В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слов: дети с общим недоразвитием речи, рассказывание, наглядные опоры.
The article presents the results of a study of the level of development of storytelling in children with general speech underdevelopment.
Keywords: children with a general underdevelopment of speech, storytelling, visual support.
Речь человека является одной из сложных высших психических функций. Способность использовать правильной речью, красиво и грамотно формулировать свои мысли и выражать их является обязательным требованием для всестороннего развития личности ребенка. В настоящее время факт стремительного роста числа детей с различными речевыми нарушениями неоспорим. Зачастую у детей наблюдается нарушение всех компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.
Одним из наиболее стойких речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Т. Б. Филичева отмечает, что общее недоразвитие речи — это сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне [4].
Важной задачей при общем недоразвитии речи является формирование и совершенствование связности и цельности высказывания посредством обучения рассказыванию детей с использованием различных наглядных опор. Данная проблема актуальна в наше время, так как дети с таким нарушением отстают в овладении навыками связной монологической речи. Их высказывание характеризуется фрагментарностью, отмечаются трудности в последовательности изложения. Сложнее всего детям с общим недоразвитием речи дается рассказывание по памяти и составление творческих рассказов.
Проблемой обучения составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т. А. Ткаченко (описала методику использования схем и моделей при обучении составлению описательных рассказов), Н. С. Жукова (разработала приемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи), Е. М. Мастюкова (разработала систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития), Н. В. Нищева (методика обучения детей рассказу по серии картинок), И. Н. Лебедева (представила модель обучения дошкольников рассказыванию по картинке), В. К. Воробьева (описала методику составления рассказов по серии сюжетных картинок) и другие ученые.
Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Эффективность работы над формированием рассказов у детей с общим недоразвитием речи зависит от своевременного его начала, а также от правильного выбора метода коррекционного обучения. Учитывая особенности составления рассказов детьми, можно сказать, что при работе с данной категорией детей важно использовать наглядность. Наглядный образец является стимулятором детского речевого творчества. Благодаря данному методу дети начинают самостоятельно составлять рассказы.
Мы провели исследование способности составлять рассказы у детей 5–6- лет в количестве 10 человек, посещающих МБДОО детский сад комбинированного вида № 9,, Красная Шапочка” г. Брянска. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у детей логопедический диагноз общее недоразвитие речи (III уровень).
Нами изучено состояние рассказывания у детей по методике Ушаковой О. С., которая включает в себя следующие направления обследования: анализ текста с позиций связности; придумывание рассказа ребенком; придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.
В ходе обследования детям предложены 6 заданий. Результаты обследования представлены в таблице.
Таблица 1
Результаты обследования рассказывания удетей 5–6- лет собщим недоразвитием речи (III уровень) (%)
Задания |
Результаты изучения состояния рассказывания |
||
Уровень развития рассказывания |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Анализ литературного текста. |
70 |
20 |
10 |
Анализ целостности структуры рассказа. |
20 |
70 |
10 |
Построение повествовательного рассказа. |
30 |
40 |
30 |
Построение рассказа по серии сюжетных картинок при заданном начале и конце. |
30 |
60 |
10 |
Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка завершать рассказ. |
20 |
70 |
10 |
Построение рассказа по серии сюжетных картинок, умение ребёнка строить рассказ при произвольном предъявлении картинок. |
20 |
60 |
20 |
Проанализировав в ходе эксперимента все полученные данные нами была составлена диаграмма уровня сформированности рассказывания детей с общим недоразвитием речи.
Рис. 1. Уровни сформированности рассказывания у детей 5–6- лет с общим недоразвитием речи (III уровень)
Преобладающее количество детей с общим недоразвитием речи имеют средний уровень сформированности рассказывания — 53 % (5 детей). Низкий уровень сформированности рассказывания показали 16 % детей (2 ребёнка). Высокий уровень сформированности был выявлен у 31 % детей (3 ребёнка).
В ходе выполнения качественного анализа данных можно отметить следующее:
1) Рассказы, составленные детьми небольшие по объему.
2) Дети не отмечают второстепенные признаки при составлении рассказа.
3) Отмечаются трудности в связи предложений между собой.
4) Высказывания детей наполнены паузами и повторами.
5) Дети испытывают трудности в программировании связного высказывания.
Полученные данные показали необходимость проведения логопедической работы. В процессе коррекционной работы были использованы различные наглядные опоры. Наиболее эффективным, на наш взгляд, оказалось использование анимированного коллажа, сделанного на основе схем Т. А. Ткаченко. Коллаж служит зрительным планом для составления связного и последовательного рассказа. Также можно отметить, что использование анимированного коллажа в коррекционной работе вызывает интерес у детей и способствует концентрации их внимания.
По результатам проведенной работы с детьми с общим недоразвитием речи по обучению рассказыванию посредством использования наглядных опор можно отметить, что рассказы детей стали достаточно информативными, связными и последовательными. Важно отметить существенное увеличение объема составляемых рассказов и усложнение структуры используемых фраз. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Проcвещение, 1981. 256 с. http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174–59.shtml (15.01.2019.)
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Коррекционно-развивающая программа формирования навыков связной речи; Диагностика; Практические рекомендации: Учебное пособие для вузов. М.: изд. АСТ. 2009. 160с.
- Филичевой Т. Б. Логопедия: теория и практика. Москва: Эксмо, 2017.