В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, воспитатель дошкольного образования, виды компетенций.
The article presents the types and characteristics of professional competences of preschool education teacher, allocated on the basis of the functions and professional and pedagogical skills of the teacher.
Keywords: competence, competency, teacher pre-school education, types of.
Широко исследуемым вопросом теории и практики является подготовка специалиста в рамках компетентностной парадигмы, отличающейся обладанием не только знаний, умений и навыков, но и способностью реализации и реализацией их в профессиональной деятельности. Однако единого мнения относительно определения и компонентного состава профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования не выявлено.
Компетентность понимается нами как способность личности ответственно, эффективно реализовывать деятельность. В основе компетентности лежат компетенции — внутренние потенциалы, сокрытые психологические новообразования (И. А. Зимняя, [2]). Выделяя виды компетенций воспитателя дошкольного образования, мы опирались на интеграцию моделей опиределения компетенций, основанных на параметрах личности и на выполнении задач и деятельности [1]. Наполнение структурной представленности компетентности воспитателя дошкольного образования выявляет необходимость анализа накопленного научно-теоретического и эмпирического опыта.
Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования и формирования его личности рассматривают в своих работах Р. С. Буре, Е. А. Гребенщикова, В. И. Логинова, Д. Ф. Николенко, Л. Ф. Островская, М. М. Скудина и др.
В рамках системно-структурного анализа деятельности воспитателя дошкольного образования широко изучены функции воспитателя. Анализ функции воспитателя (Е. А. Панько [3], Л. Г. Семушкина [4]) и профессионально-педагогических умений (Е. А. Панько) показал их прямой перенос: собственно педагогические функции, включающие планирование и реализацию воспитательно-образовательной работы с детьми соответствуют конструктивным, специальным и организаторским умениям; исследовательская функция отражает гностические умения, предполагающие изучение личности ребенка, проявления всех сфер его личности в разнообразных видах деятельности. Организационно-хозяйственная функция, предусматривающая создание педагогических условий для успешного воспитания детей, функция педагогического просвещения родителей и функция самообразования отражают направления работы воспитателя дошкольного образования. Функция охраны жизни и здоровья детей представляется нам метафункцией, предполагающей создание безопасных условий жизнедеятельности, такую организацию и релизацию педагогического процесса, которая обеспечивает сохранение и укрепление всех видов здоровья участников.
Транспонирование функций и умений воспитателя дошкольного образования в компетенции обусловило выделение следующих их видов:
− Специальная, включающая методическую и технологическую. Отражает готовность к эффективному обучению и воспитанию детей; способность планирования, реализации и оценки профессиональной педагогической деятельности;
− Рефлексивная, обеспечивающая способность рефлексии личностных качеств, собственной деятельности, условий и пр., направленных на построение траектории саморазвития, совершенствования;
− Интеллектуальная как ключевая общепедагогическая компетенция. Включает способность работы с информацией (поиск, прием, переработка, преобразование, выдача), способность на основе предметно-специфических знаний определять наиболее эффективные стратегии принятия решения. Характеризуется критичностью мышления.
− Игровая, обусловлена спецификой профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования и обеспечивает сохранность детства. Представляет собой способность психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, проявляющейся в игровой позиции педагога дошкольного образования.
Выделенные виды компетенций дифференцированы на основе ключевой деятельностной компетенции.
Коммуникативные умения как базовые для профессий «субъект-субъектного», по нашему мнению, сущностно должны быть расширены и дифференцированы. Белорусским ученым Е. А. Панько [3] коммуникативные умения характеризуются как обуславливающие установление педагогически целесообразных взаимоотношений с воспитанниками, родителями воспитанников, коллегами, администрацией учреждения дошкольного образования. Специфика коммуникативной деятельности в рамках установления и поддержания партнерских отношений общественного и семейного воспитания требует наличия у педагога конфликтологической компетентности. Являясь ситуативной, потенциально реализуемой, конфликтологическая компетенция включена нами в коммуникативную. Таким образом, социально-коммуникативная компетенция воспитателя дошкольного образования рассматривается нами в эквиваленте психолого-педагогического общения и включает способность общаться, строить взаимоотношения, готовность к социальному взаимодействию и сотрудничеству с детьми, родителями, коллегами; способность устанавливать контакт, поддерживать его при совместной деятельности, предупреждать и выходить из конфликта, решать задачи коллегиально; способность организации и педагогического сопровождения общения детей раннего и дошкольного возраста.
Информатизация общества обуславливает выделение компетенции информационных технологий как способность использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникативные технологии.
Метафункция охраны жизни и здоровья детей характеризует в большей степени ценностное отношение личности педагога к деятельности (в том числе и профессионально-педагогической), нежели орудийное, что позволяет классифицировать ее относительно ключевой аксиологической компетентности воспитателя дошкольного образования и выделить как валеологическую. В рамках ключевой аксиологической компетентности дифференцируются этико-правовая, как способность реализовывать педагогическую деятельность на основе социально-правовой охраны и защиты детства, и гражданственная, отражающая способность реализовывать педагогическую деятельность с позиций патриотизма, экологической и эстетической культуры.
Таким образом, компетентность воспитателя дошкольного образования включает социально-коммуникативную, компетенцию информационных технологий, специальную, рефлексивную, интеллектуальную, игровую, этико-правовую, гражданственную и валеологическую компетенции.
Литература:
- Глоссарий иерминов рынка труда, разраьотка стандартов образоательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования, 1997. — 160 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. — Мн.: Вышэйшая школа, 1986. — 157 с.
- Семушкина, Л. Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского учреждения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1979. — 16 с.