийся на нормах Конституции РФ принцип свободы предпринимательской деятельности. Также Конституцией закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральные законы, регулирующие деятельность участников рынка ценных бумаг (ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ «Об инвестиционных фондах» и остальные), устанавливают следующие специальные запреты и ограничения:
- Только юридические лица могут осуществлять регулируемые виды деятельности на рынке ценных бумаг. Для отдельных видов деятельности (например, по ведению реестра) данное ограничение установлено напрямую, для остальных оно следует из лицензионных требований и ограничений организационно-правовой формы;
- Ограничение организационно-правовых форм для юридического лица (к примеру, согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» дилером может быть только коммерческая организация или государственная корпорация);
- Недопущение совмещения осуществления регулируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг с другими видами деятельности. Данное ограничение может быть как исключительным (деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; закон не содержит прямого запрета, но устоялось мнение об исключительной правосубъектности регистраторов), так и распространяться на определённый, законодательно закрепленный перечень видов деятельности для каждого отдельного вида деятельности. Также существует запрет на совмещение с деятельностью вне рынка (например, клиринговая организация не вправе заниматься страховой деятельностью).
- Ограничения, связанные с реорганизацией и ликвидацией, устанавливают, в какие организации и при каких условиях могут преобразовываться участники рынка ценных бумаг.
Легализация (правонаделение). Данная форма правоотношений, в отличие от ограничений, предполагает активное участие государства в наделении правосубъектностью участников рынка ценных бумаг. Стоит отметить, что право на осуществление регулируемой деятельности на рынке ценных бумаг возникает лишь после прохождения определённой процедуры, а не в момент регистрации юридического лица.
Таким образом можно заключить, что деятельность государство по регулированию рынка ценных бумаг сложно переоценить. Она требует непротиворечивого, системного и обоснованного правового регулирования.
Литература:
- Конституция РФ от 12.12.1993
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
- ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ
- ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 N 152-ФЗ
- ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ
- Почежерцева З. А. Правовое регулирование рынка ценных бумаг России: частноправовые и публично-правовые начала: монография / под науч.ред. профессора В. С. Белых. — М.:Проспект, 2016. — 176 с.