Экологотерапия в работе с детьми, имеющими ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 05.04.2019

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Ульянич, Л. П. Экологотерапия в работе с детьми, имеющими ТМНР / Л. П. Ульянич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 261-266. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57826/ (дата обращения: 18.12.2024).



В нашем ЦССВ им. Г. И. Россолимо живут дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Почти у каждого ребёнка наблюдается нарушения речевого развития, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставания в психомоторном и познавательном развитии.

Эко-терапия одно из направлений комплексной реабилитации (абилитации), которую мы проводим с нашими воспитанниками, оставшимся без попечения родителей.

Свою работу мы начали с создания условий, подбора необходимого материала. Обратили внимание на то, что у детей возник большой интерес к общению с природой. Дети с удовольствием играют с песком, семенами, камешками, палочками. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы решили проводить игры-занятия в качестве дополнительного методического приема, затем наши воспитанники стали участниками экологического проекта «Люблю тебя природа в любое время года!» И только, по истечении определенного времени пришли к созданию программы.

Разрабатывая программу, мы опирались не только на собственный опыт, но и широко использовать различные методики и технологии таких авторов, как:

Марии Монтессори, Светланы Евгеньевны Большаковой и Елены Альбиновны Янушко — по развитию мелкой моторики:

Натальи Александровны Рыжовой и Людмилы Григорьевны Горьковой — по формированию экологических представлений;

Ирины Александровны Лыковой и Гульянц Эвелины Павловны — по развитию художественного творчества;

Эрнста Кипхарда, Елены Антоновны Стребелёвой и Воронкевич Ольги Алексеевны — по проведению диагностических исследований.

Любовь Ивановны Плаксиной, Елены Николаевны Подколзиной — по развитию зрительного восприятия детей с проблемами в развитии.

Основная цель: Социализация детей через мир природы

Данная программа является синтезом: ведущей роли воспитателя в реабилитационном (абилитационном) процессе; мира природы, как важнейшего средства для обеспечения психического развития, поскольку ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего, оздоровительного, эмоционального, эстетического и нравственного воздействия на ребёнка; и современных технологий (гардено-терапии, эко-пластики, агро-терапии, обеспечивающих разнообразную интересную деятельность детей в мире природы и их оздоровление.

II.Ключевые понятия, термины раскрывающие содержание программы.

  1. Зрительно-моторная координация — это согласованные действия рук и глаза.
  2. Билатеральная координация предполагает использование двух рук, перекладывание объектов из руки в руку, умение одной рукой держать, а другой — обследовать объект
  3. Социальная депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми, — жить, функционально и культурно взаимодействуя с социумом.
  4. Косоглазие — это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо.
  5. Канистерапия —это метод, усиливающий эффективность развития личности, образования и реабилитации, в которой мотиватором является специально отобранная и обученная собака, проводимая квалифицированным канистерапевтом.
  6. Зрительная гимнастика — это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения. Зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения
  7. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
  8. Перманентный (французское permanent, от латинского permaneo — остаюсь, продолжаюсь), непрерывно продолжающийся, постоянный.
  9. Зона ближайшего развития-уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности
  10. Абилитацияэто система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

III.Цель изадачи программы

Цель: Обеспечить комплексную абилитацию детей, направленную на становление жизненных компетенций, коррекцию негативных тенденций психофизического развития.

Задачи программы:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире живой и неживой природы;
  2. Приобретение детьми элементарных трудовых навыков;
  3. Формировать навыки социального поведения: уметь отвечать на контакты взрослого, проявлять инициативу при общении, ориентироваться на оценку действий взрослого;
  4. Формирование начал экологической культуры;
  5. Развитие творческого потенциала;

Вся работа по программе «Цветик-Семицветик» строится в соответствии с перспективным планом, следуя разработанному алгоритму. Это:

− Обследование детей;

− Проведение КРЗ с детьми;

− Взаимодействие со специалистами, воспитателями и медиками;

− Сотрудничество с родителями, опекунами, усыновителями;

− Повышение квалификации, самообразование;

− Распространение опыта работы.

IV.Основные направления программы.

1. Диагностическое:

Установить уровень развития; определить зону ближайшего развития. выявление резервных возможностей ребенка.

2. Коррекционно-развивающее:

Содействие и оказание необходимой помощи детям с учетом выбранной программы;

создание среды, отвечающей потребностям ребенка в пространстве становления личности; реализация специальных методик и технологий

3. Консультативно-просветительское

Обучение родителей (опекунов, усыновителей) методам взаимодействия с детьми, подбор средств общения с ребенком;

4. Научно-методическое

Разработка планов развития ребенка по коррекции и развитию на основе личностно — ориентированного подхода; подготовка документации для МПСП консилиума.

5. Информационно-аналитическое

Разработка системы мониторинга и критериев эффективности коррекционно-педагогического процесса;

6. Медицинское

  1. Плановое сопровождение детей в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями:
  2. Проведение процедур по показаниям

V. Методы иформы работы. Реализация программы

1. При обследовании ребенка специалисты используют следующие формы и методы:

Изучение анамнезов, мини-консилиумы, проводят исследования по линиям развития через непосредственное наблюдение за ребенком в свободной деятельности, в специально подготовленной обстановке, заполняют таблицы, различные графические техники

2. В работе используются технологии коррекции и восстановления зрительно-моторной координации: гимнастика терапия, фольклоротерапии; пальчиковые гимнастики, лого ритмические упражнения; гарденотерапия, трудотерапия, песочная терапия, упражнения с водой и семенами; канистерапия, иппотерапия, холдинг-терапия.

3. Лекции и интерактивные беседы в группах;

4. Индивидуальные консультации с родителями, опекунами, усыновителями по вопросу развития детей с особенностями развития.

5. Выпуск буклетов, оформление стендовой информации

6. Проведение совместных праздников, мастер-классы по сотворчеству детей и взрослых.

«Цветик-семицветик» — так мы назвали программу экологии, которая включает несколько разделов.

Первый раздел. «Уроки мудрой Совы!»

Реализация программы предполагает решить следующие задачи:

Обогатить чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы, природные явления;

− Стимулировать речевую активность;

− Расширять знания о природе;

− Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с объектами живой природы;

− Совершенствовать трудовые навыки, развивать мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки;

− Стабилизировать психоэмоциональное состояние;

− Воспитывать бережное отношения к себе, своему здоровью,

− Формировать эстетическое отношения к природе, творческий потенциал.

Вся коррекционно-развивающая работа по программе строится «от ребёнка», с учётом проблем и особенностей его развития.

Для детей с особенностями в развитии характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, необходимость большего количества повторов для формирования понятий. Сформированные представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, тенденцией к быстрому сглаживанию, забыванию.

Проблема утомляемости, перевозбуждения, рассеянности внимания детей решается также с помощью элементов технологии ортобиоза (само-сбережения здоровья и жизненного оптимизма).

На занятиях используются методы:

рекреации (укрепления физического здоровья): упражнения на конструирование осанки, массажные игры, массаж биологически активных точек ладоней, головы и ушных раковин, упражнения для глаз, различные виды гимнастик (дыхательная, логоритмическая, пальчиковая, зрительная) и др.

релаксации (укрепление психического здоровья): смехо-терапия, импровизации под музыку, психофизическая гимнастика.

Они помогают снять напряжение, зарядиться положительными эмоциями, получив при этом познавательный материал.

Работа по реализации программы «Цветик-семицветик» осуществляется в различных формах организованной деятельности.

Структура занятия варьируется в зависимости от темы занятия и может включать в себя:

− Ритуал начала занятия;

− Массажные игры и упражнения с природным материалом

− Экологическую разминку;

− Сообщение нового материала;

− Закрепление нового материала в д/играх и упражнениях;

− Упражнения на укрепление физического здоровья;

− Д/игры и упражнения на закрепление ранее пройденного материала;

− Практическую деятельность в соответствии с темой;

− Релаксацию;

− Подведение итогов и ритуал окончания занятия.

На таких занятиях вместе со сказочными героями — весёлым Колобком, Курочкой — Рябой, Козой-Дерезой, дети совершают увлекательные путешествия к бабушке на лесную полянку. Все повествование материала ведется от имени персонажей.

Второй раздел: «Советы Принцессы Флоры!»

Следующая форма коррекционной работы -индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой моторики: «Игры для пальчиков»

Комплекс занятий рассчитан на детей с ТМНР, с очень низким уровнем НПР.

В КР занятия включены специально подобранные игры и упражнения с природным (песком, водой, крупами, семенами) и бросовым материалом, которые помогают решить следующие задачи:

− Учить правильно захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая положение предмета в пространстве, форму и величину предмета;

− Разнообразить тактильные ощущения детей;

− Развивать согласованные движения обеих рук;

− Укреплять мышцы пальцев и кистей рук,

− Развивать соотносящие движения рук;

− Развивать дифференцированные движения кистей и пальцев рук;

− Повысить уровень моторного развития рук — силу, ловкость и точность движений;

− Стимулировать развитие ручных навыков;

− Активизировать зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

− Развивать внимание, мышление и воображение.

Это игры на пересыпание, переливание, сортировку (по величине, цвету, форме), нанизывание, выкладывание различных узоров, дорожек на пластилиновую или клеевую основу, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и др.

Занятия с детьми проводятся от имени мальчика — Пальчика, который приходит к ним в гости и предлагает выполнить то или иное игровое задание, оценивает его выполнение. Этот методический приём позволяет поддерживать интерес детей, стимулирует их активность в течение всего занятия, структура которого включает в себя: ритуал начала занятия; массаж или самомассаж рук и массажные игры с природным материалом; игры на развитие мелкой моторики с различными материалами; пальчиковые игры; ритуал окончания занятия.

Количество используемых на занятии игр зависит от уровня моторного развития ребёнка и необходимости соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения задания.

Каждое занятие включает в себя несколько разнообразных видов деятельности, что позволяет избежать утомления и поддерживать интерес детей:

− Самомассаж и массажные игры с природным материалом;

− Упражнения в сухом пальчиковом бассейне;

− Пальчиковые игры;

− Кинезиологическую коррекцию (двигательные упражнения на улучшение межполушарного взаимодействия);

− Дидактические игры и упражнения с природным материалом;

− Экологические дидактические игры;

− Аппликацию из природного материала;

Структура занятия зависит от темы и задач, решаемых конкретно на каждом занятии.

Третий раздел «Разноцветный мир»

В последние годы в литературе, посвященной вопросам реабилитации, большое внимание уделяется социально-педагогической реабилитации через творческую деятельность. Реализовать это направление коррекционно-развивающей работы мы постарались на занятиях эколого-художественной студии «Разноцветный мир».

Данное направление помогает

− Скорректировать психоэмоциональную и волевую сферы;

− Повысить самооценку;

− Сформировать коммуникативные навыки;

− Развить функциональные возможности кистей и пальцев рук;

− Обучить детей навыкам работы с различным природным материалом (семенами растений, шишками, орехами, засушенными листьями и травами, камнями и ракушками, песком и опилками, перьями и соломкой, скорлупой яиц и др.);

− Уточнить и расширить знания детей о мире природы;

− Воспитывать у детей художественный вкус;

− Развивать эстетическое восприятия.

Особо хочется отметить такую форму работы, как проведение экологических акций:

− «Сохраним зимою лета красоту» по сбору природного материала,

− «Поможем пернатым друзьям» — привлечение волонтеров к изготовлению кормушек и совместной с детьми подкормке птиц,

− «Хотим жить в чистом мире» по сбору бросового материала, который используется и в качестве основы для детских работ, и идет на изготовление дидактических пособий для коррекционной работы с детьми.

Широко использую коллективные работы. Используется данная форма а ракурсе сотворчества воспитателя и ребенка. Данная форма имеет много положительных моментов.

Во-первых, это способствует развитию коммуникабельности ребёнка, приобретению навыков общения. Во- вторых, сложность работы упрощается, а результат её выглядит гораздо значительнее, что способствует коррекции самооценки.

Лучшие работы участвуют в городских и областных конкурсах детского творчества. Дети с гордостью вручают свои работы в подарок взрослым: родителям, опекунам, усыновителям, спонсорам, волонтерам, сотрудникам дома ребенка к тематическим праздникам

Четвертый раздел «Уроки Гнома-Агронома!» Агро-терапия

Чтобы ребёнок с ТМНР чувствовал себя в социуме комфортно и уверенно большое внимание уделяем трудовой подготовке. Работа на овощном огороде, цветнике, на полянах способствуют социально-бытовой адаптации.

На этом этапе ставятся определенные задачи:

− Формировать элементарные трудовые навыки;

− Способствовать оптимизации нарушений тонкой моторики рук, координации движений;

− Укрепить мышечную силу;

− Развивать высшие корковые функции: память, внимание, мышление;

− Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, мотивационный настрой;

− Способствовать начальной профессиональной ориентации детей.

Занятия проходят фронтально и индивидуально и очень нравятся детям. («Посадка лука в горшочки», «Полив цветочных клумб», «Сбор шишек, листьев, семян», «Рыхление почвы в теплице» и т. д.,) Территория нашего учреждения открывает огромные возможности для эко-реабилитации наших детей.

Скворечники на территории каждый год принимают своих жильцов и у детей имеется прекрасная возможность наблюдать за жизнью этих птиц, выведением потомства.

Важной составляющей коррекционно-развивающей работы является овладение детьми правилами поведения, принятыми в обществе. Я знакомлю их с правилами поведения в природе.

Пятый раздел: «Встречи вэкологической гостиной!»

На территории проложены специальные маршруты — экологические тропы, на которых обозначены объекты для наблюдения. В ходе экскурсий по экологической тропе успешно решается целый комплекс задач воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего характера. Происходит формирование:

− навыков наблюдения;

− сенсорных способностей (умения видеть разнообразные признаки объектов наблюдения — цвет, форму, фактуру);

− мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации);

− воображения и творческих способностей.

Шестой раздел: Праздники, досуги, развлечения

неотъемлемая часть реабилитационного процесса. Они доставляют детям много радости и позволяют закрепить сформированные посредством коррекционно-развивающей работы знания и навыки в новой интересной форме: «В гости к деревьям», «Загадки старика Лесовика», «Праздник урожая». «Праздник птиц» — вот названия лишь некоторых из них.

Все виды и формы коррекционной работы по программе «Цветик-семицветик» взаимосвязаны, вытекают одна из другой, дополняют друг друга.

Какие конкретно формы будут использованы в работе с тем или иным ребёнком определяет диагностика, делается анализ, затем вносятся изменения в ИПРЖУ.

IX. Ожидаемые результаты.

− Обогатить чувственный опыт детей через наблюдение, рассматривание, узнавание на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;

− Укрепить мышечную силу;

− Уметь работать с различным природным материалом (семенами растений, шишками, орехами, водой, песком и др).

− Развить мелкую моторику –силу, ловкость, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки;

− Уметь контактировать со сверстниками;

− Уметь правильно захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая положение предмета в пространстве, форму и величину предмета

− Уметь согласовывать движения обеих рук;

− Укрепить мышцы пальцев и кистей рук,

− Пробудить желание к самостоятельной работе;

− Уметь выражать эмоции;

− Ориентироваться на оценку взрослого его деятельности;

− Скорректировать детско-родительские отношения (разные категории) в процессе общения.

Всё выше сказанное позволяет надеяться целенаправленная и систематическая работа позволит детям с нарушениями в развитии максимально приблизиться в своих возможностях к нормально развивающимся детям, поможет успешной интеграции их в общество.

Литература:

  1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1.- С.10–12.
  2. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6.- С. 16–20.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природный материал, игра, мелкая моторика, занятие, мир природы, работа, развитие, упражнение, эмоционально-волевая сфера.


Задать вопрос