В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В представленной статье проведен анализ реализации системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, система, деятельность, английский язык, ФГОС.
На протяжении многих лет классической целью школьного образования было овладение системой знаний. Итоги проводимых международных исследований отображают, что российские школьники лучше учеников большинства стран выполняют задания репродуктивного характера, показывающие овладение предметными знаниями и умениями, однако они плохо имеют исполнять задания с применением способов наблюдения, классификации, сравнения, планирования эксперимента и проведение исследования [1, c. 69]. На данный момент в педагогике непрерывно обсуждается вопрос о внедрении современных технологий. Под современными технологиями понимаются не только технические средства обучения, но и новые формы и способы обучения, новые подходы в организации процесса обучения.
Изучение английского языка полезно любому ребенку, вне зависимости от стартовых возможностей, так как оно благоприятно воздействует на развитие психического здоровья: памяти, внимания, мыслей, восприятия, воображения. Оно имеет стимулирующее воздействие на общие речевые возможности детей.
На данный момент необходимы не только сами знания и знания о том, где их использовать, но еще важнее знание того, как информацию добыть, интерпретировать или формировать новую. Учебная деятельность представляется важной составляющей системного и деятельностного подхода, реализуется в виде личностного и деятельностного подхода в учебе. Его можно выражать формулой «деятельность-личность», то есть какова деятельность такова и личность.
Учебная деятельность будет источником внутреннего развития школьника, его творческих способностей и личностных качеств. Следовательно, в данном контексте следует обратиться к универсальным учебным действиям, которые формулируются в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС). Таким образом, деятельностный подход подразумевает собой организацию и управление целенаправленной учебной и воспитательной работой ученика в общем контексте его жизни. Иначе говоря, в системном-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает главное место, а деятельность анализируется в виде системы.
Основными задачами системно-деятельностного подхода являются:
– организация вовлеченности учащихся в работу;
– формирование положительных условий для разноуровневого обучения;
– обеспечение прохождения всех этапов усвоения определений;
– формирование условия, чтобы дети сами добывали знания в процедуре познавательной, исследовательской деятельности.
Для того, чтобы знания детей становились результатом их собственных поисков, нужно организовать данные поиски, управлять деятельностью учеников, развивать их познавательную работу. Только с помощью своей деятельности познается мир и обретаются знания.
Основополагающими положениями системно-деятельностного подхода являются:
– учет ведущих типов деятельности и законов их смены;
– обязательная эффективность любого типа деятельности;
– мотивация каждого этапа деятельности;
– формирование воспитательной составляющей работы;
– личностное развитие и нравственное обогащение;
– сотрудничество во время организации и управлении разными видами деятельности;
– обязательная рефлексивность любой работы.
Системно-деятельностная суть обучения иностранному языку реализуется с помощью деятельностных заданий, которые выстраиваются на основании игрового, имитационного и свободного общения. Возможности учеников раскрываются только тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включаются в учебную и познавательную работу.
Любая деятельность будет начинаться с постановки цели, личностно значимой для ученика. Когда цель определена, учащийся способен понимать и формулировать задачу. Чтобы появился познавательный интерес, учеников необходимо познакомить с преодолимой сложностью, то есть сформировать проблемную ситуацию [3, c. 124].
К дидактическим принципам системно-деятельностного подхода относятся:
– принцип деятельности состоит в том, что создание личности ученика и продвижение его в развитии происходит не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его личной деятельности, которая направлена на открытие нового знания;
– принцип непрерывности значит такую организованность обучения, когда итог деятельности на любом этапе обеспечивает начало дальнейшего этапа;
– принцип психологического комфорта предполагает снятие факторов, образующих стресс, во время учебного процесса, формирование в школе положительной атмосферы, которая ориентируется на реализацию идейных основ педагогики сотрудничества;
– принцип целостного представления о мире значит, что у детей обязано формироваться обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте любой науки в системе наук;
– принцип вариативности предполагает развитие у учеников понимания способности разных вариантов решения проблемы, создание возможности к систематическому перебору вариантов и выбору приемлемого из них;
– принцип творчества максимально будет ориентировать на творческое начало в учебной деятельности школьников, обретение ими личного опыта творческой работы.
Задача преподавателя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы грамотно его пояснить и рассказать. Педагогу следует организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они самостоятельно нашли решение проблемного вопроса, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Системно-деятельностный подход помогает рационально применять резервный потенциал известных традиционных способов обучения, позволяет внедрить в процесс обучения активные формы обучения, которые способствуют развитию творческих возможностей учеников, мышления, умения перестроиться в быстро меняющемся нынешнем обществе.
Литература:
- Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. — М.: ВАКО, 2015. — 112 с.
- Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). — 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 144 с.
- Поташник М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 320 с.