В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.
Ключевые слова: лего-технология, коррекция связной речи, дети дошкольного возраста, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, коррекционная работа.
Одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка является умения детей пользоваться правильной речью, уметь понятно выражать свои мысли и выразительно говорить на родном языке. В процессе общения взаимопонимание между людьми обеспечивают связные смысловые высказывания.
В. П. Глухов считает, что важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у детей связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [3].
С. В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Связная речь — показатель общей речевой культуры человека и инструмент развития высших отделов психики [1].
Согласно исследованиям Л. С. Выготского связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [2].
Проблема коррекции связной речи является актуальной, так как дети испытывают большие трудности в построении связного высказывания и налаживании речевых контактов с окружающими. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст — это сенситивный период развития речи детей. Обучение детей в игре — главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой работы не следует запрещать детям разговаривать, так как речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду должна создаваться специальная среда, способствующая полному раскрытию речевых возможностей детей.
Лего-технология — это новая, успешно развивающаяся педагогическая технология. В условиях системно-деятельностного подхода, предполагающего организацию чередования практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, которая позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Лего-технология являются универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с конструктором. Это очень важно при работе с детьми имеющие нарушения речи. У детей в процессе логопедических занятий, на которых использует Лего-технология, расширяются представления о предметах и явлениях, развиваются умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
Целью нашего исследования является определение содержания логопедической работы, направленной на коррекцию связной речи детей с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.
Базой исследования послужил МБДОУ комбинированного вида № 9 “Красная шапочка” г. Брянска. В исследовании приняло участие 7 детей с общим недоразвитием речи (III уровень). Обследование проводилось индивидуально. При проведении констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: беседа, наблюдение.
Для обследования связной речи мы использовали методику В. П. Глухова, которая включает следующий комплекс заданий.
- Определение способности ребёнка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображённому на картинке действию).
- Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы — высказывания.
- Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст.
- Составление связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов — эпизодов.
- Составление рассказ на основе личного опыта и выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
- Составление описательного рассказа.
- Придумывание окончания рассказ.
Для оценки успешности выполнения задания мы использовали бальную систему, предложенную автором методики:
5 баллов -высокий уровень;
4 балла- средний уровень;
3 балла- недостаточный уровень;
2 балла- низкий уровень;
1 балл -задание выполнено неадекватно.
Результаты, полученные в ходе эксперимента предоставлены в табл. 1.
Таблица 1
Анализ результатов выполнения заданий
Уровень развития связной речи |
Дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня |
Высокий уровень |
28 % |
Средний уровень |
28 % |
Низкий уровень |
44 % |
Исходя из полученных результатов исследования, мы определили уровни развития связной речи. У детей с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень, что составляет 44 % от общего количества группы. Связная речь детей данного уровня характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста. Таким детям необходимы наводящие вопросы взрослого.
Дети, имеющие средний уровень развития связной речи (28 %) продемонстрировали способность последовательно, связно пересказывать текст, составлять рассказы при небольшом количестве подсказок и наводящих вопросов, использовании длительных пауз. В своей речи эти дети больше всего используют существительные и глаголы.
Высокий уровень развития связной речи имеет 28 % детей. Они соблюдали связность и последовательность изложения, последовательно строили пересказ и рассказ по картинкам, использовали в речи простые и распространённые предложения, существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиIII уровня недостаточно сформирован уровень связной речи и с ними необходимо проводить коррекционную работу. Организовывая формирующий эксперимент, мы опирались на методику Т. В. Лусс, предполагающая работу с конструктором ЛЕГО согласно деятельностному подходу (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Логопедическая работа по коррекции связной речисиспользованием лего-технологии проводилась по следующим этапам.
- Работа над фразой: двусоставные предложения с прямым дополнением в винительном падеже; распространённые предложения из 3–4 слов; сложные предложения.
- Построение связной речи на основе выполненных действий с лего-конструктором.
- Игровые диалоги.
- Пересказы текстов о героях лего-конструкций.
- Описательные рассказы лего-построек.
- Творческие рассказы о лего-постройках.
Результатом нашей работы стал комплекс логопедических занятий с использованием лего-технологии в процессе коррекции связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
- Алабужева С. В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. — Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. — 198 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1996.— 153 с. [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/1725461/] (Дата обращения: 23.01.2019).
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология, 2015. — № 4.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/6020610/] (Дата обращения: 08.03.2019).
- Карабут Е. Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством Лего — технологии [Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/80/398/1193.php] (Дата обращения: 07.03.2019).
- Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО/ под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.- М.: 2007. [Электронный ресурс: http://crrbelosnegka.ucoz.ru/lego/luss.pdf/] (Дата обращения: 08.03.2019).